Найти в Дзене
Новый человек

Социальная изоляция детей. Как просто сделать из ребёнка нарцисса или психопата

В этой статье мы продолжаем тему влияния родителей на будущее их детей – на их психическое здоровье, мировоззрение, поведение, отношение к другим людям, интимные отношения… всё, вплоть до привычек.

И есть ещё одна форма вреда, которую наносят проблемные родители, будь то мать или отец – это социальная изоляция ребёнка, лишение его возможности взаимодействовать со сверстниками, с образцами для подражания, с внешней средой, с самой реальностью.

Социальная изоляция также лишает ребёнка возможности соприкоснуться с реальностью, которая является главным двигателем личностного роста и личностного развития.

Реальность обеспечивает очень важную обратную связь в детстве, и это обратная связь границ – это обратная связь между правильным и неправильным, методом проб и ошибок, соприкосновением с реальностью без какого-либо принуждения, чрезмерной защиты, подавления, избалованности, обожествления и возвышения.

Очень важно оставаться в контакте с реальностью, не прибегая к каким-либо травматичным тактикам. Но плохие родители изолируют своих детей и создают у них то, что можно назвать самореферентной изоляцией. Потому что у ребёнка нет доступа к реальности, к другим сверстникам, к образцам для подражания, к учителям, а также к соседям.

При изоляции ребёнка, у него затруднена самоидентификация и определение своих границ
При изоляции ребёнка, у него затруднена самоидентификация и определение своих границ

В изоляции у ребёнка нет никакого доступа к какой-либо обратной связи или информации из окружающей среды. Поэтому он не может откалиброваться – понять себя. В результате, ребёнок становится самореферентным – это становится его собственной системой и точкой отсчёта.

Таким образом, ребёнок начинает советоваться сам с собой, ребёнок начинает разговаривать сам с собой, он становится сам себе другом. Так что, когда ребёнок продолжает взаимодействовать с собой, он на самом деле взаимодействует с неприятным объектом, который он взял на себя в ходе проективной идентификации от родителей.

  • Заметка на полях! В предыдущей статье «Как больные родители делают из детей больных взрослых. Механизмы расщепления и проективной идентификации» мы подробно разбирали этот механизм – проективную идентификацию. Рекомендую прочитать для лучшего понимания.

И этот негатив, этот неприятный объект занимает слишком много места в самосознании ребёнка. Так что здесь возникает проблема. Ребёнок не может получить доступ к реальности, обществу или своим сверстникам, потому что родители изолируют его. Они не позволяют ему, очень часто физически, выходить из дома, например.

Поэтому такой ребёнок может замкнуться в себе, или точнее – замкнуться на себя. Находясь в негативной самореферентной изоляции, ребёнок будет советоваться, общаться и дружить со своим плохим объектом и сам будет ощущать себя всё более плохим.

В изоляции ребёнок имеет только одного друга - самого себя
В изоляции ребёнок имеет только одного друга - самого себя

Плохой внутренний объект ребёнка будет раздуваться, энергия и катексис (эмоциональность) ребёнка будет направлены внутрь, и чем дальше, тем больше будет наполнять силами его плохой объект и завладевать внутренним миром ребёнка, что приведёт в дальнейшем к психопатии или нарциссизму.

Точно также другой тип детей, которые социально изолированы, подвержены расщеплению, проекции и плохому воспитанию, может взаимодействовать со своим идеальным Эго, дружить с ним, ассоциироваться с его невероятно раздутым и грандиозным представлением о себе. Таких детей балуют, их душат любовью и вниманием, и без этого дети уже не представляют себя – они знают, что имеют на это право.

Они чувствуют, что имеют на это право, поэтому они начинают ассоциироваться со своим грандиозным ложным «Я», чтобы слиться с ним полностью. Но здесь есть один важный момент.

Ожидания, требования Эго-идеала – это сценарий, которому подвергается такой ребёнок, вызывает нереалистичные ожидания, безумные требования – всё это настраивает ребёнка на крах в жизни. Таким образом Эго-идеал, ложное «Я», также становится плохим объектом из-за постоянных поражений, краха и неудач.

  • Этот момент сложен для понимания, поэтому ещё раз – самая суть. Когда ребёнок находится в изоляции от своих сверстников, образцов для подражания… он не имеет возможности соотносить себя с кем-то, не может откалибровать свои состояния и восприятие относительно социального окружения.
Внутри каждого ребёнка зреет некий слепок их проекций его родителей
Внутри каждого ребёнка зреет некий слепок их проекций его родителей

Поэтому ребёнку ничего другого не остаётся, как взаимодействовать с собой – у нас есть непреодолимая потребность в общении. Но внутри такого ребёнка уже зреет некий объект – это, как правило, слепок всего плохого, что проецируют на него родители. Это самосознание, что он недостоин, глуп, уродлив, неудачник, что он никогда ничего не достигнет – он оторванный рукав от рубашки.

Есть два типа детей – одни принимают эту ситуацию, что они такие плохие, и придумывают себе себя идеально плохого в виде ложного «Я». Из таких детей формируются, впоследствии настоящие клинические нарциссы и психопаты.

Другие дети не имеют плохого внутреннего объекта – у них есть идеализированный объект, до невозможности хороший, с ожиданиями и требованиями, которые невозможно удовлетворить, и поэтому они терпят неудачу – полный крах. Поэтому этот, когда-то идеальный объект, начинает ассоциироваться с крахом и поражением.

Проще говоря, дети психически проблемных родителей, которые также являются плохими родителями, всегда, в конечном итоге формируют у своих детей плохой объект. Либо он является антисоциальным во многих отношениях, потому что он плохой и даже злой, или это плохой объект, который означает неудачу, поражение, крах, потому что ребёнок никогда не сможет соответствовать ожиданиям, этого объекта, который был заложен в него родителями.

Таким образом мы получаем первое следствие изоляции ребёнка проблемными родителями – это самореферентность, из-за невозможности общаться со своей социальной группой, что в будущем влечёт серьёзные последствия для психики ребёнка.

  • Но есть ещё одно не менее пагубное следствие – это нарушение проверки реальности. И здесь начинается самый настоящий хоррор, о котором поговорим уже в следующий раз, потому что эта тема затрагивает самые основы возникновения наших психических проблем.

Берегите себя и своих детей

Всеволод Парфёнов