В этой статье мы продолжаем тему влияния родителей на будущее их детей – на их психическое здоровье, мировоззрение, поведение, отношение к другим людям, интимные отношения… всё, вплоть до привычек.
И есть ещё одна форма вреда, которую наносят проблемные родители, будь то мать или отец – это социальная изоляция ребёнка, лишение его возможности взаимодействовать со сверстниками, с образцами для подражания, с внешней средой, с самой реальностью.
Социальная изоляция также лишает ребёнка возможности соприкоснуться с реальностью, которая является главным двигателем личностного роста и личностного развития.
Реальность обеспечивает очень важную обратную связь в детстве, и это обратная связь границ – это обратная связь между правильным и неправильным, методом проб и ошибок, соприкосновением с реальностью без какого-либо принуждения, чрезмерной защиты, подавления, избалованности, обожествления и возвышения.
Очень важно оставаться в контакте с реальностью, не прибегая к каким-либо травматичным тактикам. Но плохие родители изолируют своих детей и создают у них то, что можно назвать самореферентной изоляцией. Потому что у ребёнка нет доступа к реальности, к другим сверстникам, к образцам для подражания, к учителям, а также к соседям.
В изоляции у ребёнка нет никакого доступа к какой-либо обратной связи или информации из окружающей среды. Поэтому он не может откалиброваться – понять себя. В результате, ребёнок становится самореферентным – это становится его собственной системой и точкой отсчёта.
Таким образом, ребёнок начинает советоваться сам с собой, ребёнок начинает разговаривать сам с собой, он становится сам себе другом. Так что, когда ребёнок продолжает взаимодействовать с собой, он на самом деле взаимодействует с неприятным объектом, который он взял на себя в ходе проективной идентификации от родителей.
- Заметка на полях! В предыдущей статье «Как больные родители делают из детей больных взрослых. Механизмы расщепления и проективной идентификации» мы подробно разбирали этот механизм – проективную идентификацию. Рекомендую прочитать для лучшего понимания.
И этот негатив, этот неприятный объект занимает слишком много места в самосознании ребёнка. Так что здесь возникает проблема. Ребёнок не может получить доступ к реальности, обществу или своим сверстникам, потому что родители изолируют его. Они не позволяют ему, очень часто физически, выходить из дома, например.
Поэтому такой ребёнок может замкнуться в себе, или точнее – замкнуться на себя. Находясь в негативной самореферентной изоляции, ребёнок будет советоваться, общаться и дружить со своим плохим объектом и сам будет ощущать себя всё более плохим.
Плохой внутренний объект ребёнка будет раздуваться, энергия и катексис (эмоциональность) ребёнка будет направлены внутрь, и чем дальше, тем больше будет наполнять силами его плохой объект и завладевать внутренним миром ребёнка, что приведёт в дальнейшем к психопатии или нарциссизму.
Точно также другой тип детей, которые социально изолированы, подвержены расщеплению, проекции и плохому воспитанию, может взаимодействовать со своим идеальным Эго, дружить с ним, ассоциироваться с его невероятно раздутым и грандиозным представлением о себе. Таких детей балуют, их душат любовью и вниманием, и без этого дети уже не представляют себя – они знают, что имеют на это право.
Они чувствуют, что имеют на это право, поэтому они начинают ассоциироваться со своим грандиозным ложным «Я», чтобы слиться с ним полностью. Но здесь есть один важный момент.
Ожидания, требования Эго-идеала – это сценарий, которому подвергается такой ребёнок, вызывает нереалистичные ожидания, безумные требования – всё это настраивает ребёнка на крах в жизни. Таким образом Эго-идеал, ложное «Я», также становится плохим объектом из-за постоянных поражений, краха и неудач.
- Этот момент сложен для понимания, поэтому ещё раз – самая суть. Когда ребёнок находится в изоляции от своих сверстников, образцов для подражания… он не имеет возможности соотносить себя с кем-то, не может откалибровать свои состояния и восприятие относительно социального окружения.
Поэтому ребёнку ничего другого не остаётся, как взаимодействовать с собой – у нас есть непреодолимая потребность в общении. Но внутри такого ребёнка уже зреет некий объект – это, как правило, слепок всего плохого, что проецируют на него родители. Это самосознание, что он недостоин, глуп, уродлив, неудачник, что он никогда ничего не достигнет – он оторванный рукав от рубашки.
Есть два типа детей – одни принимают эту ситуацию, что они такие плохие, и придумывают себе себя идеально плохого в виде ложного «Я». Из таких детей формируются, впоследствии настоящие клинические нарциссы и психопаты.
Другие дети не имеют плохого внутреннего объекта – у них есть идеализированный объект, до невозможности хороший, с ожиданиями и требованиями, которые невозможно удовлетворить, и поэтому они терпят неудачу – полный крах. Поэтому этот, когда-то идеальный объект, начинает ассоциироваться с крахом и поражением.
Проще говоря, дети психически проблемных родителей, которые также являются плохими родителями, всегда, в конечном итоге формируют у своих детей плохой объект. Либо он является антисоциальным во многих отношениях, потому что он плохой и даже злой, или это плохой объект, который означает неудачу, поражение, крах, потому что ребёнок никогда не сможет соответствовать ожиданиям, этого объекта, который был заложен в него родителями.
Таким образом мы получаем первое следствие изоляции ребёнка проблемными родителями – это самореферентность, из-за невозможности общаться со своей социальной группой, что в будущем влечёт серьёзные последствия для психики ребёнка.
- Но есть ещё одно не менее пагубное следствие – это нарушение проверки реальности. И здесь начинается самый настоящий хоррор, о котором поговорим уже в следующий раз, потому что эта тема затрагивает самые основы возникновения наших психических проблем.
Берегите себя и своих детей
Всеволод Парфёнов