Найти в Дзене
РГАНТД Архивы России

Ми-1 – первый советский серийный вертолет

30 сентября 1948 г. совершил первый полет вертолет Ми-1, ставший первым серийным советским вертолетом. Вертолет мог развивать скорость до 100 км/час, а позже до 170 км/час.

Вертолет «Москвич» конструкции М.Л. Миля. Доработанный вариант многоцелевого вертолета Ми-1. [вторая половина 1950х гг.]. РГАНТД. Ф. 348. Оп. 3. Д. 262. Л. 1
Вертолет «Москвич» конструкции М.Л. Миля. Доработанный вариант многоцелевого вертолета Ми-1. [вторая половина 1950х гг.]. РГАНТД. Ф. 348. Оп. 3. Д. 262. Л. 1

Ми-1 – многоцелевой вертолет, который использовался как в ВВС, так и в гражданской авиации стран Варшавского договора.

После окончания Второй мировой войны, конструкторское бюро им. Миля начало разработку экспериментального варианта трехместного геликоптера, который получил название ЭГ-1. Испытав образец, комиссия одобрила проект, но велела внести ряд изменений. Первый вертолет КБ получил название ГМ-1 (геликоптер Миля-1).

Вертолет разрабатывался как связной. Кабина, кроме пилота, вмещала еще двух человек. В основе конструкции находилась классическая одновинтовая схема с хвостовым и несущим трехлопастными винтами. Во время разработки был учтен опыт зарубежного и отечественного вертолетостроения, однако инженеры-проектировщики стремились к созданию совершенно новой оригинальной модели. Так была переделана втулка несущего винта, вставлены вертикальный и горизонтальный шарниры. Эффективность данной конструкции превышает американские аналоги того времени. Понижение колебаний лопастей обеспечивали фрикционные демпферы. На вертолете стояли двигатели АИ-26 мощностью 580 л.с.

Конструкторами Ми-1 на начальном этапе проектирования были Котиков А.К. и Русанович Н.Г., а закончил разработку Малаховский А.Э., которого стали называть родоначальником систем Ми. Первые три пробных образца Ми-1 строились в Киеве из-за отсутствия в конструкторском бюро Миля необходимой производственной базы.

Окончательная сборка вертолета на авиазаводе в Киеве проводилась под руководством М.Н. Пивоварова. Первые три взлета Ми-1 были выполнены 20 сентября 1948 г. на Захарковском аэродроме, за штурвалом находился летчик-испытатель Байкалов М.К. «Я вспоминаю первый подъем ГМ-1. Это было на аэродроме Киевского завода… Программа первого подъема была предельно проста: надо было раскрутить винты и в швартовочном режиме оторвать вертолет от земли на высоту… 150 мм. Летчиком-испытателем был М. Байкалов. Когда мы увидели вертолет в воздухе, восторгам не было предела. Послали поздравлению Милю. Каково же было удивление, когда в ответ от него получили: «Рано торжествовать. Дуракам всегда сначала везет». Эта фраза впоследствии стала крылатой, повторялась буквально на всех удачных испытаниях» – вспоминал инженер-испытатель Г.В. Ремезов.

Спустя 10 дней, 30 сентября 1948 г., вертолет Ми-1 смог развить скорость в 100 км/час, а спустя некоторое время достигнут максимум – 170 км/час. В ходе проведения испытания были обнаружены следующие недостатки: нестойкость в районе редуктора двигателя, образование на нем трещин. Проблему смогли решить, путем введения в конструкцию резиновых втулок на главный вал.

Летом 1949 г. начались государственные испытания вертолета. В этом же году случилось тяжелое летное происшествие. После окончания заводских испытаний и перелета в испытательный институт, вертолет завис на высоте 70 м., машина начала вращаться вокруг вертикальной оси, упала и разбилась. В этой катастрофе погиб летчик-испытатель М.К. Байкалов. В 1950 г. провели тест на выполнение аварийных посадок. В 50-е годы было проведено множество тестов, которыми проверялась работа вертолета в горной местности и тяжелых метеоусловиях.

В начале 50-х гг. начался выпуск пробной партии вертолетов Ми-1 в Москве. В 1952–1953 гг. было произведено 30 геликоптеров на Казанском авиазаводе № 387, а с 1954 г. вертолет стали массово производить на Оренбургском авиазаводе №47. В 1956–1960 гг. – производством Ми-1 стал заниматься Ростовский завод № 168. Позднее было принято решение о переносе производства Ми-1 в Польшу, где было собрано 1683 вертолета различных вариантов и модификаций.

В конце 1948 г. в г. Серпухове была сформирована учебная эскадрилья ВВС, которая занималась освоением Ми-1 и подготовкой летчиков. Зимой 1954 г. вертолет начали использовать в гражданской авиации, а через пару лет он поступил на эксплуатацию в «Аэрофлот». Его задействовали для перевозок почты в труднодоступные регионы, также он использовался в работе ГАИ.

За 1957–1968 гг. на Ми-1 установили двадцать семь мировых рекордов. Самые значимые из них:

- рекорды скорости – 141, 196 и 210 км/ч на дистанции 1000, 500 и 100 м. соответственно;

- дальности полета – 1654 км;

- рекорд высоты – 6700 м.;

- одиннадцать женских рекордов.

Вертолет стоял на вооружении разных стран мира.

Вертолет Ми-1 был снят с эксплуатации в 1983 г. после начала широкого использования Ми-26.