"Ну, погоди!". Серия 9. Девятый выпуск
Есть мнение, что психологические игры для многих людей – это простой, дешевый и доступный способ развлечься, примириться с серостью будней и получить эмоции, страсти, достойные звания мыльной оперы. Есть такое, однако к этому психологические игры, конечно же, не сводятся.
Еще одна их важная функция – отвлечь человека от большой проблемы или какой-то большой боли. И если "большой болью" может быть психотравмирующее событие, то "большой проблемой" чаще всего оказывается та жизнь, которую человек проживает, или же отдельная сфера этой жизни.
Пожалуй, лучшей иллюстрацией к этому положению будет очередная серия "Ну, погоди!".
Она начинается с того, что нам показывают жилище Волка. Жилище убогое, необустроенное, жалкое. Наверное, невозможно искренне быть довольным такой "средой обитания". Однако Волк на всё забил и ничего менять, скорее всего, не собирается. В этом смысле он демонстрирует нам психологию "жертвы", которая довольствуется малым, лишь бы не работать (в экономическом смысле слова или же в психологическом – над собой). Волк живет по принципу "и так сойдет".
И если в случае с Волком разруха представлена буквально, то в реальной жизни этот принцип может быть неплохо замаскирован под удачную карьеру, успешный брак, материальное благополучие. Как бы хорошо ни жил человек, есть в его жизни что-то, что его не устраивает, и на что он давно махнул рукой.
Волк не ограничивается пребыванием в убогой квартиренке: он доходит до актов разрушения. Ну, что ж, я тоже знаю немало людей, которые осознанно или нет, но рубят сук на котором сидят, портят отношения, разрушают брак или карьеру, а спроси, зачем, и не ответят. Есть и такие, которые не разрушают брак или карьеру, напротив, очень даже их укрепляют... ценой своей собственной нервной системы.
Если в жизни что-то не устраивает, это вообще-то следует менять. Но если менять не хочется, страшно, дорого, лениво, то лучше не смотреть на всё это безобразие. А как не смотреть? Надо на что-то занимательное отвлечься. Ну, например, на какую-нибудь драму и страсти.
Волк отправляется в Останкинскую телебашню. В телецентре он обнаруживает широкий выбор жанров и направлений для увеселения своей персоны. Мимо каких-то дверей он проходит, в какие-то заглядывает. Там, куда Волк всё же зашел, его ждали настоящие чудеса: тут и декорации, и костюмы, и реквизит, и средневековый антураж, и иллюзионист со своими фокусами, и концерт, и акробатическое представление... Вау.
Это всё, несомненно, приятно и увлекательно, но: в финале серии Волк совершенно неожиданным и волшебным образом снова оказывается в своей квартире, среди разрухи и хаоса. Сколько бы он ни играл в догонялки с Зайцем, его жизнь от этого не меняется.
Стивен Карпман, создатель теории про взаимоотношение ролей Преследователя, Спасателя и Жертвы, считал, что в любой игре любой человек в любой роли – всё равно Жертва. И с этим сложно не согласиться, во всяком случае тем, кто хотя бы немного знаком с этой теорией. Если заметить за собой склонность к играм и честно посмотреть на свою жизнь, можно увидеть какую-то сферу, которая выглядит как квартира Волка.