Найти в Дзене
Анна Бердникова

Все мужики одинаковы…

Мне 32 года, я не замужем, у меня нет детей. Теперь я понимаю, почему это происходит: если для меня все мужчины одинаковы, то, как можно выбрать подходящего для себя? Я знакомлюсь, общаюсь, но не могу долго поддерживать отношения с одним и тем же человеком.

Из рабочего процесса:

Фото из свободного источника
Фото из свободного источника
Это, как я теперь понимаю, часть моего семейного сценария, послание бабушки, которая хотела сделать мою жизнь лучше. Но вышло то, что вышло. Наверное, бабушка думала, что такое убеждение сделает мою жизнь легче и лучше - позволит мне проще и быстрее сделать свой выбор. К тому же, чего придумывать какие-то сложности с выбором, если от того, кого ты выберешь, все равно ничего не зависит? Мужики же одинаковы… Это я сходила на тренинг и осознала про себя. Осознала не только это, много всего. Нам было предложено обнаружить инструкции, которые мы с собой носим, даже сами того не осознавая. Это для меня оказалось самым странным и удивительным осознанием.
Мне 32 года, я не замужем, у меня нет детей. Теперь я понимаю, почему это происходит: если для меня все мужчины одинаковы, то, как можно выбрать подходящего для себя? Я знакомлюсь, общаюсь, но не могу долго поддерживать отношения с одним и тем же человеком. Начинают возникать какие-то сложности и первое, что я думаю: наверное, это не мой человек. Ведь мы еще даже жить не начали вместе, а меня уже задевают его слова или действия, что будет дальше? Я останавливаюсь, перестаю отвечать на звонки и сливаюсь.
Теперь мне понятно, почему, но понятнее, что с этим делать, мне не стало. Понимание же как-то должно было повлиять на мое поведение. Но ничего не меняется.

Э. Берн – основатель транзактного анализа, которому принадлежит идея семейных посланий, образующих сценарий человека, был представителем аналитической школы. Ему казалось, что клиенту достаточно основательно осознать, откуда ноги растут у его понимания того или иного жизненного явления, и все должно расположиться по своим местам – деструктивное поведение должно стать конструктивным: человек же теперь понимает, что с ним происходит и почему. Однако зачастую этого не происходит. Последователи Эрика Берна уже пишут о системах упражнений, позволяющих моделировать поведение человека, осознавшего суть семейного послания.

Поэтому осознания может оказаться недостаточно в Вашем случае для основательной трансформации поведения.

К тому же, послание допускает разнообразие толкований. Вы можете посмотреть с разных сторон на толкование в целом смысла послания.

Например, если все мужчины одинаковы, почему сложно выбрать своего единственного? Как раз наоборот, если одинаковы, то можно начать строить отношения с любым из них, нет смысла перебирать, разве нет?

Или иначе истолковать для себя какую-то его часть. Например, Вы можете сузить смысл того, в чем будете считать всех мужчин одинаковыми. Например, опираясь на русские народные сказки, можно сказать, что на голодный желудок никакие дела мужчинами не делаются, даже Баба Яга вынуждена сначала Ивана-царевича напоить-накормить, только потом расспрашивать. Можно посчитать в этом всех мужчин одинаковыми.

Можно почитать лингвистические статьи, посвященные генерализации – обобщению и убедиться, что сверхобобщение – это всегда не правда. А «Все мужики» - это такое сверхобобщение, которое не может быть правдой по определению. Если хотя бы один мужчина из четырех миллиардов не таков, как все остальные, то все высказывание становится ложным. Следовательно, Вы в качестве семейного послания получили ложное высказывание – бабушка Вам сказала неправду. Значит, делать то, что Вы делали раньше в соответствии с ним, Вам теперь совсем не обязательно. А вот, что делать, - вопрос теперь открытый.

Когда человек обнаруживает такой скрипт (семейное послание), то в практике терапии первое, что делается, это предпринимается попытка его «пошатать» - посмотреть, насколько его предписание категорично и однозначно. Может ли этот скрипт означать для человека что-то иное, есть ли в его толковании место для обоснованного сомнения, как в судебной практике.

Новое понимание послание не создает новой инструкции само по себе. Зато, по идее, освобождает от старой. На освободившемся месте лучше создать что-то сознательно, приняв взвешенное решение: как я теперь буду смотреть на мужчин, какими теперь я буду их считать. А могу ничего не считать, принимая на веру, а заняться изучением непосредственно «в полях», на живых людях, чтобы составить свое мнение о мужчинах или даже всего одном мужчине. Больше, как правило, не требуется.

Анна Бердникова