Найти в Дзене
Поддержите автораПеревод на любую сумму
Закреплено автором
Алалия Дизартрия Логопед Нуриева
Как лучше задать вопрос логопеду - автору канала. Мой ребёнок только скачет и ничего не повторяет. Что делать?
2521 · 2 года назад
Алалия Дизартрия Логопед Нуриева
Сводная таблица по лексике, характерной для общего недоразвития речи 1,2,3,4 уровня
2794 · 1 год назад
Алалия Дизартрия Логопед Нуриева
Поговори со мною, мама... Диалог с неговорящим ребёнком
1070 · 7 месяцев назад
Кто откуда вышел и куда пришёл при алалии? Рубрика "вопрос - ответ"
Ох, как смущают меня вопросы в комментариях, подразумевающие точный и определённый ответ по поводу того или иного состояния ребёнка. Вот один из таких. ❓"Выходит, из артикуляторной апраксии Агата недавно вышла?" Артикуляторная апраксия - это невозможность. произвольного, точного управления артикуляционным аппаратом, не обусловленная парезом или параличом. 🅾️ Уточню, что говорим мы не о том, есть ли в магазине соль, на что реально ответить "да/нет". Речь идёт о состоянии ЦНС, тут не существует точной границы, как на таможне...
137 читали · 5 часов назад
Над чем работаем за год до школы при алалии
Несмотря на то, что родителям сильно помогают в их самостоятельной работе видео с занятиями моих учеников и практические материалы на канале, многим удобно использовать таблицы и краткое планирование. Сама люблю, чтобы перед глазами было руководство к действию, которое можно охватить одним взглядом, а потом уже думать о том, какой конкретикой наполнить пункты плана. Немного раскрою содержание этих 19 пунктов 1. Слова сложной слоговой структуры. Берём слова из трёх и более слогов, в которых встречаются стечения согласных...
165 читали · 1 день назад
С Днём учителя, страна! Нет непричастных к этому празднику: каждого из нас учил важному и светлому свой Учитель. Это профессия одна из самых человечных на планете Земля. Никогда не заменит ИИ глаза Учителя, которые смотрят на ученика с радостью или тревогой, гордостью и надеждой. К Учителю мы идём, чтобы сделать шаг в неведомое, у него мы ищем и находим ответы на наши самые глубокие вопросы. В праздником!! Для всех учителей эти розы, которые появились на моём столе ранним утром,
2 дня назад
Способ удержать в диалоге ребёнка со слабым произвольным вниманием. 👨‍🦱 Знакомимся с новым героем канала. Джабиру вчера исполнилось 4 года. Он уже научился говорить. Но пока ему трудно удерживаться на одном месте во время общения. Когда мама или папа пытаются с Джабиром поговорить, его внимания хватает буквально на несколько секунд. 🤔 Как мне это напоминает одного мальчика, который замечал меня поначалу секунд на 5-6, не более... А звали этого малыша Лаврик. И учится он сейчас в 1 классе.dzen.ru/...5lq 👨‍🦱Вернёмся к нашему Джабирчику. Родители его прилагают колоссальные усилия, чтобы придумать, как замотивировать сына, чтобы он удержался в диалоге хотя бы на несколько минут. 🔶 Вот одна из игр, с её помощью Джабир целых 15 минут самым активным образом взаимодействовал с папой, с удовольствием ожидая продолжения общения. Папа Джабира в ближайшем канцелярском магазине купил яркие цветные точилки. Вытащил из них лезвия, в пустые коробочки положил семечки, орешки, крекеры. Сложил из точилок башенку и предложил сыну выбрать коробочку и угадать, что же там внутри. Джабиру такая игра очень понравилась. Инициатива и внимание были на высоте, ведь открыв коробочку, можно попробовать спрятанный съедобный сюрприз. 🛁 Кстати, заметили, где стоит столик для занятий с Джабиром? Правильно, в ванной комнате. Это единственное место в доме, в котором мальчика можно удержать, чтобы позаниматься с ним. (Один из героев канала начинал свои занятия в кладовке, там его ничего не отвлекало и ограниченное пространство не позволяло сорваться в побег. Это я про Женю, если кто-то не догадался.) ❗Сложность в поиске мотивации к общению в том, что дети не могут до бесконечности увлекаться одной и той же игрой. Новизна жизненно необходима для поддержания интереса к общению. Ищем ключики к нашим детям, делимся своими находками. Так и двигаемся вперёд!
147 читали · 2 дня назад
В своей работе над пониманием речи при сенсомоторной алалии мы подходим к описательным загадкам. https://dzen.ru/b/ZDke0Ps0kEpceDZc ✅ Сначала даю совсем простые: угадать по перечислению частей тела кошку или страуса, выбрать нужно всего лишь из двух картинок. dzen.ru/...oqq ✅ Затем подбираю животных и птиц посложнее, даю уже три картинки. ✅ Постепенно доходим до выбора из 4-х животных, птиц и насекомых. ✅ Люблю задавать детям вопрос, есть ли у них перья, крылья, шерсть. Обязательно повторяем при этом признаки млекопитающих животных, птиц и насекомых. ✅ При классификации нет необходимости давать названия всем экзотическим птицам, животным и насекомым. Ребёнок на уверенном 3-м уровне развития речи сразу скажет, едва бросив взгляд на картинку, кто перед ним. У меня не было случая, когда ребёнок путал насекомое с птицей или животным. Иногда я прошу доказать, что на фотографии именно птица. Считаю положительным ответ: "У неё есть клюв." Не прошу каждый раз перечислять все классификационные признаки. Во время выполнения задания не забываю несколько раз напомнить детям, что насекомые, в отличие от млекопитающих животных и птиц, не кормят своё потомство. ✅ На приобретение устойчивого навыка по отгадыванию описательных загадок достаточно 8-10 подобных таблиц. Картинки можете брать из тех, что у вас есть, а описательные признаки составьте с учётом тех фото, которые удалось найти.
109 читали · 3 дня назад
Женя, 6 лет 3 мес., выход из алалии. Программа подготовки к школе. ✅ Женя очень серьёзно работает над согласованием именных частей речи в роде. Для него это одна из важнейших грамматических задач. Перед ним карточка с прилагательными без окончаний. Мама предлагает ему существительное, Женя заменяет его местоимением он/она, записывает подходящее прилагательное с нужным окончанием. Сложнейшее упражнение, с которым Женя прекрасно справляется. ✅ Составляем рассказ по известной серии картинок, как дети нашли ёжика в лесу. Когда мы отрабатывали это задание на уроке, я не смогла удержаться от лёгкой критики: сказала о том, что не нужно было забирать ёжика из его лесного дома. Женя запомнил моё мнение и удивительно повернул финал рассказа: у него дети отнесли ежа обратно в лес! Это было неожиданно и радостно. У Жени вообще уже зрелые, правильные взгляды на многие жизненные вопросы. И на семью, и на то, как надо относиться к живой природе. dzen.ru/...b84 ✅ Давно не показывала, как Женя занимается математикой. Дело в том, что несомненный интерес мальчика к этой науке было решено поддержать индивидуальной программой. Сдерживать и как-то искусственно ограничивать Женю на пути освоения математических знаний нет смысла: пусть двигается в том темпе, который позволяют его способности. На видео можно посмотреть, как Женя учится умножать числа.
119 читали · 3 дня назад
После того, как ребёнок усваивает значение частицы НЕ в сочетании с существительными, можно начинать работать над описательным загадками. dzen.ru/...dzc Берём двух очень разных животных и перечисляем их части тела. Ребёнок говорит или показывает, кто это. ✅ Тима (4 г. 9 мес.) угадывает по частям тела кошку и страуса. У него это упражнение очень хорошо получается. Спокойно вычленяет из целого предложения ключевые слова. Ни разу не перепутал страуса с кошкой. Можно составлять загадки из следующих пар животных и птиц. ✅ На фото ещё несколько примеров описательных загадок. Эти задания хороши тем, что по аналогии дети сами начинают придумывать подобные загадки родителям. ✅ На последнем видео пример упражнения с частицей НЕ. Тима периодически повторяет подобные задания, чтобы постепенно улучшалось качество звучания слов "да, нет". Здесь они с мамой рассматривают картинки и решают, где звезда, а где не звезда. ❗Если в произносительной части мы долго принимаем тот вариант звука, который доступен ребёнку, то в понимании добиваемся безусловного результата. Поэтому к словам " Да, нет" , к частице "Не", к пониманию описательных конструкций, мы возвращаемся снова и снова. Даём однотипные упражнения (меняем только картинки) пока не убедимся, что ребёнок абсолютно точно реагирует. ✅ Рассказы, задания на грамматику, на чтение, счёт - все это не требуется доводить до совершенства на 2-ом уровне развития речи. Тут нам важна ширина охвата материала. А вот с пониманием базовых "да, нет, не" работаем досконально, откладывать некуда. Здесь и сейчас! То есть не оставляем и тени недопонимания этих слов при подходе к уровню ОНР 3.
172 читали · 5 дней назад
Новости от Лëвы и Вовы. Немного о сложностях работы с алалией и дизартрией. ✅ Лëва сейчас редкий гость на канале. Первая причина: живёт через океан и в Россию приезжать часто просто не может. И вторая причина: в свои 5 лет со всеми алалическими проблемами Лëва практически справился. Есть лёгкие грамматические недочёты при согласовании существительных и прилагательных в роде, плюс иногда не может долго найти нужное слово. На данный момент актуальна работа по постановке звуков. У Лёвы довольно сложная дизартрия. Чуть больше двух лет назад мы начали серьёзно заниматься артикуляцией, а именно дизартрическими проявлениями. https://dzen.ru/b/ZFQIV9HMBgjHk57T С запуском речи справились к 2,5 годам (Лева пришёл в 1 год 10 месяцев). Кроме апраксии, работу осложнял сильный речевой негативизм. На выходе во фразу ещё и алалическое заикание добавилось. hdzen.ru/...7ud В общем, непростой путь прошёл Лёва. ✅ В этот приезд мальчик порадовал: 🔹Отлично владеет развёрнутой фразой. 🔹Вербальная логика на уровне нормы. 🔹Неплохо читает и считает. 🔹Дизартрия стала поддаваться коррекции. Наконец-то справились с межзубным произношением свистящих. Шипящие и соноры в процессе постановки, но изолированно уже получаются. ✅ Сложность в том, что маме приходится всю постановочную часть брать на себя. dzen.ru/...c84 А дизартрия средней степени тяжести всё-таки "любит" руки логопеда. Но тут уж приходится исходить из того, что реально можно сделать в данной семейной ситуации. Лёва с мамой двигаются к чистой речи не слишком быстро, но уверенно. ✅ Если кому-то не удалось открыть ролик, перескажу новости ещё и от Вовы. Дело в том, что Лёва и Вова друзья. Поэтому они вместе ходили на теплоходе в небольшой круиз по Ладожскому озеру. Добрались до о. Валаам. Конечно же, на мальчиков произвёл впечатление огромный 4-х палубный теплоход. Мама Лёвы рассказала, что у Вовы всё отлично, он активно "рычит", прекрасно рассуждает и с удовольствием ходит в новый садик. ✅ Один из частых вопросов от родителей: с чем легче работать, с алалией или дизартрией. Уже отвечала на него развёрнуто в статье. dzen.ru/...zji Пример Лёвы и Вовы тоже показательный. Оба мальчика пришли не говорящими, с обоими мы начали работать очень рано, до двух лет. У Вовы были только алалические проблемы. В итоге, я его отпустила в 5 лет в свободное плавание с чистой речью.dzen.ru/...e14 Лëва "прихватил" к моторной алалии серьёзную дизартрию. Вот с ней ещё работать и работать. Ему тоже сейчас 5 лет, к общей структуре речи вопросов нет. Но звуки встанут только через год. ❗Озвучу вывод: как бы мамы не расстраивались из-за артикуляторной апраксии, но с ней мы в конце концов справляемся и реально забываем о проблеме. А сложные формы дизартрии требуют детальной, филигранной проработки нервно-мышечного аппарата артикуляторной зоны. Это долго и трудно. Прямые сравнения между алалией и дизартрией всё равно не провести, т. к. колоссально много зависит от степени выраженности того и другого и от возраста начала коррекции. Но какие-то ориентиры, мне кажется, у меня получилось дать.
196 читали · 6 дней назад
С первым утренним заморозком нас и всех остальных жителей Петербурга и Ленинградской области! -4 однако, хорошо так прихватило. ▫️Седая трава. ▫️Стеклянные цветы. ▫️Замёрзшие ягоды ежевики, которые уже никогда не созреют. ▫️Белая клубника. ▫️Иней на ёлочке. ▫️И бархатцы, которые потеряют свой яркий цвет, как только их коснётся луч солнца. 📝 Запишу в своём дачном дневнике наблюдений за природой: 29 сентября, первый морозец.
1 неделю назад
Немного о диалогах и монологах у детей с алалией
У заговорившего (наконец-то!) ребёнка с алалией должна появиться привычка говорить в разных диалоговых режимах. Перечислю формы речевого общения от самого легкого диалога-констатации до сложнейшего диалога-доклада. С этого мы все начинаем: ведём диалоги с опорой на появившиеся в речи ребёнка первые слова. Пошёл предметный словарь, значит пора вводить бесконечные тренинги с вопросом: "Что это?" Должно получиться, потому что ранее мы уже дали понять неговорящему малышу, что ждём от него любой голосовой реакции...
344 читали · 1 неделю назад
Речевая логика. Немного пиратской романтики для моих маленьких читателей, которых увлекла полная приключений жизнь морских разбойников. ✅ Для начала нужно найти семь отличий между картинками. Что-то сразу бросается в глаза, а некоторые детали нужно внимательно поискать. ✅ Ищем лишний предмет, не вписывающийся в пиратский гардероб. На мой взгляд, тут справятся и те, кто далёк от темы пиратства. ✅ Какой же флаг следует исключить? Придётся подумать, не всякий угадает сразу. ✅ Кто из персонажей случайно попал в пиратскую компанию? Ох, не завидую я ему, скорее спрячьте его, ведь пиратов не назовешь приятными и доброжелательными людьми. ❗Не уверены в ответе? Можно заглянуть в подсказки 😉
1 неделю назад
Женя, 6 лет 2 месяца, выход из алалии. На уроках идёт активное обучение письму. Также проводится аналитическая работа, позволяющая определить звуко-буквенный состав слов. И продолжаем учиться письменно составлять короткие описательные рассказы. ✅ В прописях Женя учится удерживать строку, пока очень широкую. Порядок введения букв можно найти в подборке "Учимся писать и рисовать" dzen.ru/...5qz ✅ Начали упражнения на замену гласных букв с целью получить новое слово. dzen.ru/...fri Эти задания сами по себе сложны, но Женя ещё дополнительно "мудрит". Кроме запланированных замен ставит в словах другие окончания. Подобные орфографические шутки нужны ему для того, чтобы уравновесить ситуацию: он должен выполнять требования на уроке, но хочет сохранить за собой свободу выбора. Мама предлагает Жене " "узаконить" окончание "А", поставив перед словом "дома" слово "нет". Переход в родительный падеж позволяет написать любимое Женей окончание "А". Но сейчас мальчику важно именно нарушить правило, поэтому он не принял уловку. ❗Когда ребёнок в целом выполняет задание, но не может отказаться от выражения своего взгляда на то, как оно должно выглядеть, не идём на принцип. Пусть он отработает данную форму сопротивления в мягком, вполне приемлемом варианте. Дошкольный возраст позволяет нам решать образовательные задачи и спокойно дожидаться созревания позиции "ученик - учитель". На уроке Женя зарабатывает баллы. Если он слишком задержится в орфографических спорах, я начну регулировать это, снижая оценку за работу. До 6,5 лет резких шагов не предпринимаем. ✅ Продолжаем формировать процессы словообразования. Кроме dzen.ru/...cwe футболистов и хоккеистов, Женя дал определения некоторым музыкантам. Это оказалось сложнее, но он вполне достойно справился. ❗Обратите внимание, устные упражнения Женя выполняет уже без забав с окончаниями. Хотя в прошлом задании были "велосипедистА" и "мотоциклистА". Тема потеряла новизну и шалить стало неинтересно. ✅ Взяли для записи следущий диалог "Кенгуру". Тут Женя отыгрался на нём по полной! По несколько раз зачеркивал написанное, чтобы настоять на своём варианте, вводил собственные запреты на правильные окончания. В общем, активно осваивает русскую орфографию через отрицание. Необычно, но почему бы и нет. Наиграется, потом точно запомнит, как нужно писать, а как не стоит. Это всего лишь второй диалог, который Женя записал сам. Но я уже вижу и слышу хорошие подвижки в произношении и в грамматике. Чётче звуки в сложных стечениях согласных, на месте все предлоги. Во время записи Женя старательно все проговаривает. Он готов технически взять правило пробелов между словами, но пока не хочу давать ему лишний повод спорить с нами. Хватит и окончаний 🤦‍♀️ Вот так непросто мы начали путь к грамотному письму. Посмотрим, во что это всё выльется через полгода работы. Мама просто образец терпения и толерантности!
140 читали · 1 неделю назад