Сегодня хотелось бы познакомить вас с одной из самых воздушных и эфемерных работ скульптора Ленинградского фарфорового завода Эльвиры Еропкиной.
Символизм, предельная поэзия, характерные для творчества Эльвиры Еропкиной ленинградского периода, буквально выкристаллизованы в фигуре "Ветер".
Ветер
Ноябрь. Холодный порывистый ветер. Он пронизывает до костей. Одна-одинёшенька она бредёт по площади перед Исакием. Раскрыв зонт, она словно ищет спасения от непогоды. И это напрасная затея. Ленинградский осенний ветер ни во что не ставит эту хрупкую конструкцию - зонт. Капли всё равно попадают на девушку. Острые, колкие, неприятные капли.
Ветер задувает под зонт с такой силой, что наша героиня вынуждена втянуть шею в плечи, убрать зазор между кожей и шарфом. Именно поэтому она смотрит вниз, под ноги. Именно поэтому мы видим то, что видит она - опрокинутое изображение Исакиевского собора в луже.
Она вся съёжилась и думает только об одном - поскорее бы добраться из пункта А в пункт Б. Она не поднимает глаз на архитектурное великолепие, она проходит мимо, оставляя собор где-то сбоку и позади. А вокруг хозяйничает ленинградский ноябрь, такой ветреный и промозглый. А ещё очень и очень серый. В это врем года Ленинград действительно очень серый.
И это находит отражение в цвете, который выбрала Еропкина для росписи скульптуры.
Роспись фигуры очень детальна. Обратите внимание на лужу с отражением Исакия, видите в луже темно-серые пузыри от дождя? На девушке светлое голубое платье, отражающее внутреннее тепло героини, и серое пальто, внешняя защита, которая подвергается воздействия окружающей непогоды.
Ветер, убитый ИФЗ
Фигура "Ветер" выпускается и сейчас на Императорском фарфоровом заводе. Вот только вещи, созданные Эльвирой Еропкиной, современный ИФЗ расписывать не умеет. Современная роспись фигуры не соответствует замыслу. Взгляните на фигуру с сайта ИФЗ: светло-синие/ голубые тона. Кто видел такие лазурные тона в ноябрьском Санкт-Петербурге?
Всё как-то настолько легко и празднично. Просто взяли и убили весь символизм, убили идею скульптуры. И нет уже драматизма ситуации, нет чувства сопереживания этой хрупкой женской фигурке, тщетно пытающейся укрыться от непогода за зонтом. Острые капли дождя по форме вдруг превратились в сердечки. Что это? Зачем? А куда делись спутанные ветром локоны? И что это за толстые макароны вместо волос? И ещё много-много вопросов.
В общем, тут мне стоит остановиться, потому как то, что сделали с росписью работ Эльвиры Еропкиной на современном ИФЗ просто не поддаётся описанию цензурной лексикой.
Просто взяли и убили волшебство. Ну вот как можно художнику не чувствовать этого? Так, всё, действительно надо остановиться, иначе Остапа понесёт.
Послесловие
Фигура "Ветер" достаточно компактна по размеру, 19 см, но в то же время на полке она заметна, не потеряется, обязательно притянет взгляд.
Если желаете, чтобы на полке стояла поэзия в фарфоре, вам точно стоит обратить внимание на работы Эльвиры Еропкиной ленинградского периода творчества.
Только сделайте выбор в пользу статуэток, выпущенных ЛФЗ (до 21 века), потому что в современных поделиях, пусть и официальных, над поэзией в фарфоре надругались, извратили и выплюнули изжёванное нечто. Мол, и так сойдёт.
Это ужасно, больно, это фарфоровая трагедия.