Найти в Дзене
ZFCENTER – РЕМОНТ АКПП

Полная или частичная замена масла в АКПП. Какой способ выбрать?

Доброго времени суток, уважаемые подписчики и читатели нашего блога!

Данная статья продолжает серию материалов по мотивам популярных тем и вопросов, которые часто обсуждают на форумах в интернете, а так же задают по телефону нашим специалистам.

Мы стараемся в доступной и понятной форме отвечать на самые частые вопросы пользователей, которые касаются устройства, эксплуатации и обслуживания автоматических коробок передач.

Вопрос дня звучит так: Каким способом лучше менять масло в АКПП? Частично или аппаратным способом? В чем разница? Почему иногда пишут, что после замены масла коробка начинает работать некорректно?

Пробка сливная масляного поддона АКПП.
Пробка сливная масляного поддона АКПП.

Но сначала договоримся об условии. Сейчас мы не обсуждаем вопросы — надо ли менять масло (надо!) и как часто надо менять масло в АКПП. Вопрос именно в различии способов замены.

Давайте разбираться по порядку.

Способ аппаратной замены ATF.

Для начала надо понимать важный момент. Масло в коробке находится в поддоне и в гидросистеме. В том числе — в разных полостях и в большом количестве в гидротрансформаторе (тоже, вполне себе, большАя ёмкость для масла). При подключении аппарата трансмиссия сама "выкачивает" старое масло и оно сливается в специальную емкость в аппарате. Одновременно в коробку под давлением закачивается свежее масло.

И здесь важно понимать, что в коробке передач НЕ ПРОИСХОДИТ ЧЁТКОГО ЗАМЕЩЕНИЯ — когда на место старого просто заливается новое. Происходит так, что свежее масло попадает в гидросистему и там смешивается со старым. При этом, масло из системы постоянно сливается, а свежее постоянно заливается.

Получается такая последовательность:
— сначала сливается только старая трансмиссионная жидкость;
— затем старая сливается с примесью новой;
— в конце процесса уже сливается новая жидкость с примесью старой;
— и когда сливается только чистое масло — процесс можно останавливать;
— поддон, естественно, снимается перед началом операции и очищается от отложений.

Это отчетливо видно, так как в любом аппарате есть прозрачное окошко или специальные трубки, где хорошо заметно — какого цвета идёт слив.

Аппаратная замена масла в АКПП.
Аппаратная замена масла в АКПП.

Теперь, когда у нас есть понимание данной процедуры, можно констатировать, что:

1. Нет точной границы, когда чётко слито старое масло. При объёме масла в коробке 8 литров, для замены используется 12 литров. Т.е. при замене на аппарате, чтобы в итоге в коробке осталось только чистое новое масло, надо использовать, примерно, 1,5 объема свежего масла, из которого, в итоге, часть и останется в АКПП. Для примера: в коробке передач ZF 6HP** примерно 11 литров масла, соответственно для полной замены понадобится около 15-16 литров.

2. Получается, чем больше использовать масла, тем, в итоге, будет чище финальный результат.

Вы спросите: "Так сколько необходимо масла для замены на аппарате?" Точного ответа мы Вам не дадим :) Есть примерная средняя цифра, но в каждом сервисе для одной и той же коробки используют то количество масла, которое считают правильным.

Что касается схемы подключения, то для подключения аппарата временно разъединяются трубки подачи масла от теплообменника в коробку (обратка) и в разрыв подключается аппарат. По трубке "от теплообменника" сливается старая жидкость, в трубку "к коробке" подаётся свежая. Стоит отметить, что не во всех коробках можно заменить масло таким способом, так как теплообменники в некоторых коробках установлены без дополнительных трубок — сразу на корпусе. В этом случае приходится устанавливать переходную пластину.

Схема подключения аппарата по замене ATF.
Схема подключения аппарата по замене ATF.

Способ частичной замены (метод частичного слива).

При таком способе из картера АКПП сливается всё масло, которое сольётся. Обычно это от 50 до 65%. Далее, снимается и очищается поддон, меняется фильтр (если доступно) и после установки поддона заливается такое же количество чистого масла, сколько и было слито. При такой замене в коробке получается смесь свежего и старого масла. Иногда последовательно делают 2 или 3 таких слива, постепенно увеличивая концентрацию свежего масла относительно старого.

Метод частичного слива масла.
Метод частичного слива масла.

Каждый из способов имеет свои плюсы и минусы:

Плюсы и минусы аппаратной замены

Плюсы:
— происходит полная замена масла на новое;
— при пропускании чистого масла по системе, фактически выполняется промывка всей системы, вкл. гидроблок.
— есть возможность контролировать степень чистоты сливающегося масла.

Минусы:
— выше стоимость работ;
— используется примерно 1,5 объем свежего масла для замены;
— необходимы манипуляции с трубками, нарушение соединений;
— требуется определённая квалификация мастеров для работы с аппаратом;
— не во всех автомобилях предусмотрена возможность подключения для аппаратной замены.

Частичная замена

Плюсы:
— не требуется дорогостоящее оборудование для замены (хотя необходим аппарат для заправки свежего масла через боковое отверстие, если нет щупа);
— меньше затраты на масло и на оплату самого процесса замены;
— не требует внедрения в конструкцию, соответственно ниже риск что-то испортить, а также меньше возможность "что-то сломать" так как применяется минимальное воздействие на систему.

Минусы:
— собственно в том, что масло меняется лишь частично.

Кажется, что все просто. Можно выполнить аппаратную замену, что дороже (за масло и работу), но гарантирует полную замену. Или замена по "упрощенной схеме", которая не требует сложного оборудования, дешевле по материалам и затратам на работу и более доступна для выполнения в любом сервисе с подъемником.

Какой способ выбрать? И самое главное — почему иногда мы слышим, что после замены масла в АКПП коробка перестаёт работать?
У этих вопросов есть вполне понятное физическое объяснение. Про это можно
прочитать во второй части.

Если Вам понравился материал поставьте ЛАЙК и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш Блог, чтобы не пропустить новые публикации!

Если же Вам потребуется высокопрофессиональный ремонт АКПП, гидроблока, гидротрансформатора — обращайтесь! Будем рады Вам помочь.

Наш адрес: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, 31 стр.1.

Наши телефоны для связи: +7 (495) 664-41-00 голос; +7 (926) 209-26-79 голос/мессенджеры (What’s App, Viber, Telegram).

Наш официальный сайт: https://zfcenter.ru/