Всем привет! Сегодня мы поговорим о том, какой минимальный уход необходим за вашим многоскоростным велосипедом, и для чего это необходимо?
В первую очередь необходимо понимать то, что любой велосипед является сложным механизмом, с целым рядом подвижных механических узлов, которые взаимодействуют друг с другом, а значит имеют определенный уровень износа. Поэтому ваш двух-колесный друг, независимо от своей цены, требует регулярного технического обслуживания, что в свою очередь предотвратит от более серьёзных поломок и соответствующих затрат на их устранение. Большой ошибкой является мысль о том, что раз велосипед дорогой, то обслуживать его незачем. Расходные запчасти потому и расходные, так как изнашиваются быстрее основных.
1. Чистка и смазка цепи:
Начнем с самого главного узла-расходника, требующего наиболее частого обслуживания – велосипедной цепи.
Для чего нужно чистить и смазывать цепь?
Посмотрите внимательно на схематическое изображение устройства цепи, и обратите внимание на её пины (валики), благодаря которым звенья соединены между собой. Данные пины, в результате постоянного механического трения, со временем становятся тоньше (изнашиваются), что в свою очередь влечет за собой увеличение общей длины цепи (растяжение) и непопадание звеньев на зубья задних и передних звезд. Нагрузка на зубья возрастает, и они потихоньку стачиваются, увеличивая уровень канавок между зубьями, тем самым приводя в негодность сами звезды. Происходит это постепенно по мере растяжения цепи, и заточка зубьев обычно незаметна во время езды.
Цепная смазка в разы уменьшает уровень трения самих пинов, и тем самым предотвращает растяжение цепи. Визуально определить такое растяжение очень сложно, поэтому стоит приобрести такой инструмент, как измеритель уровня цепи. Стоит он недорого.
Принцип пользования прост. Поставьте индикатор на цепь, как это показано на изображении. Если на шкале 0,75 щуп индикатора полностью проваливается, стоит заменить цепь полностью. Если на шкале 1.0. щуп индикатора полностью проваливается, значит необходимо менять не только цепь, но и заднюю кассету.
Наибольший уровень износа зубьев, виден невооруженным глазом и представляет собой острые как акульи зубы зубья самой кассеты или передних звезд. В такой ситуации менять придется все. Либо продолжать катать пока не порвется сама цепь.
Как, когда и чем чистить цепь?
Перед смазкой, цепь необходимо очистить от следов старой смазки, которая давно смешалась с пылью и грязью, тем самым увеличивая эффект трения в пинах, и увеличивая тем самым износ.
Чем чистить?
Самый недорогой способ, это использовать для чистки очищенный бензин БР-2 или «Галоша», который продается в любом хозяйственном или строительном магазине в отделе ЛКП.
Для наиболее требовательных эстетов, рекомендую использовать Деталан-Ф, которое разбавляется с водой и имеет более высокий эффект очищения. Сами очистители можно не выливать после использования, а перелить в отдельную емкость и пользоваться ими по нескольку раз. Мутный осадок обязательно опуститься на дно, и жидкость можно будет использовать повторно.
Есть как минимум два наиболее эффективных способа чистки:
1. Если на вашей цепи не оказалось цепного замка, то придется покупать специальную цепемойку (см.фото).
В принципе данное устройство довольно удобно в использовании, но лучше всего использовать эту машинку на улице, так как прокручивая цепь назад (холостой ход), очиститель будет разбрызгиваться по обе стороны машинки. Обычно достаточно 6-7 полных оборотов педалей. Затем аккуратно снимите машинку, и дополнительно протрите цепь тряпкой, смоченной в бензине. Подождите 5 минут, чтобы остатки бензина или растворителя испарятся.
2. Самый простой, экономичный и более чистый способ, при условии, что у вас есть замок на цепи. Если замка нет, нужно заехать в любую вело-мастерскую и попросите его установить.
Возьмите небольшой пластиковый контейнер или бутылку с широким горлышком, снимите цепь и поместите её внутрь. Залейте минимум на половину очистителем, закройте крышку и поработайте некоторое время барменом. После пяти минут активного встряхивания, вынимайте цепь и дополнительно протрите её тряпкой, смоченной в бензине. Подождите 5 минут, чтобы остатки бензина или растворителя испарятся.
Смазка цепи:
Большой ошибкой является смазка цепи консистентными и пластичными смазками, типа литола или солидола. Смысла в такой смазке нет, а вреда полно, так как на цепь будет прилипать еще больше пыли и грязи. Цепь необходимо смазывать только жидкими велосипедными цепными смазками с высоким уровнем проникаемости. Помните, что смазке должны подвергаться только пины цепи, которые находятся внутри звеньев под колечками, чтобы трение было меньше.
Какую смазку использовать?
Есть огромное количество смазок, и в зависимости от того какой компонент является основным, зависит срок службы самой смазки. Также смазки делятся по типу использования для сухой и влажной погоды. Рекомендую использовать смазки на основе тефлона или хромомолибдена, так как они довольно долго служат, меньше пачкают цепь и т.д. Более подробно о свойствах той или иной смазки можно прочитать в сети, там огромное количество инструкций. Единственное, если пользуетесь парафиновой смазкой, то смешивать её с обычной не рекомендуется.
Смазки продаются как в виде спреев, так и в виде обычных масленок. Масленка более экономичное средство, так как при использовании распылителя, часть смазки улетает мимо, а в случае неаккуратного нанесения, может попасть на колодки и дисковый тормоз, что приведет к вынужденной замене последних.
Как наносить смазку?
Можно прокапать каждое сочленение звена отдельно, а можно аккуратно направить носик масленки строго между звеньями, и медленно вращать педали в режиме холостого хода. Мой совет, расходуйте смазку разумно, и не заливайте цепь чрезмерно. Смысл в том, чтобы она проникла внутрь звеньев цепи. После нанесения смазки подождите пять минут. Затем удалите остатки смазки с поверхности цепи с помощью чистой тряпки или специальных одноразовых салфеток. Слишком большое количество смазки способствует налипанию большего количества грязи и пыли на цепь. В идеале, выждав пять минут после нанесения смазки, досуха протрите цепь с внешней стороны, например, зажав цепь в ладони с чистой тряпкой.
Как часто смазывать цепь?
Если вы используете велосипед ежедневно, и в среднем проезжаете по 10-20 км в день, смазку стоит наносить раз в 1,5-2 недели. Если вы ездите на велике только по выходным на небольшие дистанции, то чистить и смазывать цепь стоит раз в месяц.
Другим признаком необходимости смазать цепь, будет банальный шелест цепи во время езды.
Чистка задних и передних звезд велосипеда:
Кто-то по своему незнанию пытается смазывать звезды велосипеда, это неправильно. Чистка звезд, необходима лишь для того чтобы грязь на зубьях не забивалась в цепь. Чистить можно как на сухую, так и с помощью того же бензина. Очень удобно использовать такую щетку (см.фото).
Частота чисток звезд, определяется на собственное усмотрение.
Также. Стоит время от времени чистить от грязи ролики заднего переключателя. Это несложно. Смазывать сами ролики не нужно, там используются обычные втулки скольжения.
Уход за вилкой:
Минимальный уход за ногами вилки, предотвратит защитное покрытие ног от стирания, а также от появления ржавчины в тех местах, которые не видно.
Возьмите чистую тряпку/салфетку, смочите её бензином и тщательно вытрите ноги вилки а также резиновые кольца у основания ног, именуемые пыльникам или сальниками. Затем, возьмите обычную силиконовую смазку (очень удобен балончик), нанесите немного на чистую тряпку/салфетку, и протрите ей ноги вилки. Это создаст защитную оболочку для ног, которая работает как антистатик, не позволяет влаге проникнуть внутрь и обладает дополнительными смазывающими свойствами. Это позволит вашей вилке оставаться в хорошем техническом состоянии до очередного ТО.
Как часто нужно делать такую процедуру? Как минимум раз в неделю, или чаще, в зависимости как часто вы катаетесь и как быстро покрывается пылью поверхность ног вилки.
Уход за колесами:
Самой частой проблемой любого велосипедиста являются проколы камеры.
Есть несколько способов предотвращения проколов, с разной степенью эффективности.
Самым простым является замена обычной камеры на камеру с антипрокольным герметиком внутри. Либо этот герметик можно купить отдельно и залить внутрь, выкрутив предварительно нипель. Помните, что есть как минимум два вида герметиков, для камер и покрышек. При наезде на колючку, герметик выходит наружу и вулканизирует камеру. Такая реакция возникает в результате разницы внутреннего и внешнего давления. Но, это не всегда работает. К тому же герметик нужно раз в год доливать, так как он имеет свойство высыхать со временем.
Можно приобрести покрышки с дополнительным антипрокольным слоем. Такие покрышки в целом будут тяжелее обычных, и с наездом на гвоздь могут не справится.
Можно установить антипрокольную ленту, по внутренней части покрышки. Монтируя такую ленту, не забудьте обрезать концы предварительно их закруглив, чтобы не образовывалось острых углов.
Самым частым вопросом, который мне задают, является вопрос – какую камеру брать? Какая лучше? Все камеры практически одинаковы и одинаково прокалываются. Цена камеры зависит в основном от бренда, типа нипеля и влияет только на срок службы, особенно во время зимнего хранения. Дорогие камеры просто живут дольше. А хранить велосипед стоит при слегка спущенных камерах. Не держите их с рабочим давлением.
Уход за тормозами:
Периодически протирайте дисковые тормоза (ротор), с помощью спирта или бензина. Скрипящие колодки тормозов, сигнализируют о том, что на них попала грязь или масло. Например, во время езды под дождем, масло с днищ авто, попадает в лужи, а потом оно же вместе с брызгами попадает на колодки. Очистить колодки можно с помощью чистки поверхности колодок наждаком (мелкое зерно), и последующим прокаливанием на газовой плите или с помощью горелки. Но этот метод не всегда работает, и иногда проще колодки заменить. Не знаете как? Посмотрите видео на Ютубе, таких роликов тысячи.
Если у вас ободные тормоза, стоит время от времени протирать обода спиртом или бензином.
Уход за рамой:
Первое правило «велосипедного клуба», никогда и ни при каких обстоятельствах не мыть велосипед мойкой высокого давления (в народе называемой керхером, хотя это всего лишь бренд), так как вы тем самым вымываете смазку со всех узлов, и способствуете образованию ржавчины внутри узлов. Как минимум это приводит к повреждению конусов и подшипников, в более худшем варианте точатся чашки втулок, что грозит полной заменой втулки (совершенно другие деньги). Улыбающийся мужик на фото еще не знает к чему приведет такая мойка велосипеда. О, святая простота!
Если ваша цепь без защиты от коррозии и тоже самое со звездами, то после мойки водой они покроются ржавчиной, а также все болты и узлы что не защищены.
И помните – WD это не смазка а очиститель. Его применяют для того чтобы растворить остатки старой смазки, либо для высокой проникаемости в прикипевшие узлы резьб.
Велосипед лучше мыть вручную, обычной тряпкой с водой и моющим средством (тот же фейри).
После мойки, можно покрыть раму либо специальной велосипедной полироли, либо силиконовой смазкой, предварительно нанеся её на тряпку. Естественно нельзя покрывать ей тормозные машинки и диски.
Общие рекомендации по хранению и общему ТО:
Раз в год следует отдавать ваш велосипед на полное ТО в мастерскую. Обычно полное ТО включает в себя следующие услуги:
- переборка втулок;
- выправка восьмерок и яиц на ободах;
- переборка рулевой каретки;
- переборка вилки;
- переборка каретки (если это возможно);
- чистка и смазка цепи и звезд;
- настройка переключателей;
- замена рубашек и тросиков при необходимости.
Обычно на полное ТО велосипед отдают весной, чтобы сразу его использовать. Однако не забывайте, что именно в это время мастерские наиболее загружены. Подумайте о том, чтобы сдать велосипед на ТО чуть раньше, при условии, что мастерская работает в это время года.
Хранить велосипед желательно в сухом закрытом помещении, где общая температура не ниже 5 градусов цельсия в самое холодное время года. Будет лучше если вы полностью накроете велосипед от пыли. Самый простой способ изготовления чехла, это взять обычную шторку для ванной комнаты, сложить её пополам и прострочить на машинке, с одной стороны.
Низкие температуры негативно влияют на гидравлические тормоза, из-за сжатия и расширения сальников и резинок. И после неправильного хранения могут прост потечь. Также разница в температурах, нередко приводит к образованию росы как на внешних узлах велосипеда, так и внутри. Что приводит к ржавчине и прочим неприятным последствиям. При хранении лучше спустить давление в покрышках, но не сильно. Удобно хранить велосипед, на специальном крюке, который крепится к стене. Так велосипед занимает вертикальное положение и требует меньше пространства.
Также перед тем как поставить велосипед на хранение, стоит сбросить передние звезды до 1 скорости (самая маленькая звезда), и до самой высокой на заднем переключателе (тоже самая маленькая звезда). Таким образом, пружины на ваших переключателях будут находится на минимальной нагрузке, что продлит их срок службы.
Все эти основы ухода, позволят вам не только значительно сэкономить на обслуживании, но и на последующем ремонте выбывших из строя узлов.
На этом все!
Влад
YASTREB CASTOM
P.S. Подписывайтесь на мой ЮТУБ канал
https://www.youtube.com/channel/UCd6gpO5G_JlagCDjYkdX..
или его дубль на Дзене - https://zen.yandex.ru/id/622f75b0258a14448f80f5e5
Или его дубль на РУТУБЕ - https://rutube.ru/channel/25532775/
#велоремонтвростовенадону
#велоремонтнасельмаше
#ТОвелосипеда
#апгрейдвелосипеда
#YASTREBCASTOM
#youtubeyastrebcastom
#rutubeyastrebcastom
#яндексдзенyastrebcastom