Найти тему

Формируем мотивацию детей по SMART

Я думаю, каждый родитель хотя бы раз в жизни сталкивался с отсутствием мотивации у ребенка или его нежеланием что-либо делать. Когда разговоры и беседы по душам не работают, личный пример не вдохновляет, а домашняя работа все еще лежит на рабочем столе несделанная, важно разобраться, почему так происходит. Поможет нам в этом педагог-психолог Гимназии Сколково Елена Леонова.

Елена Леонова, педагог-психолог гимназии Сколково.
Елена Леонова, педагог-психолог гимназии Сколково.

На мотивацию ребенка влияет множество факторов: возрастные кризисы, семейные проблемы, отношения со сверстниками, учебные трудности и многое другое. Поэтому, когда я работаю с детской мотивацией, то учитываю индивидуальные особенности каждого ученика. При этом есть общие распространенные принципы, которые могут способствовать снижению мотивации.

Сниженная мотивация и нежелание что-либо делать могут возникнуть от отсутствия целей и понимания, для чего мне это надо.

Правильно поставленная цель — залог успеха. В гимназии на занятиях по целеполаганию мы изучаем технику постановки цели по SMART. Аббревиатура расшифровывается следующим образом:

S — specific, конкретная; M — measurable, измеримая; A — achievable или attainable, достижимая; R — relevant, актуальная; T — time bound, ограниченная во времени.
S — specific, конкретная; M — measurable, измеримая; A — achievable или attainable, достижимая; R — relevant, актуальная; T — time bound, ограниченная во времени.

SMART-цели отвечают всем пяти критериям и, как результат, являются стратегическими, целенаправленными и выполнимыми.

Существует несколько типов мотивации: внутренняя, внешняя и социальная.

Если у ребёнка существует только внешнее подкрепление (например, когда ребёнок получает пятёрку, родители выплачивают ему денежное вознаграждение или дарят подарки), то такое поощрение может приводить к подмене понятий. Когда внешнее подкрепление не переходит во внутренние ценности, то не возникает и не формируется понимание, для чего мне учиться и что такое оценка.

И здесь нам нужно снова вернуться к постановке целей и их обсуждению.

Мотивация циклична

В начале любой деятельности у ребёнка бывает много энергии и желания для ее реализации, затем по мере выполнения задачи или продвижения к цели наступает стадия плато и регресс. На стадии регресса подключаются волевые процессы, и именно на этом этапе происходит момент выбора. Либо ребёнок идет на поводу сиюминутного желания, и тогда не формируются и не закрепляются новые навыки, либо продолжает делать дело, исходя из своих целей, ценностей.

-3

Если вы хотите помочь своему ребёнку в формировании мотивации и достижении целей, то ниже наши рекомендации:

  1. Оцените ситуацию и состояние вашего ребенка. Как он себя чувствует, как ведет себя, что происходит его в жизни?
  2. Как и где проявляется низкая мотивация? Не хочу учиться вообще или не пойду только на алгебру?
  3. Помогите ребенку правильно сформулировать цель, найти интерес в той деятельности, где возникают трудности.
  4. Помните, что любое дело — это путь и процесс. Нормально оступаться и встречать трудности.

Если понимаете, что не справляетесь самостоятельно, обратитесь к психологу.