Если неговорящий ребёнок с нарушенным пониманием речи "задержался" в этом состоянии до 2,5 лет, то неизбежно начинают формироваться аутистические черты в его поведении. К сожалению, это практически аксиома.
Деться ребёнку некуда, кроме как на себе сосредоточиться. Все пути коммуникации перекрыты. Сказать ничего не может, да ещё и не понимает, что окружающие говорят. Мир сильно сужается до потребностей самого ребёнка. Неизбежны аутостимуляции, ведь надо загрузить нервную систему сенсорными впечатлениями. Стандартные способы оптимизации нервной системы, доступные ребёнку по онтогенезу, не работают. Предпосылок для патологических поведенческих реакций хватает, т. к. понятно, что ЦНС пострадала.
Сразу же, с первой встречи с таким ребёнком, начинаю программу по смягчению (в идеале устранению) аутистических проявлений. Весь курс мероприятий неразрывно связан с программой по развитию речи. И все-таки чётко выделяю три направления, которые держу в зоне направленного внимания на каждом занятии.
Три направления работы по смягчению черт аутизма
- Эмоции
- Воображение
- Планирование
Все эти направления невозможно выделить в "чистом" виде и сказать: "Сделайте раз, сделайте два и три. Всё, теперь полный порядок!". Поэтому искусственно выделю их только для того, чтобы у родителей было понимание, для чего на занятиях используются те или иные приёмы.
Эмоции
Самая главная установка для родителей и специалистов: "Не ребёнок ни на что не реагирует, а мы ещё не нашли, на что он реагирует."
Чаще всего сталкиваемся с двумя типами нежелательных эмоций:
- Кроме негативных эмоциональных проявлений, никаких других не наблюдаем. Если ребёнка всё устраивает, то на лице практически амимичная маска. Вот что-то пошло не так, например, не дали желаемое или дали, но не то, получаем резко негативную реакцию в виде громкого ора.
- Спектр эмоций шире, чем в первом случае, но они патологически вычурны. Всё выглядит чересчур. Радуется так сильно, что не может остановиться, может перейти в плач. То же самое с огорчением: плачет долго, ничем не отвлечь. Через слезы может начать смеяться. Если скучает по маме, то от неё не оторвать. Маме удалось уйти, ребёнок не переключается на что-то интересное, а "застревает" в своём душевном дискомфорте до ее возвращения.
Оба варианта требуют работы. Причём однотипной. Действуем не прямо через любовь к маме и папе. Ребёнок растёт в коконе родительской любви, она как естественный фон. Нельзя выделить этот фон как отдельный воспитательный фактор, как нельзя обучать наличием или отсутствием воздуха. Это должно быть непременно, т. к. является основой жизни.
Проявлять эмоции учим через предметы. Не просто складируем их в зоне, доступной ребёнку, а изо дня в день помогаем ему изучать то, до чего могут дотянуться маленькие ручки. Я упомянула, что методика развития речи пронизана нитями общего развития ребёнка. Изучая предметы, сразу обозначаем их соответствующим звуком.
Как связываем названия предметов с буквами мы уже говорили. Важно понимать, что это не один и не два предмета. Каждую неделю мы подбираем новые предметы на те 8-10 букв, с которых начинаем работу по вызыванию речи. Невозможно предугадать, какая игрушка (или неигровой предмет) привлечёт эмоциональное внимание ребёнка. Для кого-то это будет машинка (так было у многих моих учеников), кто-то вдруг заинтересуется тигром (Клим стал охотно кормить игрушечного тигра и даже "рычать" за него). Некоторые выбирают предметом эмоциональной привязанности яркие книжки (как Ромочка). Неожиданно часто ребёнка привлекают краски и кисточки. Не бойтесь их предлагать самому закрытому малышу, большой процент детей откликается на возможность оставить яркий мазок на листе бумаги.
Наша задача не упустить эту вспышку эмоционального интереса. Зацепившись за минимальный интерес ребёнка, начинаем вытягивать игровую деятельность. А это уже шаг в сторону развития воображения!
Первая игра, которая отличается от простого манипулирования предметами, выстраивается ребёнком как минимальное развитие событий - это уже сигнал о включении умения что-то представить, т. е. вообразить.
Воображение
Сейчас речь идёт не о художественном воображении, которое мы имеем в виду, перечисляя творческие профессии. Для начала у ребёнка должно включиться то базовое, первичное воображение, которое позволяет ему определять роли знакомых ему людей (или зверей) и переносить их на неодушевлённые игрушки.
Это именно воображение позволяет всем нам предполагать, что у окружающих людей могут быть мысли, отличные от тех, что рождаются в нашей собственной голове. Вот на этом уровне часто происходит сбой при аутистическом типе развития личности. Поэтому, чтобы предотвратить недоразвитие воображения, мы в таком количестве разыгрываем диалоги между игрушками. Очень важно, чтобы куклы звучали разными голосами, чтобы персонажи сказок не просто были пассивными исполнителями воли рассказчика, а "разговаривали" между собой. А когда переходим к диалогам между людьми, не забываем совершать "ошибки", которые показывают ребёнку, что у мамы или папы какое-то другое видение вопроса. Приход к единому мнению происходит в процессе дискуссии, которая позволяет учитывать точку зрения собеседника.
На развитие воображения работают и загадки. Начинаем всегда с простых описательных загадок. По типу: у него есть такая часть тела. Кто это? На стадии обучения обязательно даётся выбор из нескольких игрушек или картинок. Затем ищем причинно-следственные связи между строением животного и его способностью совершать то или иное действие (есть рога, поэтому бодает; нет крыльев, поэтому не летает).
Просто накопить информационную базу недостаточно для развития воображения. Важнейшее условие: уметь делать выводы, анализируя увиденное или услышанное.
Рубрика "Речевая логика" насыщена подобными упражнениями. Развивать речь, не работая над формированием всего спектра психических компонентов личности, это заранее закладывать "подводные камни", о которые споткнется ребёнок.
Планирование
Слово "планирование" расшифрую для данного контекста. Иначе может сложиться мнение, что речь пойдёт о работе над каким-то глобальным составлением планов при обучении ребёнка. Это тоже присутствует. Но сейчас имею в виду работу речевых зон мозга ребёнка, которые с первых дней жизни ребёнка учатся выстраивать в нужном порядке сначала звуки речи, потом слоги, слова. Именно этому посвящены все представленные на канале программы развития речи при различных формах алалии.
Шаг за шагом, от звука к фразе учится малыш планировать свою речь. В конце концов ребёнок приходит к планированию (выстраиванию) связного высказывания.
Если он полностью сформировал определённый пакет информации сам, облёк его в речевую форму (устную или письменную), без наводящих вопросов, которые служат внешним планом, то развитие его речи достигло оптимума.
Есть планирование речи, значит появляется достаточная речевая активность, ведь ребёнок знает, о чем он хочет сказать. Есть речевая активность, её хочется выразить в общении. А это то, чего мы добиваемся в долгосрочной перспективе. Да, связная речь будет совершенствоваться всю жизнь, но описанный уровень связной речи уже можно обозначить "галочкой" - цель достигнута. Дальше идёт целостное развитие личности.
Всем успехов в развитии речи!