18,5K подписчиков

Каких вдов можно ставить на церковное довольствие?

Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии. В прошлом тексте мы разобрали 4-ую главу первого послания к Тимофею апостола Павла.

Что можно есть, а что нельзя: указания апостола Павла
Культурология для всех21 ноября 2023

Пятая глава целиком посвящена тому как Тимофей должен вести себя с разными людьми. Начинается она с общих рекомендаций по возрасту и полу:

“Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших — как братьев; стариц — как матерей; молодых — как сестёр, со всякою чистотою” [1Тим. 5:1-2].

Дальше речь о вдовицах. Савл разделяет истинных и неистинных вдовиц. Первые - те у которых совсем нет родственников, одинокие, другие - с детьми и внуками. Первых можно обеспечивать из церковной кассы, вторых должны содержать родственники.

Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии.

Но и совсем одиноким нужно соблюсти ряд условий, чтобы оказаться на довольствии церкви. Кандидатка должна быть не младше 60-ти, у нее был только один муж, а еще:

“она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу” [1Тим. 5:10].

Вот интересно, если она воспитала детей, то куда они делись? Погибли? Или это специальное условие, чтобы как можно меньше вдовиц кормить за церковный счет?

Павел подробно рассказывает почему нельзя принимать на довольствие молодых вдов:

“Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак” [1Тим. 5:11].

Судя по тексту, пособие для вдов полагалось не просто хорошее, а роскошное. В предыдущей главе автор подвергал осуждению проповедников, которые запрещали вступать в брак, а теперь он осуждает женщин за желание вступить в брак:

“Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру” [1Тим. 5:12].

Любопытно, о какой вере здесь идет речь?

Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии.-2

Апостол язычников добавляет, что если молодых вдовиц обеспечивать из церковной казны, то

“они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно” [1Тим. 5:13].

Завершается мысль требованием Савла:

“Итак, я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию” [1Тим. 5:14].

Обратите внимание, если выданная повторно замуж молодая вдова, снова станет вдовой без родственников, то ей закрыта дорога к церковным закромам, т.к. это будет ее второй муж. И добавлю, очевидное: женщин никто не собирался спрашивать хотят они замуж, не хотят, и тем более: за кого.

Добрый день! Эта публикация продолжает историю о культуре средневековой Европы, о христианстве, и, в частности, о Священном Писании - Библии.-3

Дальше Павел говорит об уважении к пресвитерам и о том, что обвинения на них можно принимать только в присутствии двух или трех свидетелей. Эта рекомендация, вероятно, идет от закона Моисея, который апостол язычников очень хорошо знал. Помните, в Евангелии от Иоанна Иисус говорил:

“А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно” [Иоанн 8:16-17].

Продолжая мысль, Савл добавляет, что в случае, если обвинения подтвердятся, то осуждать нужно публично, чтобы другие боялись.

В завершении главы апостол язычников проявляет заботу о здоровье своего ученика и разрешает ему пить не только воду, но и вино для лечения недугов.

На этом завершается 5-я глава послания к Тимофею апостола Павла, в следующей публикации нас ждет 6-ая.

Если у вас есть желание и возможность помочь проекту № карты Сбербанка: 2202 2002 1554 7538

В первые годы христианской истории тексты евангелистов воспринимались чаще всего «на слух». Современные люди тоже имеют такую возможность и могут делать это не только в храме, но и в любом удобном для себя месте: аудиокнига Евангелие от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна.

Ставьте лайк, если было интересно, делитесь в соц. сетях, подписывайтесь на канал Культурология для всех

Другие статьи по культурологии можно выбрать, перейдя на Карту канала

Цикл по Библии:

Анализ библейского текста - начало здесь. Ветхий завет - начало здесь, Евангелие от Матфея - начало здесь, Евангелие от Марка - начало здесь, Евангелие от Луки - начало здесь, Евангелие от Иоанна - начало здесь, Деяния святых апостолов - начало здесь, Послание Иакова - начало здесь, 1-ое послание Петра - начало здесь, 2-ое послание Петра - начало здесь, 1-ое послание Иоанна - начало здесь, 2-ое послание Иоанна - здесь, 3-е послание Иоанна - здесь, послание Иуды - начало здесь, послание к римлянам - начало здесь, 1-ое послание к коринфянам - начало здесь, 2-ое послание к коринфянам - начало здесь, послание к галатам - начало здесь, послание к ефесянам - начало здесь, послание к филиппийцам - начало здесь, послание к колоссянам. - начало здесь, 1 послание к фессалоникийцам - начало здесь, 2-ое послание к фессалоникийцам - начало здесь, 1-ое послание к Тимофею - начало здесь.