Найти тему
АВТОРИТЭЙЛ

Первый автобус марки ГАЗ. Что из себя представлял ГАЗ-03-30?

В наши дни Горьковский автозавод производит целый ряд различных автобусов. Среди них есть самые современные автомобили на шасси ГАЗели NN, микроавтобусы повышенной проходимости на базе ГАЗели Бизнес и другие. Но с чего всё начиналось? Каким был первый автобус ГАЗа? Из чего он состоял и когда производился? Сегодня мы расскажем именно об этом!

Редкий исторический снимок. Автобус ГАЗ на реальном автобусном маршруте в городе Кривой Рог
Редкий исторический снимок. Автобус ГАЗ на реальном автобусном маршруте в городе Кривой Рог

Первым серийным автобусом Горьковского автозавода стал ГАЗ-03-30. Это был автомобиль, созданный на узлах легендарной «полуторки» ГАЗ-АА. Как и в случае с грузовым ГАЗ-АА, в движение горьковский автобус приводил рядный 4-цилиндровый двигатель объёмом 3,3 литра, который соединялся с 4-ступенчатой коробкой передач. Ходовая часть тоже была заимствована у «полуторки». По сути, изменения затронули только кузова.

Кстати, о нём. На раму ГАЗ-03-30 устанавливался кузов, который обшивался металлическими листами поверх деревянного каркаса. Ничего удивительно в этом нет. Для тех лет, это вполне стандартная технология изготовления кузовов.

В наше время автобус ГАЗ-03-30 настоящий раритет. Источник фото: https://www.drive2.ru/users/retrotruck/
В наше время автобус ГАЗ-03-30 настоящий раритет. Источник фото: https://www.drive2.ru/users/retrotruck/

Весь кузов ГАЗ-03-30 можно было беспрепятственно пройти насквозь от заднего ряда до лобового стекла. Никаких перегородок между водительским местом и салоном в нём не было, как и поручней для пассажиров.

Вход и выход для пассажиров осуществлялся через правую боковую дверь, аналогичную водительской с противоположной стороны. Была у автобуса ещё и дверь сзади. Сейчас бы на неё наклеили надпись «запасный выход», так как она находилась выше, чем боковая, и не использовалась на постоянной основе для посадки и высадки пассажиров.

Водительское сиденье никак не отделено от пассажирского салона. Источник фото: https://www.drive2.ru/users/retrotruck/
Водительское сиденье никак не отделено от пассажирского салона. Источник фото: https://www.drive2.ru/users/retrotruck/

Салон автобуса рассчитан на 17 посадочных мест, не считая водителя. Источник фото: https://www.drive2.ru/users/retrotruck/
Салон автобуса рассчитан на 17 посадочных мест, не считая водителя. Источник фото: https://www.drive2.ru/users/retrotruck/

В серийное производство ГАЗ-03-30 пошёл в 1933 году, всего через год после запуска сборки «полуторки». Автобус выпускался по 1941, после чего производство остановили на 4 года из-за Великой Отечественной войны. Но в 1945 сборку возобновили и продолжали вплоть до 1950 года. За все время было выпущено около 18 тысяч машин разных модификаций.

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал, впереди вас ждёт ещё много обзоров новинок и исторических экскурсов в мир Горьковского автозавода.