Найти тему
КиноПсихолог

Неприглядная правда, от которой люди убегают в психологические игры и "треугольник Карпмана"

"Ну, погоди!". Серия 9. Девятый выпуск

Есть мнение, что психологические игры для многих людей – это простой, дешевый и доступный способ развлечься, примириться с серостью будней и получить эмоции, страсти, достойные звания мыльной оперы. Есть такое, однако к этому психологические игры, конечно же, не сводятся.

Еще одна их важная функция – отвлечь человека от большой проблемы или какой-то большой боли. И если "большой болью" может быть психотравмирующее событие, то "большой проблемой" чаще всего оказывается та жизнь, которую человек проживает, или же отдельная сфера этой жизни.

"Ну, погоди!", скриншот.
"Ну, погоди!", скриншот.

Пожалуй, лучшей иллюстрацией к этому положению будет очередная серия "Ну, погоди!".

Она начинается с того, что нам показывают жилище Волка. Жилище убогое, необустроенное, жалкое. Наверное, невозможно искренне быть довольным такой "средой обитания". Однако Волк на всё забил и ничего менять, скорее всего, не собирается. В этом смысле он демонстрирует нам психологию "жертвы", которая довольствуется малым, лишь бы не работать (в экономическом смысле слова или же в психологическом – над собой). Волк живет по принципу "и так сойдет".

"Ну, погоди!", скриншот.
"Ну, погоди!", скриншот.

И если в случае с Волком разруха представлена буквально, то в реальной жизни этот принцип может быть неплохо замаскирован под удачную карьеру, успешный брак, материальное благополучие. Как бы хорошо ни жил человек, есть в его жизни что-то, что его не устраивает, и на что он давно махнул рукой.

Волк не ограничивается пребыванием в убогой квартиренке: он доходит до актов разрушения. Ну, что ж, я тоже знаю немало людей, которые осознанно или нет, но рубят сук на котором сидят, портят отношения, разрушают брак или карьеру, а спроси, зачем, и не ответят. Есть и такие, которые не разрушают брак или карьеру, напротив, очень даже их укрепляют... ценой своей собственной нервной системы.

"Ну, погоди!", скриншот.
"Ну, погоди!", скриншот.

Если в жизни что-то не устраивает, это вообще-то следует менять. Но если менять не хочется, страшно, дорого, лениво, то лучше не смотреть на всё это безобразие. А как не смотреть? Надо на что-то занимательное отвлечься. Ну, например, на какую-нибудь драму и страсти.

"Ну, погоди!", скриншот.
"Ну, погоди!", скриншот.

Волк отправляется в Останкинскую телебашню. В телецентре он обнаруживает широкий выбор жанров и направлений для увеселения своей персоны. Мимо каких-то дверей он проходит, в какие-то заглядывает. Там, куда Волк всё же зашел, его ждали настоящие чудеса: тут и декорации, и костюмы, и реквизит, и средневековый антураж, и иллюзионист со своими фокусами, и концерт, и акробатическое представление... Вау.

"Ну, погоди!", скриншот.
"Ну, погоди!", скриншот.

Это всё, несомненно, приятно и увлекательно, но: в финале серии Волк совершенно неожиданным и волшебным образом снова оказывается в своей квартире, среди разрухи и хаоса. Сколько бы он ни играл в догонялки с Зайцем, его жизнь от этого не меняется.

"Ну, погоди!", скриншот.
"Ну, погоди!", скриншот.

Стивен Карпман, создатель теории про взаимоотношение ролей Преследователя, Спасателя и Жертвы, считал, что в любой игре любой человек в любой роли – всё равно Жертва. И с этим сложно не согласиться, во всяком случае тем, кто хотя бы немного знаком с этой теорией. Если заметить за собой склонность к играм и честно посмотреть на свою жизнь, можно увидеть какую-то сферу, которая выглядит как квартира Волка.