А если грубияны с недовольными лицами - это некогда добрые люди, чьей добротой и отзывчивостью неоднократно пользовались? Тогда замкнутый круг: люди используют качества других людей в корыстных целях - добрые люди становятся непорядочными - первые неустанно кричат про испорченность этого мира. И вторые, в общем-то, считают так же. Люди отбирают друг у друга лучшие качества, но позже удивляются чего это все вокруг грубые и неприятные. У всего есть предел. Его просто не может не быть. Доброта и отзывчивость медленно угасают, если их обладатель систематически подвергается чужим манипуляциям.
Кто-то скажет, что это человек в глубине души нехороший, раз некий случай изменил его отношение к конкретной личности или к окружающим вообще. Что это тщательно анализировано и отдаёт гордыней. Со стороны кажется единственно верным объяснением, ведь действительно, человек всем помогал, был приветлив и добр, а столкнувшись с нашей условно взятой конкретной личностью показал своё «истинное лицо». Наверное, под маской тактичного интеллигента всегда скрывался гордый грубиян. А нет. Просто конкретно взятая личность стала последней каплей, перед которой было море таких капель. В таком случае это не срывание масок, а точка кипения. Перевернуть, переврать, неправильно интерпретировать легко. Мало кто будет задаваться вопросом что привело человека к точке кипения и почему именно здесь и сейчас он отказался помочь или даже нагрубил.
Ситуация: предлагается какая-либо помощь, не важно прошенная или нет, её принимают, но позже этой же самой помощью попрекают. Потому что результат, не смотря на коллективные усилия, не соответствуют ожиданиям. В следующий раз намерено просят о помощи зная, что впоследствии от помогающего убудет, о чём он может не знать. Почему-то считается, что отзывчивый добрый человек всё простит и всё поймёт, а если нет, то невелика потеря, через время «остынет».
Как понять, что пользуются именно добротой? Допустим, надо решить математическую задачу. Попросить помощь у компетентного математика ни один мускул лица не шевельнётся, ведь человек это хмурый и явно неотзывчивый. Поэтому просят кого посговорчивее, гораздо менее компетентного, но зато безотказного. Результат ожидаем. Здесь не будем рассуждать о том безотказном, который согласился помочь, хоть и не имеет высокого уровня компетенции. Просящий давал отчет своим действиям и понимал, что результат может разочаровать. Понадеясь на авось, не получив должного результата, вина перекладывается на того, кто не сумел помочь как следует.
Просят не того, кто действительно может помочь, а того, кого легче попросить.
Научившись горьким опытом, человек начинает отказывать. Что логично, ведь его усилия не всегда и не во всём полезны. Но в глазах окружающих он вполне может стать безразличным негодяем.
У количества сил (ресурсов) есть предел. Тратя ресурсы на других, даже при условии получения положительного результата, они всё же тратятся на других. Какими бы благими не были намерения, на себя сил может не оставаться. Ждать, пока другие поделятся своими ресурсами можно бесконечно долго и безнадёжно. Получается, человеколюбие больше отнимает, чем даёт. Добрый и отзывчивый рискует растратить себя, остаться без сил и пробрести некоторые проблемы. Обыкновенные житейские, бытовые проблемы. Ведь тратя время на жизнь других, своя стоит на месте. Даже если участие приносит чувство радости. Даже если помогать в удовольствие.
Хотел как лучше, получилось как всегда. Возвращаясь к теме манипуляций: манипуляции сами по себе предполагают получение благ манипулирующим за чужой счёт. Про безвредность этого для чужого счёта никто никогда не говорит. Потому что выгода всегда односторонняя. И при условии, что вкусно обедать супом будут оба, один хотел потратить своё время не на суп, а на свои дела. Один человек так или иначе будет обворован. Спустя череду манипуляций вырабатывается чёткое знание «быть хорошим - себе дороже». Осознание может прийти через время, но безучастным и холодным человек станет здесь и сейчас.