Входные указатели двух крупнейших российских метрополитенов имеют одно общее требование - буква "М" должна четко выделяться для идентификации метрополитена. Однако, когда речь заходит о цвете указателей, Москва и Санкт-Петербург делают кардинально разный выбор.
Москва и Санкт-Петербург: Контрастные цвета российских метрополитенов
Москва выбрала яркий красный цвет для логотипа метрополитена. Санкт-Петербург, напротив, выбрал холодный синий цвет. Это бросающееся в глаза расхождение имеет интригующую предысторию.
Когда в 1935 году открылся Московский метрополитен, на создание входного указателя претендовало несколько дизайнеров. Несмотря на то, что было представлено более 100 вариантов, все они были отклонены.
Происхождение первого логотипа остается неясным: одни источники приписывают его архитектору Ивану Таранову, другие - Самуилу Кравцу.
В первые годы работы московского метрополитена различные логотипы использовались разрозненно. На входах на станции, в вестибюлях, на жетонах и фасадах зданий использовались разные символы. Потребовалось время, чтобы унифицировать и стандартизировать ставшую уже легендарной красную букву "М".
В петербургском метрополитене сине-белая цветовая гамма была принята с самого начала. Обе системы развивались с учетом приоритета визуального единства всей сети скоростного транспорта. Однако столица с богатой историей остановилась на красном цвете, а прибрежная культурная жемчужина - на синем.
Этот цветовой контраст подчеркивает самобытность двух великих российских городов, выраженную в их транспортных достопримечательностях.
Эволюция логотипа московского метрополитена продолжалась на протяжении десятилетий. В 1960-х годах на столбах у входов на станции появилась подсвеченная буква "М", без зазубрин, которые были в предыдущих версиях.
В 1970-х годах за буквой появился полукруглый тоннель, символизирующий сеть метрополитена. Однако кодифицировать точный дизайн так и не удалось - размеры, ширина штриха, цвета и шрифты оставались несовместимыми.
Стандартизация наступила в 2013 г., когда на транспортных картах появился знаменитый логотип в виде обведенной буквы "М". На оборотной стороне сохранился тонкий намек на историю: буква находится в полукруглом тоннеле.
На протяжении всего этого пути Московский метрополитен оставался верен тому знаковому красному цвету, который отличает его от всех остальных систем. Даже экспериментируя с формами и стилями, яркий красный цвет оставался ядром бренда.
Выкристаллизовав эту единую, широко узнаваемую эмблему, Московский метрополитен связал себя с прошлым, закрепив при этом смелую, уникальную идентичность, узнаваемую во всем мире.
Московский метрополитен позволяет заглянуть в древнее прошлое благодаря окаменевшим организмам, вкрапленным в стены станций, возраст некоторых из которых составляет почти 500 млн. лет.
Это сочетание инфраструктуры и естественной истории отражает происхождение и эволюцию системы. Знаковая красноватая буква "М" также претерпела свои современные метаморфозы.
В 2014 году дизайнеры переосмыслили логотип, объединив преимущества предыдущих версий в изысканном знаке. Исчезли подложка и штрих, вернулись засечки.
С 2016 года обведенная буква живет в абстрактной красной форме "булавки" - официального товарного знака Московского метрополитена.
Новая эмблема гармонично сочетает в себе историю и прогресс, укрепляя идентичность метрополитена. В сочетании с кирпичами, содержащими первобытные окаменелости, она олицетворяет систему, в которой есть и человеческая инженерия, и геологическое время.