Найти тему
PSYCHE SAPIENS

Кто навязывает вам ваши желания?

Оглавление

Одна из часто встречающихся тем – навязанные желания. Часто можно слышать «это не мои желания, это навязано обществом», «откажись от навязанного, живи своими желаниями» и т.п. Влияние социума отрицать невозможно. Мы все без труда наблюдаем как многие следуют моде или высказывают общее мнение. При таких обстоятельствах вполне резонно разделять собственные желания и навязанные извне. Но насколько объективно такое разделение? Давайте разберемся что к чему.

-2
-3

Программные желания

Течение нашей жизни, впрочем, как и любого живого организма, диктуется целым спектром потребностей (подробнее здесь), которые удовлетворяются многочисленными и разнообразными поведенческими программами. В отличие от животных у человека лишь небольшое количество таких программ предопределено наследственностью (инстинкты). Большая часть формируется в процессе индивидуального развития благодаря обучению – учимся как себя вести, как реагировать в тех или иных ситуациях. Кстати, это является существенным эволюционным преимуществом, поскольку дает большую гибкость в адаптации к постоянно меняющимся условиям среды. Так вот, желание что-либо сделать или получить (ничего не делая :) является ни чем иным, как способом удовлетворения соответствующей потребности, т.е. желание, это своего рода поведенческая программа (или часть программы). Например, желание следовать моде продиктовано потребностью принадлежать группе (быть как все), а желание иметь последнюю модель айфона обусловлено иерархической потребностью (продемонстрировать статус) или той же потребностью принадлежать группе (чтобы как у всех).

-4

Желание, это поведенческая программа, направленная на удовлетворение актуальной потребности.
-5

Что нам навязывают?

Теперь вернемся к вопросу о навязанных желаниях. Как уже было сказано, желание, это программа поведения. Программа поведения – это результат обучения. Обучение – это присвоение информации, полученной из внешних источников: от родителей, учителей, сверстников и вообще всех окружающих. Получается, что все наши желания по факту являются приобретенными. А значит разделить их на «свои» и «навязанные» в принципе невозможно. По своему происхождению они все являются «навязанными». Внимательный читатель может спросить: а как же быть с биологическими инстинктивными потребностями, например, с утолением голода? Тут следует обратить внимание на то, о каком именно желании поесть идет речь. Если хочется съесть «не важно что», это несомненно инстинктивное поведение, поскольку служит непосредственному утолению голода. Но если вы начинаете выбирать между борщом и харчо, то это уже выученное поведение, призванное удовлетворить, например, исследовательскую потребность – вы еще ни разу не ели харчо, поэтому думаете попробовать его или нет.

-6
Разделить желания на «свои» и «навязанные» принципиально невозможно.
-7

Откуда все это?

Хорошо, мы выяснили, что деление желаний на «свои» и «навязанные» бессмысленно. Но откуда берется идея такого разделения? Возьмем ту же тему моды. Здесь мы имеем столкновение двух потребностей: с одной стороны необходимость принадлежать группе требует одеваться, как все, а с другой – иерархическая потребность заставляет выделяться. Если последняя выражена немного сильнее, но недостаточно чтобы доминировать над первой, на помощь приходит префронтальная кора, которая дополняет потребность принадлежности признаками чужеродности (усиливает негативную составляющую). Срабатывает система идентификации свой-чужой и желание следовать моде осознается уже, как навязанное со стороны. При многократном повторении идея о различии «своих» и «навязанных» желаний закрепляется. При этом, надо иметь ввиду, что такой результат полезен для психики, поскольку ликвидирует конфликт потребностей и делает работу психического аппарата более стабильным.

-8

Краткие выводы:

1. Реального разделения желаний на «свои» и «навязанные» не существует. Все осознаваемые желания являются приобретенными, т.е. фактически «навязанными».

2. Для решения конфликта между конкурирующими потребностями психика создает иллюзию чужеродности для той потребности, которая менее значима, порождая тем самым искусственное разделение на «свои» и «чужие» желания.

3. Придание осознанной значимости «своим» желаниям продиктовано необходимостью усиления соответствующей потребности (дабы избежать конфликтов в будущем) и не несет никакой нравственной ценности.

-9

-10

____________________

instagram.com/nazarenko_d_e

facebook.com/profile.php?id=100011781664434

dzen.ru/mind_n_sense

vk.com/mind_n_sense

🌐 mind-n-sense.tilda.ws

_______________

#психолог #психологическаяпомощь #отношения #тревога #психологонлайн #когнитивный #одиночество #стресс #кпт #тревожность