По итогам октября АвтоВАЗ показал лучший результат продаж за последние 10 лет, несмотря на то, что по сравнению с прошлыми годами модельный ряд Lada сегодня значительно сокращен (снят с конвейера хэтчбек Xray и временно не выпускается универсал Largus). Тем не менее по итогам октября 2023 года в России было реализовано 40,9 тыс. автомобилей Lada, что в 2,1 раза больше по сравнению с прошлым годом. По собственным оценкам АвтоВАЗа, рыночная доля Lada в сегменте легковых машин в прошлом месяце составила 40%. Всего с начала года официальные дилеры Lada передали клиентам 283,5 тыс. новых автомобилей, что почти вдвое превышает показатель за аналогичный период 2022-го.
Стоит отметить, что рекордный спрос наблюдается почти на все доступные модели АвтоВАЗа, хотя в настоящее время они выпускаются без некоторых опций (например, ESP и АКП). Так, Lada Granta, самая популярная и доступная машина на российском рынке, впервые с момента запуска производства преодолела рубеж в 20 тыс. проданных за месяц автомобилей с показателем 20,9 тыс. единиц (рост на 68% в сравнении с октябрем 2022 года). Свой максимум продаж с марта 2022 года обновила Lada Vesta NG – в прошлом месяце реализовано более 9 тыс. таких машин (рост в 9,1 раза). Внедорожник Lada Niva Legend показал лучший результат с 2014 года – 5,2 тыс. единиц, а Niva Travel разошлась тиражом в 5,1 тыс. экземпляров.
По мнению руководителя дилерского направления автомобильного маркетплейса Fresh , основной причиной рекордных продаж моделей АвтоВАЗа в октябре 2023 года можно назвать тот факт, что отечественный производитель является практически монополистом в сегменте автомобилей стоимостью до 1,7 млн рублей. Конкуренцию «Ладам» может составить только китайский седан Changan Alsvin (1,75 млн рублей), остальные модели уже дороже, например, Livan X3 Pro стоит 1,87 рублей.
- Кроме того, в конце сентября АвтоВАЗ запустил прямые продажи своих автомобилей по заводской цене с дополнительной выгодой в 40 тыс. рублей при выполнении определенных условий, что так же стало стимулом продаж моделей бренда, – констатирует эксперт.
Между тем в начале ноября АвтоВАЗ резко повысил цены – удорожание составило от 64 до 106 тысяч рублей в зависимости от модели. При этом стоимость базовых комплектаций Lada Granta и Vesta осталась без изменений. В то же время Минпромторг возобновил госпрограмму льготного автокредитования, по которой автомобили Lada сегодня можно купить даже дешевле, чем прежде. К примеру, рекомендованная розничная цена Lada Granta, приобретенной по льготному автокредиту, стартует с 559,9 тыс. рублей, стоимость Niva Legend – с отметки 663,9 тыс. рублей, а цена на Lada Vesta составит 991,9 тыс. рублей.
Как отмечает независимый консультант индустрии «Автомобили и транспорт» , АвтоВАЗ пользуется всеми мерами поддержки, которые оказывает ему правительство. Созданы условия, при которых автомобили Lada в сегменте до 1,5 млн рублей фактически не имеют конкурентов. Однако в условиях нормальной конкуренции, как, например, в Китае, Корее или в Европе, продукция АвтоВАЗа проиграла бы практически по всем позициям.
- Поддержка отечественной продукции – дело благое, но в отсутствии конкуренции у АвтоВАЗа нет стимулов развивать модельный ряд адекватно мировым тенденциям. Потребители вынуждены выбирать «Лады», так как при нынешнем положении просто нет альтернатив, кроме как покупка не самых «свежих» автомобилей со вторичного рынка, – резюмирует эксперт.