Во многих супружеских конфликтах эта мысль выносится за скобки и не рассматривается, как бы глупо это ни звучало. В чем это проявляется? В конфликте супруг всегда описывает свое видение ситуации, с особым акцентом на том, где его права и границы попираются вероломным супругом. Конечно, непосредственно в конфликте иначе и быть не может: все на взводе, все на нервах. Однако, пик конфликта наступает, как правило, не сразу, пока конфликт только-только зарождается есть возможность посмотреть на происходящее через призму партнера, с его позиций. Если допустить, что партнер не объект, а субъект – живой человек, то такая призма наверняка должна существовать.
Давайте рассмотрим конкретные примеры.
Много копий сломано о пресловутый поход в ЗАГС: женщины настаивают, мужчины сопротивляются. Женщина в браке делегирует ответственность мужчине, обретает статус замужней женщины, защищает своих детей финансово и социально. Мужчина, осознавая тяжесть ответственности, пытается получить бытовое обслуживание без обязательств:
наша любовь так сильна, что давай не будем портить ее штампом, который ни на что не влияет, и вмешивать в наши дела государство.
Женская позиция:
если наша любовь так сильна, а штамп для тебя не имеет значения и не на что не влияет, давай его поставим, для меня эта синяя краска в паспорте значение имеет…
И разговор заходит в тупик. В принципе отношения на этом столкновении интересов можно закончить, а можно договориться, если разобраться, что беспокоит партнера, и что реально стоит за его категоричными высказываниями. Но для этого необходимо допустить, что движет партнером не вредность, а какие-то реально беспокоящие его вещи.
Или другой пример. Споры вокруг взаимодействия разведенных родителей не утихнут никогда. Довольно большое количество мужчин старается снизить белую зарплату, чтобы уменьшить суммы алиментных выплат, в некоторых ситуациях, бравирует этим: как ловко он лишил бывшую возможностей содержать любовника на свои алименты. Между тем, если вспомнить о том, что жена, пусть и бывшая, и дети, рожденные в браке с ней – живые люди, нуждающиеся в питании, одежде, лечении, все встает на свои места. Суммы, отправляемые женщине с детьми, уже не выглядят заоблачными, если зайти в магазин и посмотреть на стоимость продуктов и одежды. Понять, мужчину, живущего по принципу: с глаз долой - из сердца вон! – сложнее, но, наверное, тоже возможно.
Кстати, убеждение, что дети – это женская ответственность, также не предполагает, что женщина – живой и теплый человек, со своими потребностями и нуждами. Для носителя такого убеждения женщина – абстрактная функция – выполняет и выполняет свои задачи. При этом она не может иметь своего мнения или чувств. Увидеть за этой функцией человека – это представить себя не месте бывшего партнера, несущего ответственность за детей. Встаю утром на работу собираюсь, бужу ребенка в садик, а у него температура; компания с работы едет на базу отдыха, а жена в командировке, взять ребенка не может; на работе аврал, а я должен на глазах у всех встать и уйти в 17:45, чтобы забрать ребенка из сада, сколько неприязненных взглядов я получу в спину и как быстро – повышение?
Работать и зарабатывать – тяжелый труд. Если представить, что за суммой на карточке стоит не функция, а живой человек, то договариваться о тратах становится легче, согласовывать их, не считая, что они там сами собой материализуются без всяких усилий кормильца. Другое дело, что кормилец в семье один - довольно краткий период времени, как правило, потому что подавляющее большинство семей не может содержаться одним человеком, нужны как минимум двое работающих. Это приводит нас к пресловутой «второй смене» женщины, которую она отрабатывает, легко и незатейливо, если подходить к ней, как к функции. Однако, воспринимается иначе, если вообразить женщину уставшим после работы человеком… Или даже представить себя на ее месте.
Таким образом, большое количество проблем современной семьи теряют свою актуальность, если помнить о том, что партнер не функция, а живой человек, и периодически смотреть на происходящее через призму его позиции.
Понимаю, что маниловщина, но захотелось поделиться.
Анна Бердникова