Найти в Дзене
Владимир Гордеев

Похитители велосипедов (1948, Италия, драма): Букварь для современных режиссеров

Этот фильм прописан во всех киносправочниках как безусловный шедевр. И как это ни прискорбно сознавать… такая оценка абсолютно правомерна. Полагаю, что фильм Витторио Де Сики особенно актуален именно сейчас, в эпоху тотального упрощения и примитивизации кинематографа.

Да, "Похитители велосипедов" фильм чрезвычайно простой, но это не та "простота, которая хуже воровства" и которая свойственна подавляющему большинству современных кинолент (особенно это касается насквозь фальшивой и придуманной драмы Алексея Попогребского "Простые вещи", где, кажется, даже название намеренно упрощено — от "прописных истин" до "простых вещей").

Фильм Де Сики сделан с исключительным мастерством, причем сюжетная фабула умещается в одно предложение: во времена послевоенной разрухи, когда столь сложно было найти человеку работу, Антонио Риччи устраивается работу расклейщиком афиш, но в первый же день у него крадут велосипед, без которого работать невозможно. Весь следующий день Риччи носится вместе со своим малолетним сыном по Риму и пытается разыскать вора.

Кадр из фильма "Похитители велосипедов" (1948)
Кадр из фильма "Похитители велосипедов" (1948)

Без труда можно заметить, что перед нами классическая трагедия "маленького" человека. Хотя фильм снят по роману Луиджи Бартолини, для наглядности можно взять "Шинель" Н. В .Гоголя. По сути, у Де Сики нет язвительной и унизительной для героя преамбулы "Шинели", режиссер переходит сразу к делу — к похищению шинели, то бишь, велосипеда.

Поначалу может сложиться впечатление, что режиссер идеализирует своего героя, рисует исключительно положительный и благородный образ, но по мере того, как у Риччи нарастает отчаяние, его поступки становятся резкими и отнюдь непохвальными. Например, он отвешивает своему сыну оплеухи, и т.д. Соль фильма в том, что Де Сике удается поддерживать напряжение на протяжении всего фильма. Это триллер! Ты искренне сопережеваешь герою фильма и даже с каким-то ужасом ждешь развязки, которая (и это хорошо чувствуется по общей, предельно реалистической интонации фильма) не может быть счастливой.

Кадр из фильма "Похитители велосипедов" (1948)
Кадр из фильма "Похитители велосипедов" (1948)

Если бы в свое время не появилось свежее течение — неореализм, то, возможно, кинематограф так бы и подох, задохнулся под ворохом однообразных комедий, вестернов и мелодрам, изжившего себя нуара. Сейчас принято относиться к неореализму с иронией, но я думаю, что современных режиссеров и продюсеров (особенно российских) надо принудительно водить на показы Росселлини, Де Сики, Висконти, а после сеанса пинками выталкивать на улицу и заставлять беседовать с людьми.

Может, тогда в наших фильмах появится хоть малая толика реальных драматических коллизий, а не квазиреальных, которые мы постоянно видим на экранах в мелодрамах типа "12" или "Простые вещи" (причем, эти два фильма являются антиподами. В первом есть какое-то подобие условного драматизма, но нет живых людей, а во втором есть какое-то подобие живых людей, но нет ни капли драматизма).

Кадр из фильма "Похитители велосипедов" (1948)
Кадр из фильма "Похитители велосипедов" (1948)

Оценка: 10,0 из 10.

Режиссер: Витторио Де Сика.
Сценарий: Чезаре Дзаваттини, Сузо Чеччи Д'Амико, Оресте Бьянколи, Адольфо Франци, Джерардо Гуеррьери (по роману Луиджи Бартолини),
Оператор: Карло Монтуори,
Композитор: Алессандро Чиконини.

В главных ролях: Ламберто Маджиорани, Энцо Стаиола.
В ролях: Лианелла Карелл, Джино Сальтамерендо, Витторио Антонуччи.

Интересные факты о фильме:

  • По традиции неореализма, актеры были найдены на улице. Витторио Де Сика говорил, что выбирал актеров на роли Антонио и его сына по походке.
  • После съемок в фильме Ламберто Маджиоране не мог найти себе работу. Его реальная жизнь оказалась калькой с жизни персонажа.
  • Продюсером этого фильма мог стать знаменитый Дэвид Селзник. Он предлагал на главную роль Кэри Гранта. Де Сика предпочитал Генри Фонду, но в конечном итоге решил сделать ставку на непрофессиональных актеров.
Кадр из фильма "Похитители велосипедов" (1948)
Кадр из фильма "Похитители велосипедов" (1948)

Читайте также на моем канале:

Рим — открытый город (1945, Италия, военный): Легенда неореализма
Владимир Гордеев22 июля 2023
Шинель (1959, СССР, экранизация / трагикомедия): Бери шинель, иди домой. - Нету шинелишки-то!
Владимир Гордеев24 января 2023
Режиссеры мирового кино (избранное)
Владимир Гордеев25 июня 2022