В советское время вся эпопея со строительством завода в Тольятти пропаганда представляла как величайшее достижение. Это называлось чудом, и постройку предприятия на пустом месте сравнивали с "подвигами" времен индустриализации. Но давайте разберемся сколько тут правды, а сколько обыкновенных придумок.
Для того что бы ответить на все вопросы необходимо вспомнить всю историю отечественного автомобилестроения. Все советские гиганты, чего уж тут врать, были плот от плоти, кровь от крови были копиями иностранных предприятий. ЗИЛ, начинавший сборку итальянских Fiat, а последствии переключившийся на американские White, правда их потом передали в Ярославль, где сделали грузовик Я-3. Потом на ЗИС переключились на Autocar-5S, так появился ЗИС-5. Другой московский завод КИМ-МЗМА-АЗЛК тоже начинал с отверточной сборки моделей Ford, позднее чуть переделав английский Ford Prefect решили собирать КИМ-10, а после Второй мировой войны начал изготавливать немецкий Opel Kadett К38. Про ГАЗ и говорить нечего, он изначально был полностью закуплен в Америке, да и делал Ford A/AA.
Вот только легковых автомобилей в стране все равно не хватало. Благосостояние роде растет, а вот "колеса" купить почти невозможно. Сложные переговоры с итальянским концерном Fiat вылились в покупку всего технологического оборудования для сборки сразу нескольких модификаций Fiat 124. Завод был построен, и в 1970 даже начал собирать довольно приличные, правда уже начавшие устаревать машины. Тем не менее именно появившиеся "копейки", "девушки" и "трешки" круто изменили жизнь многих советских людей. Они были предметом мечтаний, их берегли и ездили долгие годы. Спекулянты наживались на дефиците, а люди были готовы ждать по десятку лет и собирать деньги со всех родственников для покупки вожделенных Жигулей.
Но именно в этом проекте как нельзя лучше отразились все убогие черты социалистической экономики. Мы вроде запускаем спутники и ракеты в космос, строим громадные ГЭС, а вот создать самый обычный продукт не в состоянии. Поэтому государство влезает в огромные долги, которые кстати пришлось возвращать всем жителям СССР. Но изначально расплачивается столь нужной валютой, а если быть более точным то нефтедолларами. Закупает завод, полный комплект импортного оборудования. Потом, на пустом месте строит завод, который начинает выпуск очень приличных, пусть и по советским понятиям машин. И гонит эту продукцию не пять-десять лет, а многие годы. Изначально загоняя себя в тупик, который и выльется в итоге в технологическое отставание. Которое, как это ни прискорбно, будет нарастать с каждым годом. Но самое важное, это то, что на ВАЗе начали выпускать машину, которая с самого начала стоила около четырех(!) годовых средних зарплат, и так и оставалась долгие годы не товаром широкого потребления, а самым настоящим предметом роскоши.
Поэтому назвать строительство завода в Тольятти технологическим прорывом язык не поворачивается. Увы, это было топтание на месте, которое было обусловлено экономической политикой страны на долгие годы.