К сожалению весьма богатая автоспортивная история СССР/ России обычному обывателю практически неизвестна, дай бог кто-то вспомнит про раллийные Москвичи от АЗЛК и Лады VFTS от Стасиса Брундзы. Да и от куда не «гику» автоспорта знать больше? Да есть музеи где выставляются и те же Москвичи, и даже болиды Формулы Восток. Но в советское время этот весьма затратный и специфичный спорт был уделом энтузиастов и не имел даже близко такого охвата и заинтересованности властей, как тот же футбол, хоккей и тд. А в 90ые с окончанием хоть какой то финансовой поддержки, и с появлением Формулы 1 на экранах уже постсоветских граждан, промоушн отечественных гоночных серий ушёл на совсем последние места. Да и гонки стало всё сложнее проводить: большинство стационарных трасс оказалось заграницей: в других постсоветских республиках, а производители гоночных болидов Эстония, доминировавших в «социалистических» формулах, находились в Прибалтике.
Однако, к концу 90ых к автоспорту начали присматривать как и большие компании по типу Лукоил, Росснефть и тд, так и энтузиасты у которых были горящие глаза, а главное, честно заработанные (а за частую, и не совсем), деньги. Одним из плодов такой заинтересованности стала моносерия Формула РУСЬ, созданная фирмой АККС и её владельцем Юрием Кимом, как первая ступенька для молодых гонщиков после картинга. Основным референсом, явно стала Формула Форд 1600, с её лёгкой и максимально дешёвой техникой. Принять участие в качестве пилота мог почти любой желающий, имеющий гоночную лицензию РАФ, так что сезон делился на два этапа: отборочный и Чемпионат России. Из-за того что молодым спортсменам трудно найти большого спонсора для оплаты выступлений, при разработке машины был сделан уклон на дешевизну конструкции(планировалось около 10 000$ за один болид, по тому курсу). Но итоговая стоимость составила порядка 20 000$ (цена как никак БМВ третьей серии, на тот момент). Для представления нового формульного класса, надо было сделать не только технологичную, но и достаточно красивую внешне машину.(В итоге дизайнер болида Александр Захаров получил многочисленные награды за свою работу). В 1999 появился первый прототип, а летом 2000 года его презентовали на заездах Формулы-1600.
С технической точки зрения эта была весьма интересная машина: снаряжённая масса порядка 550 кг, стеклопластиковый кузов и трубчатая пространственная рама. Пламенным сердцем стал итальянский Alfa Romeo Twin Spark 16v на 157 л.с., такой же двигатель стоял и на Alfa Romeo 156. Однако первые версии болида приводились в движении ВАЗовским 1.6 литровым мотором, но быстро поняв что отечественный автогигант не заинтересован в появлении нового чемпионата, было сделано решение перейти на зарубежного моториста. К слову, соотношение мощности к массе было такое же как у современной БМВ М3 (283 л.с. на тонну веса) Предполагалось что АККС моторспорт будет просто производить болиды, а их обслуживанием будут заниматься сами команды. Но буквально перед началом первого чемпионата Формулы Русь, оказалось что в России того периода просто не оказалось структуры готовой к его организации на должном уровне. Так что на инициаторов проекта легли и производственные, и организационные, и обслуживающие задачи. Первая Гонка состоялась в 2002 (по другим данным в 2001) на Невском кольце. Чемпионом же того сезона стал Роман Шестаков.
Следующей ступенькой российского автоспорта являлась Формула-1600. В отличие от Формулы Русь она была не просто моноклассом, а полноценным конструкторским чемпионатом с выбором разных шасси, разных настроек машины, а так же с индивидуальной доработкой мотора. Его история началась ещё в далёкие 70ые, когда был организован чемпионат Формула Восток, в котором выступали лучшие пилоты из СССР, ГДР, Чехословакии и других стран восточного блока. Главной особенностью Формулы Восток было использование отечественных шасси и двигателя объёмом 1.3 литра от Жигулей. Сама же Формула 1600 начала свой путь, с появления наиболее мощного советского мотора VAZ 2106. Главным отличием от Формулы Восток являлся именно двигатель, всё же остальное было почти идентичным. В «перестроечный» период основным спортивным снарядом в гонках с открытыми колёсами стала Эстония 21.10. Общий объём выпуска всех её модификаций и версий составил 295 машин, что сделало её наиболее массовой среди всех гоночных моделей производства ТОАРЗ. Она же и стала основой стартовых решёток гонок Формулы 1300(она же Формула Восток) и Формулы 1600 в первые годы после распада СССР.
Производство спортивных машин в России было не столь развито, а о покупке зарубежной техники не могли мечтать даже весьма обеспеченные команды. К счастью, ко второй половине 90ых шасси итальянской компании Dallara начали вытеснять уже безнадёжно устаревшую Эстонию. Однако даже тогда, команды не могли себе позволить постройку полностью новых болидов, так что в Россию они поступали уже откатавшие несколько боевых сезонов в европейских сериях. Сначала это были Dallara F393(последние цифры обозначают год выпуска), а позже и Dallara F399. От Формулы 3 были переняты как шасси, так и коробка передач, а вот двигатель стоял свой: VAZ-21083, но раздутый до 150-170 л.с. Это делало Формулу 1600 самым быстрым автогоночным классом в России. В 2006 на трассе дебютировал отечественный болид Arttech F1605, который уже на второй свой сезон смог на равных бороться с забугорной техникой.
В идеале схема продвижения молодого гонщика была такой: после картинга, он переходит в Формулу Русь. После успеха там, следующей ступенью является чемпионат более высокого класса (например, Формула 1600 или западные Формулы 3/4), а если и тут показывается высокий результат, то можно рассчитывать на Формулу Рено или же Формулу 2. Показательным примером такой стратегии можно считать первого российского гонщика Формулы 1 – Виталия Петрова, который начинал свой путь в открытых колёсах с Формулы Русь, а затем стал чемпионом Формулы-1600.
Эта статейка, ожидалась как просто небольшой рассказ о нашем спортивном прошлом, но пока я искал информацию, кое-что меня ввело в настоящее уныние. Например, та же Формула Русь была закрыта в 2007, из-за крайне странных обстоятельств: По словам Юрия Кима (основателя и руководителя этого чемпионата) Российская Автоспортивная Федерация, которая организует все мероприятия национального первенства, выставила счёт в 200 тыс. рублей за права на телетрансляции, но сделала это под видом «добровольного взноса» , что юридически сделало оплату этого счёта взяткой от коммерческой компании в адрес общественной организации. Так же были и другие спорные вопросы. Когда же спросили про эту ситуацию главу РАФ, он ответил что Юрий был ,как минимум, не точен в своих словах, а если его что-то не устраивает в выплатах то может обратиться в соответствующий орган. Как понимаю вопрос так и не был решён, и Формула Русь, вместе с Формулой 1600 были закрыты, а часть болидов младшей серии были проданы в Грузию для создания собственного чемпионата (Ныне основным источником информации о этих сериях являются небольшие газетные статьи 2005-2010 годов, а так же фанатские форумы тех же годов, ведь официальные ресурсы либо удалены, либо давно заброшены)Главным же итогом перепалки бизнесменов и автоспортивных чиновником, стало то что крупные спонсоры просто разочаровались в этом спорте. Если же в начале нулевых гонки казались весьма перспективным коммерческим направлением, то уже к концу десятилетия спрос сильно упал, в том числе из-за странных решений и Федерации, и руководителей. Уже в десятых годах были планы на проведение и возраждённой Формулы Восток, и национальной Формулы 3, но до настоящего времени они так же не дожили. Хочется повторить слова Сергея Иванова главы РАФ, на момент выше описанных событий: «У нас одних чемпионов в разных сериях 48. Явный перебор, на который обратил внимание и Росспорт» Чтож, так хорошо обратили внимание что теперь у нас нет ни единого формульного класса. А самое удивительное, что возможно они и есть, но скорее всего об этом ты никогда и не узнаешь, потому что, к моему сожалению, промоушен кольцевых гонок в России очень сильно отстаёт не то что от зарубежного уровня, но и от уровня отечественной дрифт-сцены. Скажу лично мой опыт, я узнал о проведении гонок РСКГ и REC, только в прошлом году, когда по понятным причинам, были закрыты официальные трансляции западных чемпионатов. И вроде бы я и рад что наш автоспорт движется всё дальше и дальше, но.. Это просто неинтересно смотреть, мне просто не за кого болеть, нету большого инфополя, как вокруг гонщиков, так и вокруг всего чемпионата. Были моменты заинтересованности, когда звали на выступления Квята, Царя, Сидоркову, но на этом далеко не уедешь. И есть же трассы, есть весьма неплохие гонщики, есть инженеры с горящими глазами, но до потребителя это либо не доходит, либо доходит не совсем в том виде, котором бы хотелось. Надеюсь, что сложные времена, в условиях санкций и попыток закрытия мирового автоспорта от нас, только усилят интерес к отечественному спорту, и дадут толчок к улучшению, как соревновательной части, так и коммерческой.
Послесловие:
Онборд Александра Крамарского на трассе Мячково https://youtu.be/2LG3scWemaU?si=0UqQOYnLTpH0aHGV
Так и не получившая продолжения Формула Восток от Artline Racing https://youtu.be/04q6bdM1FAY?si=yvXOiwZ8dFAcqImt
Часть трансляции на НТВ Гран-при Москвы на Кубок мэра https://youtu.be/AMUjx7t08OU?si=70aRlChKrYYU-5sA