Молодой актёр Никита Михалков и сценарист Геннадий Шпаликов познакомились в начале шестидесятых, когда Георгий Данелия снимал мелодраму «Я шагаю по Москве». Михалков уже появился в нескольких фильмах, но Данелия совсем не был уверен, что именно он должен играть главную роль. На кандидатуре Никиты настоял сценарист Геннадий Шпаликов, и тогда, в 1963 году, они ещё не знали, что через время их пути снова пересекутся.
Супругой Шпаликова была актриса Инна Гулая, и он считал её очень похожей на звезду немого кино Веру Холодную. А потом у него появилась мысль сделать кино про Холодную и главную роль отдать жене. Сценарий взялись писать Андрей Кончаловский и Фридрих Горенштейн, но они понемногу отодвинули Шпаликова, так что дальнейшая работа шла без него.
Готовый материал с названием «Огромная политическая важность» Госкино утвердило охотно, его передали режиссёру Рустаму Хамдамову, которого порекомендовал его учитель Григорий Чухрай.
Хамдамов задумал создать эпическую историю и пригласил в неё настоящих советских звёзд: Татьяну Самойлову, Зою Фёдорову, Елену Соловей, Олега Янковского, Александра Пороховщикова. Вся группа работала с энтузиазмом, но сам
Хамдамов никак не мог понять, что же он хочет снять: мистику, мелодраму или комедию. Он часто отходил от сценария и импровизировал, что не могло не раздражать киноначальство.
Завершилось всё предсказуемо: посмотрев отснятые эпизоды, худсовет отстранил Хамдамова от работы, несмотря на заступничество Чухрая.
Начались поиски нового режиссёра. Над начатым фильмом никто работать не хотел:
завершать ленты, начатые коллегами, у кинематографистов считалось дурновкусием.
Когда поиск уже неприлично затянулся, Андрей Кончаловский предложил пригласить брата Никиту.
Михалков только-только завершил свой первый полнометражный фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих» и уже задумался о новых съёмках, но отказать брату не сумел, несмотря на то, что
на доработку картины отводилась всего пара месяцев, а актёры в знак солидарности с экс-режиссёром отказались сниматься.
Зато Михалков в той или иной мере сумел воплотить замысел давнего знакомого Геннадия Шпаликова, которого к моменту выхода фильма уже не будет в живых.
Михалков фактически начал работу с нуля. Он переиначил сценарий, пригласил новую команду, в том числе художника Александра Адабашьяна, композитора Эдуарда Артемьева, оператора Павла Лебешева (кстати, с ними он будет сотрудничать на всех будущих картинах) и новых исполнителей.
Единственной актрисой из прежнего состава оказалась Елена Соловей, сыгравшая главную роль.
Поначалу Соловей не приветствовала назначение нового режиссёра и даже считала, что образ, придуманный Хамдамовым, был куда интереснее предложенного Михалковым,
но после актриса нашла общий язык с режиссёром.
Мало того, она не отказалась от съёмок, забеременев, а в последствии ещё несколько раз снялась у Никиты Михалкова.
Сниматься Михалков пригласил большей частью актёров знакомых и тех, с кем уже работал. Единственным новичком оказался Родион Нахапетов.
Инициатива позвать Нахапетова на роль оператора немого кино, а по совместительству революционера, принадлежала Михалкову. Нахапетов с удовольствием принял приглашение, поскольку был уверен, что сможет многому научиться у коллеги. Правда, на площадке
Нахапетову пришлось пострадать: режиссёр видел героя русоволосым, так что брюнету Родиону регулярно красили волосы и брили лицо по два раза в день,
чтобы отрастающая тёмная щетина не контрастировала со светлыми волосами.
В отличие от Хамдамова, который намеревался снимать драматичный и где-то даже мрачный фильм, для чего планировал отправиться во Львов, Михалков делал историю светлую, хоть и не лишённую трагических моментов.
На съёмки группа отправилась к морю, в Одессу.
Всеми правдами и неправдами режиссёр получил разрешение снимать в уникальном месте - Одесском ботаническом саду.
Конечно, кинематографисты навели там шороху и кое-что повредили, но сотрудники не были на них в обиде, поскольку потом саду выделили деньги на восстановление и обновление павильонов.
А вот самую масштабную сцену, прибытие поезда, снимали на Рижском вокзале в Москве. В те годы вокзал переживал не лучшие времени, но для съёмок картины про начало века подходил идеально.
На площадке было несколько сотен статистов, и с каждым работали гримёры и и художники по костюмам.
Благодаря такому тщательному подходу и чётко организованным съёмкам эпизод сняли довольно быстро, при этом смотрится он по-настоящему красочно и действительно переносит зрителей на десятилетия назад.
Смонтированная финальная версия получила название «Раба любви» и именно под ним зрители увидели вторую самостоятельную ленту Никиты Михалкова.
Приёмка худсовета прошла без придирок. за исключением финала. По настоянию цензоров последняя фраза героини Елены Соловей была изменена, и это отлично видно в кадре.
В оригинале она говорила: «Это ошибка, господа», а в фильме звучат слова «Вы звери, господа»,
которые начальство киностудии сочло более подходящими идеологически.
Интересен и такой факт. В «Рабе любви» герои Елены Соловей и Родиона Нахапетова мечтают об эмиграции. Спустя годы оба актёра действительно покинули страну и перебрались в США, будто подчинившись пророчеству сценария.
А вам нравится экзальтированная красавица-актриса немого кино, настоящая раба любви?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296