Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Мифологическое мышление - атавизм, рудимент или основа миропонимания?

Очень по-разному реагируют коллеги на словосочетание "мифологическое мышление" и "мифологическое сознание". Кто-то кивает понимающе, кто-то удивлённо вскидывает бровь, кто-то чуть не крестится со словами "чур меня!"

Ну, потому что снова путаница терминов, что поделаешь.

Ради эксперимента отправилась с вопросом к поисковым системам, открывала только ссылки на «уважаемые источники» – в результате пять (5!) разных до противоположности определений: от психотической спутанности сознания и мистицизма, до высшей формы познания реальности…

В психотерапевтическом дискурсе термин расплывчат и неопределен, более того, похоже, даже термином не является, поскольку не представлен ни в большом психологическом словаре, ни в психологической энциклопедии.

Единственное сколько-нибудь внятное описание явления в рамках именно психотерапевтического видения предлагает Adams Michael Vannoy в книге "The Mythologian Unconscionus”, однако, он говорит все же о мифологическом бессознательном.

Решила снова «взять на себя смелость».

Для начала, пожалуй, стоит выбрать, на какие определения терминов "сознание" и "мышление" удобнее опираться. И, поскольку сознание - предмет тёмный и до сих пор является объектом жарких споров не только психологов, но нейробиологов, физиологов, философов, теологов и даже кибернетиков, я предпочту опираться на понятное и близкое мне: "сознание - это способность мышления понимать (анализировать) самое себя". То есть, сознание - это способность мышления.

Мышление, в свою очередь, это процесс создания мысли через отражение воспринимаемой реальности внешней и внутренней - высшая форма активного (творческого) отражения действительности.

Вообще, термин "мифологическое мышление" вёл ещё в середине прошлого века Андрей Фёдорович Лосев в книге «Диалектика мифа». Он говорил о нём, как о «диалектически необходимой категории сознания и бытия вообще». На основе этой формы мышления формируются глубинные бессознательные структуры психики каждого человека.

Если отталкиваться от многочисленных исследований отечественных психологов, то можно сказать, что в естественном (здоровом?) развитии процесса мышления (как в онтогенезе, так и в филогенезе) мифологическое мышление начинает развиваться одновременно (или в контексте?) с наглядно-образным, которое, по сути, практически неотделимо от воображения, и затем становится неотъемлемой частью словесно-логического мышления, тонко вплетаясь в его ткань, за счёт чего создается возможность целостного представления об окружающем мире. То есть, по сути, мифологическое мышление составляет основу творческого мышления и развития символического мышления.

Видимо, именно это имел в виду Мераб Константинович Мамардашвили, говоря, что "переживание собственного существования через мифологическое представление позволяет человеку увидеть себя целиком, собранным».

То есть, не смотря на то, что мифологическое мышление, действительно, древнейший тип общественного сознания, ни отжившим, ни патологичным оно не является.

И хотя времена, когда миф являлся единственной формой познания мира, давно прошли, и мифологическое сознание, безусловно, изменилось, оно, по утверждению Мирче Эллиаде, не могло исчезнуть вовсе. Я бы еще уточнила, что изменилось (и продолжает меняться со временем) содержание мыслей, продуцируемых мифологическим мышлением, но не принципы, на которые этот процесс опирается.

И основной принцип - принцип, исходящий, в первую очередь, из необходимости удовлетворить основополагающую потребность в безопасности и стабильности, потребность в снижении архаичной персекуторной тревоги - это космогония - стремление к упорядочиванию хаоса. Космос - порядок - включает в себя образные, чувственные представления о всеобщей смысловой цельности бытия как условии его стабильности.

Этот принцип призван решить метафизические проблемы, такие как смысл жизни, цель истории, причинность существования.

Чтобы обеспечить эту самую целостность представления о мире и о человеке (о себе) в мире, мы в своем сознании обращаемся к осмыслению переживания сопричастности (так рождаются метафоры), которая отражает и в которой отражается наша антропоцентричность, становясь той точкой, вокруг которой организуется вся модель мира - мировоззрения - и определяя себя как центр пересечения осей бинарных и тринарных оппозиций, организованных циклично в пространстве и времени. Вся эта живая картина воспринимается нами на эмоционально-чувственном уровне и поэтому мы воспроизводим её в мир через эмоционально заряженную (так рождаются символы) творческую деятельность.

Таким образом, мифологическое сознание наполняет нашу жизнь более высоким и глубоким смыслом, отрешаясь от бытового восприятия, являясь источником появления нравственных и духовных ценностей.

Другими словами, образы сновидений, воспоминания и переживания прошлого, игра, традиции, сказки, искусство – все это спектры мифологического сознания, создающие некое общее смысловое поле человечества, являющееся, в свою очередь, источником личностных смыслов для каждого отдельного человека.

Именно на мифологическое (символическое) сознание клиентов мы опираемся, когда стараемся поддержать их в познании себя, при встрече с экзистенциальными вопросами, в поиске своего пути.

Именно мифологическое сознание (его основной принцип) оказывается поврежденным, когда мы встречаемся с глубоко травмированными клиентами, отчаявшимися найти удовлетворение и счастье и согласившимися на ничью с болью.

И в заключение: мифологическое мышление не стоит путать с мистическим – это как раз мистическое мышление про спутанность, недифференцированность субъекта и объекта, панпсихизм, и все такое, с чем даже в кабинете сталкиваться сложно и опасно, не то, что в жизни. Мистическое мышление - способ существования предметно-деятельностного и наглядно-образного мышления вне связи с понятийным, абстрактным мышлением, возникший как раз в случае, когда боль и тревога угрожали жизни, вообще, и целостности психики, в частности, так мощно, что справиться с этой угрозой можно было только исключив реальность из сферы восприятия и осмысления.

Об этом в контексте работы со сновидениями на бесплатном вебинаре для психологов "Сны человечества в сновидениях человека" 24 октября в 16:00: https://events.webinar.ru/80421389/1822173072/session/1981060066

Автор: Збронская Марианна Феликсовна
Психолог, Супервизор

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru