Найти в Дзене
Заметки о столице

Бутовская линия: обзор

Оглавление

Добрый день, дорогие читатели и подписчики! Рады приветствовать вас на нашем канале. Сегодня мы расскажем вам о Бутовской линии московского метро.

Приятного чтения!

Бутовская линия на схеме московского метро. Яндекс.Карты.
Бутовская линия на схеме московского метро. Яндекс.Карты.

Бутовская линия обозначена серо-голубым цветом и номером 12 на схеме московского метро. Станции линии расположены преимущественно в районе Южное Бутово ЮЗАО. Также, линия соединяет Калужско-Рижскую и Серпуховско-Тимирязевскую линии. Единственная линия, большинство станций которой являются эстакадными (надземными). Длина линии составляет 10 км, на ней находится 7 станций. Конечными являются: Битцевский парк — на севере и Бунинская аллея — на юге.

Трассировка Бутовской линии на карте Москвы. Взято отсюда: https://ru.wikipedia.org.
Трассировка Бутовской линии на карте Москвы. Взято отсюда: https://ru.wikipedia.org.

Ветку обслуживает электродепо "Варшавское". Данное депо также обслуживает Серпуховско-Тимирязевскую линии и находится между её станциями Чертановская и Южная.

Электродепо "Варшавское". Фото отсюда: https://ru.wikipedia.org.
Электродепо "Варшавское". Фото отсюда: https://ru.wikipedia.org.

Бутовская линия имеет укороченные платформы станций (длина 90 м), рассчитанными на 3-вагонные или 4-вагонные составы. Сейчас на линии курсируют только специально построенные 3-вагонные поезда модели 81-740/ 741 "Русич".

3-вагонные "Русичи" на Бутовской линии. Фото отсюда: https://vk.com/subway_world.
3-вагонные "Русичи" на Бутовской линии. Фото отсюда: https://vk.com/subway_world.

История

Проекты о строительстве метро в Бутово начали появляться в 1980-х годах. Изначально планировались построить скоростную хорду Митино - Бутово, но после распада СССР и экономического кризиса от идеи отказались.

Вместо этого появились идеи о строительстве новых эстакадных линий (получили название "лёгкое метро"), которые позиционировались как быстрое и недорогое решение транспортных проблем компактных быстрорастущих районов за МКАД. Сначала проектов линий лёгкого метро было несколько: от станции Новогиреево до Новокосино, от Выхино до Жулебино, от Сходненской до Митино и от Бульвара Дмитрия Донского до Южного Бутово. Все линии должны были начинаться от ближайших станций существующих линий и продолжаться за МКАД на 5-10 км.

Проект скоростного внеуличного транспорта Москвы, 1998 году. Взят отсюда: https://nashemetro.ru.
Проект скоростного внеуличного транспорта Москвы, 1998 году. Взят отсюда: https://nashemetro.ru.

Наиболее удачным оказался проект линии лёгкого метро в Южное Бутово, а в остальные районы было решено пустить обычное, подземное метро.

До 2014 года Бутовская линия обозначалась как линия "Л1" (вторую подобную линию Л2 планировалось сделать Солнцевской, однако позже проект изменили на обычное метро).

До 2010 года запланировано открытие Бутовской линии ЛМ в 3 этапа:

  1. 2003 год: 5,8 км, до станции Бунинская Аллея;
  2. 2008 г.: до станции Остафьевская Улица;
  3. 2010: до станции Новокурьяново.

Общая протяженность линии должна была составить 10,8 км, из них подземный участок — 1,8 км.

К реализации проекта приступили в 90-х годах. Первый участок Бутовской линии был открыт 27 декабря 2003 года. В его состав входили 5 станций: Улица Старокачаловская, Улица Скобелевская, Бульвар Адмирала Ушакова, Улица Горчакова и Бунинская аллея. Бутовская линия стала единственной линией, полностью находящейся за МКАД.

Строительство станции Бульвар Адмирала Ушакова. Фото: https://vk.com/nashebutovo.
Строительство станции Бульвар Адмирала Ушакова. Фото: https://vk.com/nashebutovo.

В 2004 году было решено продлить линию до станции Битцевский парк с промежуточной станцией Лесопарковая, а также организацией пересадки на станцию Новоясеневская Калужско-Рижской линии. К работам приступили только в 2011 году. Участок планировалось открыть к 2013 году, однако вследствие неготовности объектов станции заработали только в 2014. Из-за того, что тоннели линии проходили по территории природно-исторического парка, их решили прокладывать закрытым способом на глубине 20—30 м.

Строительство станции Битцевский парк. Фото: bangkokbook.ru.
Строительство станции Битцевский парк. Фото: bangkokbook.ru.

При этом, изначально на Бутовской линии предполагалась отдельная оплата проезда, но перед самым открытием линии от этой идеи отказались. В 2014 года линия сменила обозначение "Л1" на 12 номер.

Бутовская линия на схеме московского метро 2014 года ещё обозначена как "Л1". Схема взята с сайта: https://fishki.net.
Бутовская линия на схеме московского метро 2014 года ещё обозначена как "Л1". Схема взята с сайта: https://fishki.net.

В 2000-х появлялись предложения о продления линии в Новокурьяново с несколькими новыми станциями, однако проект потерял актуальность в связи с запуском МЦД-2.

Новокурьяново - деревня в составе района Южное Бутово, со всех сторон окружена Щербинским экспериментальным железнодорожным кольцом ВНИИЖТ. Фото: bangkokbook.ru.
Новокурьяново - деревня в составе района Южное Бутово, со всех сторон окружена Щербинским экспериментальным железнодорожным кольцом ВНИИЖТ. Фото: bangkokbook.ru.

Из подвижного состава ранее на линии курсировали поезда модели 81-717.5/714.5, 81-717.5М/714.5М "Номерной", но в 2004 году их полностью вытеснили "Русичи".

Поезд "Номерной" на станции Старокачаловская, 2004 год. Фото отсюда: https://vk.com/metro_town.
Поезд "Номерной" на станции Старокачаловская, 2004 год. Фото отсюда: https://vk.com/metro_town.

Что касается дальнейших перспектив развития линии, то на станции Бунинская аллея возможна пересадка на станцию Сокольнической линии. После этого Бутовская линия может стать единственной в московском метро, имеющей пересадку на другие линии метро по обоим концам.

Вариант продления Сокольнической линии от строящейся станции Потапово (Новомосковская) до станции Бунинская аллея Бутовской линии. Взят отсюда: triptonkosti.ru.
Вариант продления Сокольнической линии от строящейся станции Потапово (Новомосковская) до станции Бунинская аллея Бутовской линии. Взят отсюда: triptonkosti.ru.

Наземные участки

Наземный участок Бутовской линии проходит от станции Улица Скобелевская до станции Бунинская аллея. Он находится на эстакаде, расположенной над поверхностью земли, длиной 3,7 км. 4 станции, находящиеся на этом участке (Улица Скобелевская, Бульвар Адмирала Ушакова, Улица Горчакова и Бунинская аллея), являются открытыми эстакадными. Станции находятся на высоте 9,6 м над уровнем земли.

Интересные факты

1. Бутовская линия является самой короткой линией московского метро

2. Бутовская линия — единственная линия, не имеющая собственного депо. Линию обслуживает электродепо "Варшавское", открытое для Серпуховско-Тимирязевской линии

3. Линия обладает самыми короткими платформами в столичном метро — 90 м вместо привычных 160

Станция Улица Горчакова. Фото с сайта: https://bangkokbook.ru.
Станция Улица Горчакова. Фото с сайта: https://bangkokbook.ru.

4. На Бутовской лини находится единственная в метро Москвы станция без центрального зала, ей является Улица Старокачаловская. Станция состоит из двух однопролётных залов, разделённых другой станцией — Бульвар Дмитрия Донского Серпуховско-Тимирязевской линии. Каждый зал станции имеет одну платформу и один путь

Схема станций Бульвар Дмитрия Донского и Улица Старокачаловская. Взята отсюда: zelengarden.ru.
Схема станций Бульвар Дмитрия Донского и Улица Старокачаловская. Взята отсюда: zelengarden.ru.

5. Названия станций Бульвар Адмирала Ушакова и Бульвар Дмитрия Донского — самые длинные в московском метро (22 буквы)

6. На станции Битцевский парк стрелка, с помощью которой поезда совершают оборот, находится не в тоннеле, а прямо на станции. Перед ней расположен светофор, так что все любопытствующие могут свободно наблюдать за работой по переводу стрелок. На стрелку можно посмотреть и сверху, с лестницы, ведущей к станции Новоясеневская

Стрелка перед станцией Битцевский парк. Фото с сайта: https://transphoto.org.
Стрелка перед станцией Битцевский парк. Фото с сайта: https://transphoto.org.

7. Лесопарковая — единственная подземная станция в Москве и одна из немногих в бывшем СССР, на которую проникает дневной свет с поверхности

Станция Лесопарковая. Источник фото: https://bangkokbook.ru.
Станция Лесопарковая. Источник фото: https://bangkokbook.ru.

8. Станции Улица Скобелевская и Улица Старокачаловская являются единственными станциями московского метрополитена, где в названии используется инверсионный (обратный) порядок слов (вместо Скобелевская улица и Старокачаловская улица). При этом, для самих улиц использован обычный порядок слов. В названиях всех остальных станций метро Москвы используется прямой порядок. При том, топонимическая традиция столичного метрополитена не предполагает наличия в названии станций слова «улица» (за исключением случаев, когда станция названа по улице, носящей имя какого-либо человека или события — например, "Улица 1905 года" или "Улица Дмитриевского", в иных случаях слово «улица» опускается)

Станция Улица Скобелевская. Источник фото: https://stranabolgariya.ru.
Станция Улица Скобелевская. Источник фото: https://stranabolgariya.ru.

На этом на сегодня всё. Спасибо, что прочитали до конца! Будем признательны за подписку, лайк и комментарий. Оставайтесь с нами, впереди много интересного. Удачи и пока!