Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Лубочный фильм, который развёл Высоцкого и Митту

Картину «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» многие изначально восприняли как серьёзную, снятую на основе реальной истории. На самом же деле ленту создавали на основе набросков Пушкина как своего рода, сказку, фантазию об эпохе Петра Великого. Александр Митта, взявшись за работу, попросил написать сценарий Юлия Дунского и Валерия Фрида, которые были фаворитами киношников и создавали действительно захватывающие сценарии. По заказу Митты Дунский и Фрид написали историю «Арап Петра Великого».

Кадр из фильма «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил»
Кадр из фильма «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил»

Главную роль Митта сразу же предложил давнему приятелю Владимиру Высоцкому. Он вообще никого другого не хотел видеть в своём фильме, и об этом было хорошо известно.

Фото со съёмок. Режиссёр Александр Митта, Алексей Петренко, Владимир Высоцкий
Фото со съёмок. Режиссёр Александр Митта, Алексей Петренко, Владимир Высоцкий

Но поскольку Высоцкий имел репутацию артиста сомнительного и худсовет выбор режиссёра мог не понравиться, попробовали ещё и Александра Кайдановского.

Пробы провели для галочки, создав видимость выбора, и эта уловка сработала: на роль Высоцкого утвердили.
Фото со съёмок. Владимир Высоцкий
Фото со съёмок. Владимир Высоцкий

Предлагая роль Высоцкому, Митта хотел показать зрителям именно талантливого актёра, способного вжиться в любой образ.

Большинство всё-таки знали Высоцкого как барда-бунтаря,

и лишь завсегдатаи Театра на Таганке видели, насколько широко его дарование. На сцене Высоцкий играл классику и сильно отличался от собственного образа, который сформировался в обществе. Как раз такого Высоцкого и должны были увидеть массы в новой работе.

Фото со съёмок. Алексей Петренко и Владимир Высоцкий
Фото со съёмок. Алексей Петренко и Владимир Высоцкий

Почти без проб попал в фильм и Алексей Петренко. Всесоюзной славы к тому моменту у актёра ещё не было, хотя он тоже был известен в театральной среде. Петренко уже успел сыграть знаковую для него роль Григория Распутина в драме «Агония» (1974) режиссёра Элема Климова, но «Агонию» мало кто успел посмотреть: цензура нашла её очень спорной и запретила.

Фото со съёмок. Алексей Петренко
Фото со съёмок. Алексей Петренко

Интересно, что

изначально роль царя была небольшой, но, увидев Петренко в работе, Митта расширил её

и сделал царя одним из главных героев.

Фото со съёмок. Алексей Петренко, Иван Рыжов, Владимир Высоцкий
Фото со съёмок. Алексей Петренко, Иван Рыжов, Владимир Высоцкий

А вот героиню искали долго. Режиссёр сначала обошёл московские театральные училища, потом отправился в другие города. Как-то ему попались фотографии студентки Горьковского театрального училища Ирины Мазуркевич. Ирине не было ещё и 17 лет, но она уже сыграла главную роль в ленте «Чудо с косичками» (1974). Отправляясь на пробы в Москву, Ирина даже не рассчитывала попасть на съёмки, но неожиданно Митта выбрал именно её.

Фото со съёмок. Александр Митта и Ирина Мазуркевич
Фото со съёмок. Александр Митта и Ирина Мазуркевич

По задумке режиссёра,

«Арап Петра Великого» должен был стать не фильмом с заметным налётом театральной условности.

Ради этого создали похожие на театральные декорации и ввели много анимации, что стало любопытной особенностью картины.

Фото со съёмок. Александр Митта
Фото со съёмок. Александр Митта

Митта в тот момент очень увлёкся комиксами, которые и навели его на мысль сделать мультипликационные вставки. Правда, в какой-то момент таких

анимационных фрагментов стало так много, что на само кино уже оставалось мало времени, так что часть мультипликационных кадров удалили.

Но даже при этом материала получалось на две серии, однако Митте не разрешили монтировать двухсерийную картину и вынудили урезать эпизоды, в том числе с Высоцким.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

Урезание его роли Высоцкого оскорбило, на режиссёра он обиделся. Мало того, это был уже второй повод рассориться с Миттой. В первый раз актёр повздорил с режиссёром, когда тот отказался от его песен. Позднее Александр Митта пояснил, что

композиции были слишком яркими и разрушили бы фильм, поэтому он и не стал их использовать.
Фото со съёмок
Фото со съёмок
Худсовет придрался и к названию.

Название «Арап Петра Великого» показалось им насмешкой над Пушкиным, гениальным русским поэтом, так что после многочасовых дискуссий нашли новый вариант - «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил». И это стало ещё одной причиной для расхожений между Миттой и Высоцким:

изначально именно арап, сыгранный Высоцкий, позиционировался как главный герой, а после смены названия он отодвинулся на второй план, что всерьёз расстроило артиста.

А вам нравятся фильмы в нарочито-лубочном стиле, каким в итоге и вышел «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил»?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
-11