Найти в Дзене

"Ветер" Э.Еропкина, ЛФЗ

Оглавление

Сегодня хотелось бы познакомить вас с одной из самых воздушных и эфемерных работ скульптора Ленинградского фарфорового завода Эльвиры Еропкиной.

Скульптуры Э.Еропкиной ленинградского периода. Фото фигур из личной коллекции автора
Скульптуры Э.Еропкиной ленинградского периода. Фото фигур из личной коллекции автора

Символизм, предельная поэзия, характерные для творчества Эльвиры Еропкиной ленинградского периода, буквально выкристаллизованы в фигуре "Ветер".

Ветер

Ноябрь. Холодный порывистый ветер. Он пронизывает до костей. Одна-одинёшенька она бредёт по площади перед Исакием. Раскрыв зонт, она словно ищет спасения от непогоды. И это напрасная затея. Ленинградский осенний ветер ни во что не ставит эту хрупкую конструкцию - зонт. Капли всё равно попадают на девушку. Острые, колкие, неприятные капли.

Ветер задувает под зонт с такой силой, что наша героиня вынуждена втянуть шею в плечи, убрать зазор между кожей и шарфом. Именно поэтому она смотрит вниз, под ноги. Именно поэтому мы видим то, что видит она - опрокинутое изображение Исакиевского собора в луже.

Она вся съёжилась и думает только об одном - поскорее бы добраться из пункта А в пункт Б. Она не поднимает глаз на архитектурное великолепие, она проходит мимо, оставляя собор где-то сбоку и позади. А вокруг хозяйничает ленинградский ноябрь, такой ветреный и промозглый. А ещё очень и очень серый. В это врем года Ленинград действительно очень серый.

И это находит отражение в цвете, который выбрала Еропкина для росписи скульптуры.

Роспись фигуры очень детальна. Обратите внимание на лужу с отражением Исакия, видите в луже темно-серые пузыри от дождя? На девушке светлое голубое платье, отражающее внутреннее тепло героини, и серое пальто, внешняя защита, которая подвергается воздействия окружающей непогоды.

Ветер, убитый ИФЗ

Фигура "Ветер" выпускается и сейчас на Императорском фарфоровом заводе. Вот только вещи, созданные Эльвирой Еропкиной, современный ИФЗ расписывать не умеет. Современная роспись фигуры не соответствует замыслу. Взгляните на фигуру с сайта ИФЗ: светло-синие/ голубые тона. Кто видел такие лазурные тона в ноябрьском Санкт-Петербурге?

"Ветер", ИФЗ. Изображение с сайта ифофарфор.рф
"Ветер", ИФЗ. Изображение с сайта ифофарфор.рф

Всё как-то настолько легко и празднично. Просто взяли и убили весь символизм, убили идею скульптуры. И нет уже драматизма ситуации, нет чувства сопереживания этой хрупкой женской фигурке, тщетно пытающейся укрыться от непогода за зонтом. Острые капли дождя по форме вдруг превратились в сердечки. Что это? Зачем? А куда делись спутанные ветром локоны? И что это за толстые макароны вместо волос? И ещё много-много вопросов.

В общем, тут мне стоит остановиться, потому как то, что сделали с росписью работ Эльвиры Еропкиной на современном ИФЗ просто не поддаётся описанию цензурной лексикой.

Просто взяли и убили волшебство. Ну вот как можно художнику не чувствовать этого? Так, всё, действительно надо остановиться, иначе Остапа понесёт.

Послесловие

Фигура "Ветер" достаточно компактна по размеру, 19 см, но в то же время на полке она заметна, не потеряется, обязательно притянет взгляд.

Если желаете, чтобы на полке стояла поэзия в фарфоре, вам точно стоит обратить внимание на работы Эльвиры Еропкиной ленинградского периода творчества.

Только сделайте выбор в пользу статуэток, выпущенных ЛФЗ (до 21 века), потому что в современных поделиях, пусть и официальных, над поэзией в фарфоре надругались, извратили и выплюнули изжёванное нечто. Мол, и так сойдёт.

Это ужасно, больно, это фарфоровая трагедия.