С самого детства я слышу стенания о том, что в России мужик вывелся. Все нормальные на voiнах полегли, весомая часть спилась, остальные все без исключения любители онлайн игр и лежания на диване с пивасиком. Еще со времен посиделок с мамиными подружками в заводском общежитии, где я с детьми этих самых подружек подчищала конфетки между забегами по длинному коридору, какая-нибудь тетя обязательно выдаст такую мысль, и в приблизительно такой же радикальной форме. И добрая половина женщин за столиком активно соглашалась и массово кивала.
Когда я слышала такие умозаключения в детстве, то всегда думала, а что, мужчины правда хуже женщин? Мой отец тоже любил лежать на диване, но он не пил, много работал, и приносил большую часть дохода в семью, посему имел полное право лежать на диване и приходить за накрытый стол. Но неужели мой отец, мои деды и большинство друзей родителей просто исключения?
В нашем заводском районе всегда было не мало пьющих семей, а все эксцессы, происходившие в общежитии, тут же становились достоянием общественности. Дети всегда знали, у кого и кто пьет, и кто кого бьет. И уже в раннем школьном возрасте я заметила, что семьи, в которых пили папы, в общем-то худо-бедно да живут. Иногда мама из такой семьи на завод с фингалом придет, иногда кто-то из одноклассников ходит уж очень в коротких штанах, потому что батянька опять зарплату пропил. Но вот если пьет мама – то это конец. Обычно это были матери одиночки, а за детьми в лучшем случае приглядывали бабушки. Дети в таких семьях всегда были какие-то более несчастные, неаккуратно одетые и некормленые. Был у меня один одноклассник с такой пьющей мамашей, так их с сестрой подкармливали то соседи, то некоторые собутыльники маманьки, которые приходили с незамысловатой закусью и отдавали часть детям. Мальчик этот ужасно учился, был очень низкого роста и какой-то дерганый. Дети с пьющими папами могли внешне никак не отличаться от остальных. Одежда, может быть, победнее, я уже плохо помню, да и на одежду я стала обращать внимание только годам к 12ти.
И пусть в раннем школьном возрасте я не могла четко сформулировать мысль, но уже знала, что женское правильное и социально приемлемое поведение гораздо важнее для выживания и общего благополучия нации, нежели мужское. И уже потом я узнала, что такой расклад дел обусловлен биологически, и он имеет ощутимые социальные последствия.
В целом по миру мальчиков рождается больше где-то на 0,2%, к 20 годам количество молодых людей уменьшается на 0,1%, к 30-40 годам гендерный состав выравнивается, а к 50-ти женщин в любой стране и в мире в целом становится больше.
Куда деваются мужчины? Кстати, в России они действительно вымирают быстрее чем в среднем по больнице, то есть по миру.
Во-первых, мужской организм в большей степени выделяет не только тестостерона, но и гормонов стресса и агрессии, адреналин, норадреналин и ряд других. Мой приятель, которому сейчас под 50, рассказывал, как они с мальчишками в детстве прыгали с одной девятиэтажки на другую, между которыми было расстояние около метра. Мой муж прыгал на велике с мальчишками через овражки, переплывал Оку на спор в месте, где сильное течение. Девочки к такой развлекухе склонны в значительно меньшей степени. Нормальная женская реакция, если запахло жареным – спрятаться, чтобы выжить, дать потомство и позаботится о нем.
Для понимания картины обратимся к афро-американцам из гетто. Там дисбаланс женщин и мужчин взрослого населения довольно высок, что вполне логично. В гетто в большей степени распространено асоциальное поведение, прием запрещенных веществ и спиртного. Больше потасовок и конфликтов с пистолетами-ножами-кастетами. Если посмотреть на возрастно-половую пирамиду черного американского населения, то там количество женщин и мужчин выравнивается уже к когорте 25-30, а к 30 годам женщин уже больше.
Во-вторых, ответственность за детей и биологически, и культурно в большей степени лежит на женщине.
Не могу не удержаться от анекдота в тему:
- Пап, водка подорожала, ты теперь будешь меньше пить?
- Нет, сынок, ты теперь будешь меньше кушать.
Если так говорит отец – то он подлец, если мать, то она – опустившаяся мr@3ь. Мужчина может изначально не хотеть ребенка, не признать его; женщина ребенка вынашивает, рожает в муках, заботится о нем в младенчестве. Она больше любит ребенка, для нее и с биологической, и с психологической, и с культурной точки зрения сложнее и постыднее «забить» на этого ребенка и пойти во все тяжкие как шальная императрица.
Поэтому, всякий раз как колесо истории вновь проезжается по людям с какой-нибудь перестройкой, кризисом или voiной, мужчины «выводятся» активнее. Если брать мирные неурядицы типа перестройки и общего обнищания, то у многих мужчин сдает психика, многие не могут терпеть ругань начальства, понижение зарплаты и унижений на работе. У женщин тоже не выдерживает психика, но они, по большей части, не имеют права послать все в лес и оторваться, да еще и гормонов, ответственных за агрессию, у них выделяется ощутимо меньше. У мужчин многое проще: если он хлопнет дверью, скажет пару ласковых жене, политикам в телевизор и уйдет в загул на пару дней, его дети не оголодают, не пропустят школу, детсад, поликлинику и музыкалку. О них обычно позаботится «обласканная» жена.
Бывает, конечно, когда женщина угрожает порядочному мужчине тем, что заберет детей и он их никогда не увидит, если не купит ей А, Б и В. Порядочный и ответственный человек, что мужчина, что женщина, всегда находится в группе риска, если связался не с тем или не с той, таков уж этот мир. Но если опять же смотреть на пресловутое «в среднем по больнице», то женщин от аморального поведения в семье сдерживает значительно больше факторов.
Вот и получается: мужчины чаще умирают, социально неприемлемое поведение для них культурно более приемлемо, поэтому, как итог, на всех нормальных (т.е. не маргинальных, ориентированных на семью) женщин нет равного количества мужчин после 30-35. Да и это еще не все. Опускаться до того, чтобы приютить выпивающего или поднимающего руку мужичка сегодня большинство не готовы. Прошли те времена, когда наличие рядом мужчины было обязательным пунктиком. Сегодня можно быть одной и никто не будет коситься как на ненормальную. Эти одинокие женщины, вынужденные пересматривать тех мужчин, которые остались, во многом и трубят громче всех: "нет нормальных мужчин!" В их опыте действительно, увы, нет.
Правда в том, что маргинализованных мужчин всегда больше, чем женщин, при этом после 40 лет мужчин в принципе меньше.