Вопрос, от которого хочется отмахнуться: "Сколько получится, все ведь под богом ходим". Но если жить не бездумно, а выстраивать хоть какие-нибудь планы, о сроках не думать нельзя.
Есть в социологии странное понятие: ОЖИДАЕМАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ. Странное потому что не зависит ни от чего "материального", существует только в человеческой голове, но влияет на все стороны нашего материального бытия. Тот случай, когда хочется согласиться со всеми идеалистами сразу: сознание первично!
Речь идёт о том сроке, на который человек рассчитывает. Да, никакие случайности не исключены, и человек вполне может прожить меньше (или больше), но важно именно то, на сколько он сам себя "запланировал".
Ясно, что у подростка впереди "вечность", и дорожить временем для него даже странно. Не сделал сегодня - так завтра же можно, и через год, и через пять!
В двадцать пять начинаешь понимать, что срок велик, но конечен. Впереди примерно полвека. А на работу уже сорокалетних берут неохотно, значит - спешим жить! Заработать и потратить, чтобы было, что вспомнить!
А сколько впереди у стариков? Мишель Монтень когда-то написал: "Нет такого старика, который не рассчитывает прожить ещё лет десять, не думая, что и сейчас уже живёт по особой божьей милости".
В его время, в шестнадцатом веке, действительно старость надо было считать божьей милостью, сегодня это - достижение медицины. Но ожидаемая продолжительность - лет десять? Это, пожалуй, не изменилось. Выходя на пенсию, все мы задаём себе вопрос, не куда поехать отдыхать, а сколько лет мы ещё сможем работать! Сколько впереди жизни активной, а значит, независимой? Потому что "зависимая" - это уже не жизнь, и думать о ней не хочется. А приходится.
И когда блогеры изощряются в остроумии по поводу "наших бедненьких пенсионеров, у которых на счетах по два миллиона и больше", хочется спросить: а вам слабо накопить два миллиона, получая пенсию? Ведь это значит даже не "работать", а вкалывать - и откладывать каждую копейку, оставшуюся от коммуналки. "Так почему не живут сейчас?!"
Да потому что "жить сейчас" нормально тому, кто уверен - заработает и завтра, и через пять лет, и через двадцать. А как себя вести тому, кто через пару лет окажется в инвалидном кресле? В доме престарелых? В памперсе и с приходящей нянькой от собеса? Не дай бог никому, но вероятность велика. Что тогда, выручат эти два миллиона, надолго их хватит?
Прикинем. Не роскошный, но приличный пансионат - 4 тысячи в день. Поплоше - 2 тысячи. Можно найти и за тысячу, но... лучше туда не попадать. Итак, два миллиона - это полтора года в приличном пансионате, три года там, где поплоше, или шесть лет там, куда лучше не попадать.
Так можно понять тех, кто в ужасе от перспективы? Кто "сидит на каше без масла и ничего не тратит", чтобы не оказаться на шее у собственных детей - внуков? При чём тут "психология совка", если явление возникло буквально на глазах: завтрашний день стал совершенно непредсказуем? Так можно не издеваться с высоты своих двадцати лет, а помочь своим старикам? Не можем материально - так хотя бы психологически. Поняв, наконец, что с годами моложе-сильнее не становится никто. И мы тоже.
Потому что "рожать вас не просили, можно жить на макарошках, в шестьдесят ещё молодые... и вообще, срок дожития".
Можно, при таком отношении, вбивать клин между поколениями, или всё же поймём, что это касается всех?
Поймём и подумаем, как и что изменить.