Кажется, что это будет очень откровенно.
В 30 лет я начала исполнять свою мечту. Хотелось написать, что исполнила. Но... открыть кондитерскую - это не результат, это процесс. Если мечта съездить на Бали, например, то это всего лишь определенное количество денег, купил билет, забронировал жилье и насладись своей мечтой. А кондитерская - это ежедневный труд, это не одноразовые финансовые вливания, это ответственность перед клиентами, сотрудниками, партнерами, государством. А теперь по порядку.
Партнеры.
Разный опыт за 13 лет предпринимательства... Партнер для дела, бизнеса - это такой же партнер, как для брака. Его нужно выбирать аккуратно и тщательно, непросто проговаривая все "на берегу", а письменно фиксировать договоренности.
В моем багаже партнер, с которым были сложные личные отношения, это был трудный опыт для моего 25-летнего сознания и на тот момент опыта, но именно этот человек открыл передо мной двери предпринимательства. Он стал для меня учителем. Я очень благодарна ему.
Вторым партнером в предпринимательстве стала подруга. Да и казалось бы, с друзьями не делают бизнес. Но... здесь получилось. Мы дружим уже больше 20 лет, мы разделили бизнесы, но бесконфликтно. Это надежный друг и партнер в моей жизни, которому я тоже очень благодарна.
Еще одним партнером стал мой родной брат. Если коротко, то мы не разговариваем и даже не здороваемся друг с другом уже больше 2 лет.
Резюме: партнерство зависит от двух человек, как и в браке. Договариваться, передоговариваться, слушать и слышать, двигаться в одном направлении и т.д. И не спешить начинать большое дело! Но для себя я сделала вывод, что в рамках кондитерской лучше разделить функционал между партнерами. Один отвечает за производство, другой за продажи, сервис, общение с клиентами. Конечно это разделение можно решить за счет наемного персонала.
Сотрудники
Ох, наверное это самая сложная часть в любом бизнесе - команда. Особенности кондитерской:
1. Кондитерский цех. Производство десертов - это физически тяжелый труд. Требуются физически выносливые люди. Сейчас кофеен, пекарен много и конкуренция за сотрудника высокая. Предложить ему лучшие условия с т.зр. зарплаты, удобного местоположения цеха и прочее, не так просто. Это нужна в основе хорошая бизнес-модель. Ну и работа с командой - отдельный вопрос. Кондитерский цех - это производственные процессы. Важно организовать максимально эффективное производство. И важно быть внутри процессов, контролировать качество, технологии.
2. Точка продаж. Модель продаж может быть разной. Вы можете готовить на заказ, можете продавать через кофейню с кофемашиной и завтраками, можете как магазин, где забирают с собой. Но в любом случае возникает вопрос логистики (доставка), общение с клиентами, обеспечение хорошего уровня сервиса. В менеджерах по продажам, в бариста тоже заинтересованы огромное количество компаний. Особенно в приятных, дружелюбных, клиентоориентированных и стрессоустойчивых.
Производство и сервис в общественном питания - это два больших важных процесса, над которыми нужно постоянно работать. Это невозможно один раз наладить. Это работа навсегда.
3. Логистика. Или по-простому доставка. Сейчас без нее наверное невозможно работать. У меня цех был удаленный, а кофейня в центре. Возникала ежедневная логистика до кофейни. Кроме этого мы доставляли в другие кофейни. И конечно же доставляли корпоративным и частным клиентам. Иметь своего курьера заманчиво, но это содержание автомобиля, высокая зарплата курьеру, т.к. они сейчас тоже востребованы. И если он вдруг заболел или сломалась машина, всегда нужно иметь план Б. Комфортно работать с доставками такси, но стоимость доставки всегда разная. В пиковые часы сумма доставки может быть дороже отправляемого заказа. И отдельный вопрос упаковки изделий, чтобы доехало в сохранности, ведь не каждый курьер будет бережно нести вашу посылку.
Резюме: быть хорошим руководителем - это тоже навык, которому надо учиться. Собирать команду, сохранять ее - это наверное первоочередная задача. Это часть, где я провалилась. Я настолько была погружена в продукт, я любила создавать десерты, мне нравилось стремиться к тому, чтобы делать самое вкусное, самое лучшее, что забывала о том, что работа с командой - это очень важная часть. Эту работу я выполняла на тройку в лучшем случае.
Бизнес-Модель
Оооо, это еще один важный, большой и главный вопрос. Кому продавать, в каком месте и по какой цене - с этого можно начать. Но... когда вы окунетесь в производственные процессы, то поймете, что этого недостаточно. Когда производишь широкий ассортимент, то не можешь произвести большой объем. Когда производишь узкий ассортимент, то не можешь сам обеспечить наполняемость витрины в точке продаж. Когда я покупала ценникодержатели для кофейни, я вдруг поняла, что у нас в ассортименте от 35 до 40 наименований. Если честно, то я этого не понимала в процессе. Это ведь запас ингредиентов, это места хранения, это разные технологии.
Мы отгружали десерты для чужих кофеен. Это достаточно большой объем, но все кофейни хотели делать наценку 100% на них. Т.е. по факту их заработок был больше, чем у нас как у производителя. Мы не могли продавать им трудоемкие изделия, не могли им отгружать по чуть-чуть каждый день, т.к. произвести условно 20 шт и 100 шт занимает примерно одно и тоже количество времени. Им хотелось по чуть-чуть каждый день, а у нас ведь еще затраты на логистику. Мы не могли себе этого позволить.
Резюме: бизнес-модель крайне важная вещь, на которой я кажется и провалилась. На это нужно обязательно выделить время, привлечь опытного человека и посчитать. Но в процессе точно понять, что вы ошиблись. )))) Самый хороший вариант - это поработать в чужом бизнесе и понаблюдать. Или искать партнера или нанимать человека, который уже ошибся. В другом месте.