Найти тему
Институт воспитания

Как помочь ребёнку преодолевать страхи?

Оглавление

Какие мысли приходят, если вы слышите слово «страх»? Оцепенение, немота, высота, глубина – в любом случае чаще всего мы испытываем отрицательные эмоции и не хотим повторения. Но не надо забывать, что страх это сигнализация на пути к сохранению здоровья и жизни, ведь чаще всего мы боимся то, что может нам навредить. Через страх проявляется чувство самосохранения.

Фото, участвующее в оформлении статьи, взято из открытых источников интернета по свободной лицензии freepik.com
Фото, участвующее в оформлении статьи, взято из открытых источников интернета по свободной лицензии freepik.com

Все страхи можно делить на несколько групп:

1) по характеру – природные, социальные, ситуативные, личностные;

2) по степени реальности – реальные и воображаемые;

3) по степени интенсивности – острые и хронические.

Вне зависимости от типа страха, можно и нужно работать с ними, чтобы улучшить уровень жизни, способствовать гармоничному развитию личности ребёнка.

Страх вызывает отрицательные эмоции: тревогу, волнение, ужас, панику. Страх может буквально парализовать человека или, наоборот, заставить пуститься в бегство, так как в кровь выбрасывается огромное количество адреналина.

Часто причинами детских страхов являются родители и ошибки воспитания.

Возможно, родители пугали бабой Ягой или Бабайкой, чтобы ребенок вел себя подобающим образом. Строго наказывали за любой проступок.

Эмоциональная отстранённость, высмеивание ребёнка, гипер- или гипоопека – любой из этих факторов может спровоцировать детский страх, поэтому работа должна проводиться комплексно: не только с ребёнком, но и с родителями.

Как помочь ребёнку?

  • Необходимо признать право ребёнка бояться чего угодно. Нельзя смеяться над ребёнком и обесценивать его чувства.
  • Поговорите с малышом. Обсудите, что испытывает ребёнок. Какова реакция? Как часто возникает страх?
  • Необходимо помнить, что очень часто ночные страхи являются следствием физиологического дискомфорта: духота, холод, тесная одежда.
  • Обратите внимание на окружение ребёнка, возможно, кто-то постоянно рассказывает о своих страхах, а ребёнок просто присвоил их себе.
  • Оцените уровень родительского контроля, директивности отношений с ребёнком. Возможно, необходимо проработать дисфункциональные способы взаимодействия с ребёнком.
  • Очень эффективными методами борьбы со страхами являются проективные методики: в процессе рисования, лепки, песочной терапии ребенку предлагается проговорить все то, что его беспокоит. Страхи можно проиграть в кукольном театре, назначив ребёнку различные роли, в том числе и роль страха.
  • Как бы странно это не звучало, но наиболее простым и доступным методом работы со страхом являются объятия: посадите ребёнка на колени, обнимите его и покачайте слегка из стороны в сторону.
  • Научите ребёнка позитивному мышлению: во всем важно видеть хорошее. Придумайте историю о чудовище, которое пугало всех вокруг, однако потом оказалось, что оно очень доброе.
  • Очень часто страхи вызывают простые звуки: стук по батарее у соседей, шум от пылесоса, дождь за окном. Чтобы снять страх, поиграйте в игру, когда вы включаете разные звуки, а ребёнок угадывает, что является его источником. Начать можно, постукивая карандашом по предметам в комнате, позднее перейти на аудио дорожки, чтобы расширить диапазон узнаваемых звуков.
  • Обратите внимание на режим дня ребёнка. Уменьшите время, проведённое за гаджетами.
  • Исключите просмотры «кровавых» фильмов и ужастиков.
  • Больше времени проводите с ребёнком: дома, в парке, на экскурсии – дайте ему почувствовать, что вы рядом.
  • И самое сложное: измените стиль общения в семье, если он излишне эмоционален. Ребёнок однозначно пугается громких звуков, а значит любых выяснений отношений и повышения голоса.

Быстрое реагирование на изменения в поведении ребёнка, а в случае необходимости и привлечение специалистов, поможет облегчить переживания и насытить жизнь положительными эмоциями. Устранить страхи нельзя – это то, что сопровождает нас, однако научиться с ним жить и использовать с пользой, возможно.

____________________________

Материал подготовлен научными сотрудниками Института воспитания

____________________________

Иллюстрации автора Pana, участвующие в оформлении статьи, взяты из открытых источников интернета по свободной лицензии storyset.com
Иллюстрации автора Pana, участвующие в оформлении статьи, взяты из открытых источников интернета по свободной лицензии storyset.com

Подписывайтесь на наш канал,

чтобы не пропустить полезные материалы о воспитании для родителей, педагогов и воспитателей.