Всем привет! Продолжаем писать полезные статьи на велосипедную тематику. Сегодня поговорим о чистке цепи и о самом простом способе это осуществить. В целом, что касается мелкого ремонта и обслуживания велосипеда, то выгоднее всего осуществлять его самому. Во-первых, так вы экономите и деньги, и время. А во-вторых, вы перестанете зависеть от мастерских. Ведь мастер, работающий в мастерской, особенно в сезон, вряд ли найдет время на маленькую операцию, когда есть заказы на полный ремонт или ТО.
Ранее я уже писал подробно о том как минимально обслуживать свой велосипед (ссылка на статью - https://dzen.ru/a/ZOxjXTmBQVCkdlYa), но так как тема касается конкретно чистки цепи, повторю основные тезисы:
Для чего нужно чистить и смазывать цепь?
Посмотрите внимательно на схематическое изображение устройства цепи, и обратите внимание на её пины (валики), благодаря которым звенья соединены между собой. Данные пины, в результате постоянного механического трения, со временем становятся тоньше (изнашиваются), что в свою очередь влечет за собой увеличение общей длины цепи (растяжение) и непопадание звеньев на зубья задних и передних звезд. Нагрузка на зубья возрастает, и они потихоньку стачиваются, увеличивая уровень канавок между зубьями, тем самым приводя в негодность сами звезды. Происходит это постепенно по мере растяжения цепи, и заточка зубьев обычно незаметна во время езды.
Цепная смазка в разы уменьшает уровень трения самих пинов, и тем самым предотвращает растяжение цепи. Визуально определить такое растяжение очень сложно, поэтому стоит приобрести такой инструмент, как измеритель уровня цепи. Стоит он недорого.
Принцип пользования измерителем прост. Поставьте индикатор на цепь, как это показано на изображении. Если на шкале 0,75 щуп индикатора полностью проваливается, стоит заменить цепь полностью. Если на шкале 1.0. щуп индикатора полностью проваливается, значит необходимо менять не только цепь, но и заднюю кассету
Наибольший уровень износа зубьев, виден невооруженным глазом и представляет собой острые как акульи зубы зубья самой кассеты или передних звезд. В такой ситуации менять придется все. Либо продолжать катать пока не порвется сама цепь.
Как, когда и чем чистить цепь?
Перед смазкой, цепь необходимо очистить от следов старой смазки, которая давно смешалась с пылью и грязью, тем самым увеличивая эффект трения в пинах, и увеличивая тем самым износ.
Как часто необходимо смазывать цепь?
Если вы используете велосипед ежедневно, и в среднем проезжаете по 10-20 км в день, смазку стоит наносить раз в 1,5-2 недели. Если вы ездите на велике только по выходным на небольшие дистанции, то чистить и смазывать цепь стоит раз в месяц.
Другим признаком необходимости смазать цепь, будет банальный шелест цепи во время езды.
О том чем и как смазывать цепь, вы можете узнать из той же самой статьи, ссылку на которую я оставил выше, а сейчас перейдем к практике.
Итак, для чистки цепи вам понадобятся следующие компоненты:
1. Клещи для размыкания цепи – самый удобный инструмент для размыкания замков, продается множество видов по разным ценам. Также на Ютубе есть огромное количество лайфхаков, как разомкнуть замок подручными средствами.
2. Индикатор износа цепи – прежде всего нужно измерить цепь на растяжение, иначе возможно нет смысла её чистить, так как при большом растяжении смысл чистки теряется.
3. Растворитель – лично я пользуюсь бензином «Галоша» (БР2), так как это эффективно, дешево и практично.
4. Любая пластиковая бутылка небольшого объема с широким горлышком и плотно закручивающейся крышкой.
5. Салфетки.
Но, прежде чем приступать к чистке цепи, советую измерить саму цепь на растяжение с помощью специального инструмента. Стоит он недорого, зато вы всегда будете знать степень износа для того чтобы вовремя сделать замену. Судя по фото, щуп измерителя еще не проваливается на отметке 0,75. А это значит что цепь не растянута и её можно пользоваться.
Также, советую поставить на цепь замок, если он отсутствует. Замок стоит недорого, и любой мастер установит его за пару минут. Это позволит вам самому осуществлять процесс чистки.
Кроме того, прежде чем снимать цепь с переключателя, при недостатке опыта, лучше всего сфотографировать расположение цепи на роликах переключателя. Это позволит вам не ломать голову с обратной установкой. Ну а с одноразовыми перчатками, сам процесс чистки будет намного удобнее.
Выставляем положение заднего переключателя на самую высокую скорость (самая маленькая звездочка), и тоже самое делаем с передним (если он есть), только переключив уже на самую низкую скорость (тоже самая маленькая звезда, но только спереди), что уменьшит общее натяжение.
Сначала находим цепной замок. Затем, с помощью клещей, снимаем замок. Для этого нужно вставить щупы клещей с ближайшие проемы от замка и свести ручки. Пины замка сместятся ближе к середине и тем самым освободятся.
Снимаем цепь с велосипеда, и без замка, аккуратно опускаем её в бутылку с широким горлышком. Затем заливаем в бутылку растворитель, примерно на половину объема, закрываем и начинаем активно трясти как бармен взбивает коктейли в шейкере. Обычно такой интенсивной тряски хватает максимум до 5 минут. А если вы не особо торопитесь, то положите бутылку так чтобы бензин покрывал всю поверхность цепи и пусть она полежит так пару часов.
После того как процесс чистки закончился, бензин превратится в мутную жидкость. Не выливайте этот бензин, а перелейте его в отдельную емкость. Через некоторое время, осадок с грязью опустится на дно, и Б/У бензином можно воспользовать еще на несколько чисток, что и делает этот способ наиболее экономичным, так как отработанный бензин в цепемойке придется вылить.
Затем вытаскиваем обратно цепь и понимаем почему нужна бутылка именно с широким горлышком. Теперь стоит дополнительно протереть цепь салфеткой, смоченной в бензине и оставить просохнуть на 5 минут. Напоминаю о соблюдении мер пожарной безопасности во время работы с легковоспламеняющимися жидкостями. Остатки бензина быстро испарятся, и чистую цепь можно ставить на велосипед обратно и смазать велосипедной смазкой.
Сам процесс замыкания замка обратно, показываю на фото. Нужно соединить две половины замка, а затем с помощью клещей, разводя ручки в разные стороны – защелкиваем замок. Кстати замок удобнее всего чистить салфеткой с бензином. Так как кинув его в бутылку с цепью, вы можете случайно вылить его вместе с отработанным бензином.
Остается лишь смазать цепь, подождать пять минут пока масло проникнет в пины, и стереть остатки масла с поверхности с помощью сухой и чистой салфетки.
На этом у меня все, до новых встреч!
Влад
YASTREB CASTOM
Подписывайтесь на мой ЮТУБ канал
https://www.youtube.com/channel/UCd6gpO5G_JlagCDjYkdXJLw
или его дубль на Дзене - https://zen.yandex.ru/id/622f75b0258a14448f80f5e5
Или его дубль на РУТУБЕ - https://rutube.ru/channel/25532775/
#велоремонтвростовенадону
#велоремонтнасельмаше
#ТОвелосипеда
#апгрейдвелосипеда
#YASTREBCASTOM
#youtubeyastrebcastom
#rutubeyastrebcastom
#яндексдзенyastrebcastom
#чисткацепи