Коллекционеры раритентных автомобилей очень редко обращают внимание на грузовую технику. Оно и понятно, большегрузам необходимо много места. Реставрация стоит не многим меньше, а иногда и больше любого легкового автомобиля, а интереса эти машины почти не вызывают. Да и условия эксплуатации автомобилей были далеко от идеальных. Их, как правило, просто "убивали" на стройках. Именно поэтому первый отечественный большегрузный автомобиль МАЗ-525 остался всего лишь в одном, да и то покалеченном виде.
Но, давайте отмотаем рулетку истории назад и вспомним легенду построившую не одну электростанцию в СССР. Для этого нам придется отправится в Белоруссию 30-х годов. Где на территории военной части были размещены ремонтные мастерские. Которые после вторжения гитлеровцев были использованы ими по прямому назначению. Немцы основали там авторемонтный завод. Основной задачей которого было восстановление техники. После освобождения Минска в 1944 году, было принято решение создать на территории бывшего ремонтного завода полноценное производство грузовых автомобилей. Но первоначально там собирали поставленную по ленд-лизу технику. А вот к 1947 году на самом верху было принято решение просто отобрать у Ярославского завода разработанные там модели и передать их в Минск. Это был модели ЯАЗ-200/205, которые сменили установленного на капоте медведя на зубра. В том же 47-м на заводе было организовано конструкторское бюро, которое возглавил человек проработавший главным конструктором ЗиСа. Причем основным направлением работы стало проектирование тяжёлой автотехники.
Уже через три года, а именно в 1950 был представлен первый в истории страны большегрузный самосвал получивший индекс МАЗ-525. Его грузоподъемность равнялась просто небывалым 25 тоннам. А в качестве силового агрегатного использовали танковый дизельный мотор Д-12А. Силовой агрегат имел 4 клапана на цилиндр, два верхрасположенных распредвала, непосредственный впрыск топлива и систему смазки мотора с "сухим" картером. Правда было решено его дефорсировать с 450 до 300 сил.
Интересна конструкция автомобиля. Наверное только ленивый не вынес в заголовок, а этому грузовику посвящено не мало публикаций, упоминание о том, что видели управляли им стоя. Да, это правда. Но всему есть объяснение. Почему же задний мост крепился ук раме жестко, без использования лифтовых рессор? Дело все в том, что качество металла в то время было низким. И никакие стальные конструкции, в виде рессор, просто не смогли бы выдержать таких нагрузок.
Интересный факт. Помимо разработки на МАЗе тяжеловеса параллельно с ним на Уральском заводе тяжелого машиностроения в Свердловске шло конструирование экскаватора размер ковша которого равнялся шести кубометрам. Именно такие глыбы должен был загружать экскаватор в кузов 525-го.
Кстати реки перекрывали не только при помощи породы, но и искусственными бетонными тетраэдрами или, проще говоря, "пирамидками". Для укрепления кузова использовался довольно интересный метод. В частности дно было двойным. Зачем поступили именно так? Между двумя слоями стали лежала прокладка из дубовых брусьев. они как и металл принимали на себя основную нагрузку. А в качестве демпфера защищающего раму было установлено шесть резиновых подушек. Ну и конечно не будем забывать огромные колеса, которые так же амортизировали, кстати они и правда были очень большими, высота 172 сантиметра.
Автомобили разных годов выпуска так же не походили друг на друга. Поскольку в стране с металлом была напряжена, то первоначальный вариант имел капот равный по ширине кабине. В последствии его сделали более узким. Кстати на первых, опытных сериях, у МАЗ-525 был один фильм, а вот позднее их стало два. Поскольку машины эксплуатировать в карьерах, где очень много пыли. Вначале на капоте устанавливали фигурку зебра, позднее ее разместили на боковых выштамповках.
Не смотря на то, что на МАЗ было выпущено всего 800 экземпляров, с на БелАЗ более пяти тысяч название автомобиль не менял. Он так и числился как МАЗ-525.
Как я уже говорил, условия эксплуатации, что называется на убой предопределили дальнейшую судьбу первого отечественного тяжеловоза. Чудом сохранившийся, единственный экземпляр стоит на постаменте в районе Красноярской ГЭС под городом Дивногорском. Хотя и это памятник вовсе не машине, а событию состоявшемуся ровно 60 лет назад, а именно торжественному перекрытию реки Енисей.
Да, работал этот автомобиль там вовсе не один. Рядом с ним трудились и МАЗ-200 и КрАЗ-222. Однако увековечить решили именно первый советский большегрузный самосвал.