В Госдуму внесён законопроект о введении ответственности для электросамокатчиков за нарушения ПДД. Он призван устранить правовую коллизию: в ПДД средства индивидуальной мобильности появились и их использование регламентировано, а вот в КоАП их нет и нарушать ПДД можно, получается, безнаказанно.
Согласно новому законопроекту штрафовать будут за перевозку пассажиров, проезд на красный свет, превышение скорости и вождение в пьяном виде. Размер штрафов составит от 500 до 30 тысяч рублей, также возможен арест от 10 до 15 суток.
А для идентификации нарушителей все СИМ предполагается регистрировать с выдачей госномеров.
Правда, последняя инициатива вряд ли реализуема, поскольку самокаты, сегвеи и прочие моноколёса просто не имеют мест для крепления номерных знаков, да и в силу компактности размеров на них можно разместить только очень маленькие таблички – мотоциклетные номера не подойдут. А если табличка маленькая, то и символы на ней будут трудноразличимыми как для людей, так и для камер.
К тому же, возникает ещё большая путаница – например, на СИМ будут номера, но их не будет на велосипедах, в том числе электровелосипедах; а чем электровелосипед безопаснее? Непонятно также, где взять такое количество инспекторов ГИБДД, которые ловили бы самокатчиков-нарушителей, и какими транспортными средствами их оснащать – а также как организовать погоню по тротуарам и паркам без риска столкновения с пешеходами. То есть, штрафы ввести можно, а вот кто будет штрафовать – непонятно; вероятно, всё будет ограничиваться отловом пострадавших при ДТП, которые уже не смогут убежать самостоятельно.
Тем не менее, сервисы кикшеринга пронумеровали все свои самокаты в добровольном порядке, однако формат номеров у каждого свой, единого нет.
Ранее депутаты из «Справедливой России» также выступили с предложением получения прав на вождение СИМ после сдачи экзамена на знание ПДД. Похожая практика уже была в СССР в середине прошлого века (как минимум до конца семидесятых годов): для того, чтобы ездить по дорогам общего пользования, нужно было получить удостоверение на право управления велосипедом с фотографией, а сам велосипед оснастить номерными знаками, которые выдавались сроком на год. Удостоверение содержало три талона предупреждения, которые вырезались при нарушениях ПДД. После утраты трёх талонов удостоверение автоматически становилось недействительным.