В Нью-Йорке спорят о безопасности электровелосипедов — они вносят немалый вклад в статистику смертельных ДТП, но кто в этом виноват? Разбираемся вместе со Streetblog.
В 2023 году Нью-Йорк может поставить печальный антирекорд — максимальное число погибших велосипедистов. Жертвами ДТП уже стали 26 человек, а ведь впереди еще два с лишним месяца. Есть риск, что 2023-й станет таким же кровавым, как 1999-й, когда погибли 28 человек. Но есть одно важное различие: в этом году почти 70% погибших ехали не на обычном велосипеде, а на электрическом. Заместительница мэра Мира Джоши прямым текстом заявила, что водители таких велосипедов сами виноваты: “…это хороший зеленый транспорт, но его нередко используют безответственно, что, к сожалению, приводит к наблюдаемому нами росту смертельных ДТП”.
Электровелосипеды разрешили в Нью-Йорке лишь в 2020 году и, хотя люди ездили на них и раньше, учитывать в статистике ДТП отдельной строкой их стали только после легализации. Все эти три года их доля была составляла плюс-минус 50%, а теперь вот и вовсе выросла до 69.2%.
Правда, не совсем понятно, как эти цифры соотносятся с количеством таких велосипедов и практикой их использования. Никаких цифр на этот счет мэрия Нью-Йорка не приводит, но известно, что, как и в Москве, особенно активно электровелосипедами пользуются работники служб доставки. А они проводят в седле целый день, поэтому вполне может оказаться, что в пересчете на количество километров электровелосипеды совсем не так страшны, как считают в мэрии.
Велоактивисты, ва свою очередь, говорят, что приведенные мэрией цифры — это лишь половина правды. Вторая половина заключается в том, что, за исключением пары случаев, все эти ДТП произошли на улицах, где нет велодорожек. А почему их там нет, это уже вопрос к той самой мэрии, которая поспешила обвинить жертв в безответственности.
На самом деле, у электровелосипедов есть своя специфика — они, например, тяжелее, что делает их менее маневренными. И при этом быстрые. Нидерланды стали первой страной, где столкнулись с этой проблемой: там электровелосипеды чаще всего покупают себе пожилые люди, которым уже сложно ездить на обычных моделях. В результате нидерландские пенсионеры дольше сохраняют мобильность (а в стареющем обществе это важно), но стали вносить весомый вклад в статистику ДТП, в том числе, со смертельным исходом.
В Нидерландах с их невероятно серьезным отношением к велоинфраструктуре решать проблему собираются, повышая и без того очень строгие требования к качеству велодорог. А вот как разберуться с этим в Нью-Йорке, пока не очень ясно. И, конечно, было бы интересно видеть долю электровелосипедов в статистике московских ДТП.