Найти тему
615,6K подписчиков

Почему современные АКПП работают хорошо, но недолго

Все дело в демультипликаторе - устройстве, которое делает автомобиль с "автоматом" более экономичным и комфортным, но ускоряющим износ коробки передач.

    Почему современные АКПП работают хорошо, но недолго
Почему современные АКПП работают хорошо, но недолго

В МКПП и роботизированных коробках сухое сцепление передает крутящий момент от ведущей оси (соединенной с двигателем) к ведомой (соединенной с колесами). В автоматах для той же цели используется жидкость - масло, циркулирующее по гидротрансформатору. Фрикционных деталей в них нет, поэтому "классические" АКПП были довольно долговечны.

Однако гидротрансформаторам свойственны большие потери энергии - вот почему раньше считалось нормой, что машина с автоматом более прожорлива, чем с механикой.

Шаг 1: жесткая блокировка

Затем автопроизводители начали гнаться за экономичностью и добавили муфту блокировки гидротрансформатора, которая жестко соединяет ведущую и ведомую ось. Экономичность подтянулась, но трансмиссии стали менее комфортными при переключении.

Шаг 2: нежесткая блокировка

Следующим шагом стали коробки с регулировкой силы смыкания сцепления блокировки гидротрансформатора, чтобы плавно регулировать передачу момента, как в механических КПП. Так автоконструкторы добились сочетания двух преимуществ:

  • экономичность,
  • комфортное плавное переключение передач и трогание с места.
   Гидротрансформатор с фрикционной муфтой (второй диск слева)HowStuffWorks
Гидротрансформатор с фрикционной муфтой (второй диск слева)HowStuffWorks

Расплата за комфорт - снижение надежности

Движение масла в гидротрансформаторе регулируется системой клапанов. К несчастью, при трении фрикционных деталей в муфте блокировки образуются продукты износа. Они попадают в масло и циркулируют вместе с ним, ускоряя износ клапанов. Вот почему ресурс АКПП сократился примерно в тот же период, когда выросла их экономичность и плавность.

Как замедлить износ

Полностью исключить попадание частиц абразива невозможно, но можно сократить их количество, попадающее на клапаны. Для этого нужно:

  • разгоняться плавно, не делая лишних кикдаунов и стартов "тапкой в пол".
  • чаще менять масло гидротрансформатора.