Двигатель шумит так, что кажется, мы сейчас пойдем на взлет – и это может свидетельствовать о каких-то неисправностях. Давайте разберемся, что может стать причиной резкого изменения шумовых характеристик при работе агрегата.
Уровень шума асинхронных электродвигателей зависит от множества факторов и может достигать достаточно высоких значений. Максимально допустимый звуковой уровень регламентируется ГОСТ 16372-93 Машины электрические вращающиеся: Допустимые уровни шума.
В целом, для общепромышленных асинхронных электродвигателей допустимо повышение уровня шума до 120 дБ, что является очень высоким показателем, сравнимым со звуком двигателя реактивного самолета. Уровень шума двигателей и другого оборудования торговых марок ONI и IEK не превышает регламентированные стандартом показатели.
Много это или мало? Все познается в сравнении. Если вы гуляете в дождь под зонтом, удары капель о его купол создают шум громкостью около 50 децибел, а работающий фен гудит на все 90 децибел.
Более подробно уровни громкости представлены в шкале децибел.
Шкала с сайта Freepik.com
Нехарактерное повышение уровня шума вашего электродвигателя может говорить о неисправностях или конструктивных нарушениях. Разберемся подробнее, на что стоит обратить внимание при резких изменениях данной характеристики.
Повышенная вибрация и вызванный ею шум. В первую очередь необходимо проверить монтаж электродвигателя. Недостаточная жесткость фундамента и/или расшатавшееся крепление могут приводить к повышению вибрации. Второй причиной может служить несоосность валов электродвигателя и исполнительного механизма. Для устранения необходимо произвести центровку.
Шум в подшипниках. Причиной неисправности в подшипниках могут служить сразу несколько факторов. Это несоосность валов электродвигателя и исполнительного механизма, недостаток или загрязнение смазки, механическое повреждение подшипникового узла и многое другое. Во всех случаях необходимо провести диагностику и устранить неисправность, поскольку выход из строя подшипникового узла может привести к перегреву электродвигателя.
Вентиляционный шум. Здесь подразумеваются любые неисправности вентилятора охлаждения. Убедитесь, что нет повреждений вала с неприводной стороны, лопастей вентилятора и щитов.
Деформация отдельных узлов. Повреждение корпуса или внутренних компонентов электродвигателя может привести, например, к неуравновешенности ротора, что в свою очередь негативно скажется на вибрационных и шумовых характеристиках агрегата.
Шум при работе с преобразователем частоты. Возможное решение – уменьшение или увеличение несущей частоты ПЧ.
Самые распространенные причины изменения виброаккустических характеристик можно легко устранить или предупредить своевременным техническим обслуживанием электродвигателя.
Как часто надо проводить плановые работы?
Общее наблюдение заключается в периодическом контроле режима работы, состояния контактов, нагрева, чистоты двигателя, отсутствия разрушений крыльчатки и кожуха.
Технические осмотры включают очистку поверхности электродвигателя от загрязнений и проверку надежности заземления, соединения с исполнительным механизмом и уплотнения кабельного ввода.
Необходимо проводить не реже раза в месяц, но можно и чаще, в зависимости от условий эксплуатации.
Профилактический ремонт включает разборку электродвигателя, продувку, обтирку, внутреннюю чистку, замену смазки подшипников и при необходимости самого узла, проверку надежности заземления и всех соединений, состояния обмотки, выводных концов, лакокрасочных и гальванических покрытий.
Следует проводить не реже раза в год.
Своевременное обслуживание и качественный подбор электродвигателя – секрет его долговременной работы. Подробнее о том, как выбрать двигатель, мы писали здесь:
У вас остались вопросы? Пишите в комментариях, мы обязательно на них ответим!
Реклама ООО "ИЭК ХОЛДИНГ" ИНН 7724635872 erid: 2vtzqxgb6hf