«Тему военных лет давно не мешало бы, мне кажется, объявить заповедной зоной в искусстве — вторгаться сюда можно лишь ради того, чтобы сказать современникам, особенно молодым, нечто очень существенное:
нельзя растаскивать образы военных лет для мелких личных потребностей».
Эти слова написал киновед Яков Варшавский написал более полувека назад, но сегодня они куда актуальнее. Нынешние фильмы о войне создаются, кажется, не ради сюжетов, а ради красок. Их авторам не так уж важно, как жили их герои и что переживали, куда завлекательнее сделать киноаттракцион с мельтешением кадров. К счастью, прежде подход к кино на военную тему был иным, и в советских фильмах можно увидеть совсем другие вещи.
Вряд ли найдётся человек, хоть сколько-нибудь знакомый с советским кино, который никогда не слышал имени Петра Тодоровского. Его лента «Интердевочка» в 1989 году потрясла разваливающийся СССР, но когда-то Тодоровский снимал фильмы менее провокационные. А первой его самостоятельной работой стала военная драма «Верность», вышедшая ещё в 1965 году.
В кино Тодоровский пришёл в пятидесятых. Поначалу его привлекало операторское искусство, поэтому и во ВГИК он поступил на операторский факультет. Сняв уже несколько небольших документальных сюжетов, Пётр попал в компанию Марлена Хуциева и Феликса Миронера, которые ставили фильм «Весна на Заречной улице» (1965). Здесь молодой оператор Пётр Тодоровский не просто получил опыт, но и заработал имя. Кстати,
в «Верности» хорошо заметны приёмы, которые использовались в «Весне на Заречной улице», в том числе операторские: задушевность, попытка вглядеться посредством камеры внутрь героев, показать трогательность и наивность персонажей, только начинающих жизнь.
В 1962 году Пётр Тодоровский решил попробовать себя и в режиссуре. Совместно с режиссёром Владимиром Дьяченко он снял производственную ленту «Никогда», довольно ординарную и в духе времени, а спустя три года уже взялся за собственную постановку.
Сценарий Тодоровский написал сам, призвав в соавторы барда Булата Окуджаву. История рассказывала о молодых людях, взрослеющих в военные годы. Тодоровский и Окуджава отчасти показали в «Верности» себя: оба совсем юными попали на фронт и прошли через испытания войны. С самого начала Тодоровский твёрдо отказался от патетики, которая была свойственна военным лентам шестидесятых.
Его герои в первую очередь были лириками, а не солдатами, для режиссёра важно было показать не фронтовые тяготы, а, скорей, непростую юность изнутри, жизнь юношей и девушек, которая продолжалась, несмотря на невзгоды.
Он хотел, чтобы зрители увидели не только героическую суровость, но и оптимизм, бодрость, юношескую дерзость, неистребимую романтику, ведь и эти качества, свойственные молодости, наверное, сыграли большую роль в победе. Кстати, именно из-за такого взгляда на военные события сценарий долго не утверждали. Да и снимать разрешили лишь Одесской киностудии, далёкой от столиц.
На главные роли, влюблённых Юру и Зою, в фильме Тодоровскому требовались молодые актёры. Ими стали начинающий Владимир Четвериков и уже очень популярная Галина Польских. Одной из первых серьёзных работ стала «Верность» для Александра Потапова, сыгравшего друга главного героя.
Взрослых героев сыграли уже хорошо известные аудитории исполнители: Антонина Дмитриева, Люсьена Овчинникова, Евгений Евстигнеев. С Евгением Евстигнеевым Тодоровский уже сработался, сняв его в главной роли в предыдущем фильме «Никогда». Актёр привнёс на экран лёгкую нотку юмора, но не грохочущего хохота, а трогательных, немного грустных шуток.
Работая на площадке, Пётр Тодоровский часто вспоминал свою молодость. И такая искренность дала результат:
актёры не играют, а живут на экране, а их персонажи — правдивы и реальны, как соседи, коллеги, родственники.
Из-за того, что режиссёр буквально в каждый кадр вкладывал себя (в том числе и операторски), зрители оказываются включёнными в действие и кажется, что всё происходит не на экране, а прямо перед тобой.
Собственно войны в фильме почти нет, как того и хотел режиссёр. А кадры атаки, которыми завершается лента, выглядят как хроника, и это тоже была идея Тодоровского. Многие критиковали непонятный финал картины: герой застывает в момент атаки словно на плакате. Но такая недосказанность и стала лучшей концовкой:
война сама решает, кто останется в живых, и режиссёр не берёт на себя ответственность ей противоречить.
Хотя, конечно же, хочется надеяться, что Юра всё-таки вернётся после Победы домой, как это произошло с Петром Тодоровским и Булатом Окуджавой.
Несмотря на то, что кинокритики отнеслись к «Верности» неоднозначно, лента стала любимой. Она пришлась по душе не только советским зрителям, но и западным, доказательством чему служит приз Венецианского фестиваля за лучший дебют. И именно успех у обычной публики сыграл принципиальную роль в жизни Петра Тодоровского: позже он говорил, что если бы «Верность» не получилась, то к режиссуре он бы больше не возвращался.
А как вы думаете, зачем сегодня снимают фильмы о войне?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Почему Фаина Раневская так и не стала Черепахой Тортиллой:
Какая мистика творилась во время работы над «Неоконченной пьесой для механического пианино» (беседа с автором блога Блог-монолог об одноимённом фильме):
Почему на съёмках решили «повесить» молодую актрису Валентину Шендрикову (дискуссия о фильме «Король Лир» с автором блога Блог-монолог):
История о том, как из Бронислава Брондукова сделали героя-любовника: