Найти тему
Байкал Сервис

Тяжеловесы в шоке: цены на тягачи превратились в груз, который не потянуть! Кто заменит европейский автопром в России?

Оглавление

Большая европейская семерка отреагировала на политические события февраля минувшего года молниеносно.

Как итог, компаниям DAF, Iveco, MAN, Mercedes-Benz, Scania и Volvo потребовалось меньше двух недель, а Renault — ровно месяц, чтобы принять решение о «приостановке деятельности» в России на неопределенный срок.

Бонусом прекращении поставок машин в нашу страну, «заморозку» своих местных производств.

А ведь в начале 2022 года европейским маркам принадлежало порядка 30% рынка грузовых автомобилей, который по итогам 2021 года перевалил за 100 000 реализованных машин.

Когда ты бережешь запасы, а запасы берегут тебя

Благодаря тому, что у продавцов оставались запасы техники, да и вездесущие китайцы вовремя посуетились, в 2022-м сегмент хоть и просел, но не катастрофично. По данным аналитического агентства «Автостат», он потерял 15,6%, достигнув показателя в 84 200 единиц.

В 2023-м же рынок пошел в рост: по итогам первой половины года было продано уже 62 720 машин — на 66,5% больше, чем в январе-июне 2022-го. В лидерах — КамАЗ и китайцы. А если конкретнее, то на призовых местах, уступая автостроителю из Набережных Челнов, расположились Sitrak, Shacman, FAW и Foton. Но так ли все просто и радужно на самом деле? Что о сложившейся ситуации говорят перевозчики, то есть непосредственные потребители?

Цены на тягачи ушли в стратосферу: перевозчики рассматривают вариант использования вертолетов

Восстановление рынка — это, конечно, хорошо. Только вот стоимость грузовиков за последние полтора года увеличилась на 30—40% и продолжает расти.

Цены на тягачи смело можно назвать золотыми с учетом их непрекращающегося роста
Цены на тягачи смело можно назвать золотыми с учетом их непрекращающегося роста

Кроме того, с 1 августа вступили в силу новые ставки утильсбора на иностранную технику — теперь это 1,7 млн. рублей вместо прежних 1,02 млн. Как результат — прайсы седельных тягачей массой от 12 до 20 тонн (в возрасте до 3 лет) подскочили на 7% до 10,7—12,7 млн. целковых.

Из-за удорожания комплектующих, логистики, да и вообще всего на свете пошли в рост и цены на отечественные машины, их стоимость в среднем «потяжелела» с 5 млн. рублей - более чем в два раза. К тому же, если говорить о магистральных тягачах в целом, наблюдается дефицит (не хватает, кстати, и полуприцепов), а расходы на обслуживание увеличиваются.

Сейчас по российским дорогам «бегает» около 300 000 грузовиков, их средний возраст — 18 лет. Много ли это? На рубеже 2010—2020 годов показатель был выше — 21 год. Но даже несмотря на то, что он немного снизился, ситуация все еще критичная. Чтобы решить проблему, перевозчики попросили у Владимира Путина расширить госпрограмму «Российский тягач», увеличив ее финансирование на 5 млрд. рублей. Благодаря этому транспортные компании смогли бы закупать до 5000 дополнительных машин ежегодно. Президент поручил правительству проработать этот вопрос, но пока результата нет.

Отечественные транспортные компании делают ставку в работе на российский автопром.
Отечественные транспортные компании делают ставку в работе на российский автопром.

Ставка не на Китай

— Транспортные компании в существующих условиях вынуждены делать ставку на продление сроков эксплуатации имеющейся техники до ее продажи или списания. Собственный автопарк нашей компании состоит из грузовиков отечественного производства. В последние годы мы его унифицировали, тем самым оптимизировав обслуживание и ремонт, — говорит генеральный директор транспортной компании «Байкал Сервис» Владимир Толкачев.

Он уточнил, что в этом году транспортной компании удалось расширить автопарк на 30%. Но ставку сделали не на китайские грузовики, а на отечественные — МАЗ, а также «Газель NEXT», и «Газон NEXT». Объясняется это решение тем, что у наших марок широкие дилерские сети, а потому проблем с ремонтом и обслуживанием — в каком бы регионе машина ни оказалась — не возникает.