Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

Фильм, в который Михалкова пропихнул брат

Молодой актёр Никита Михалков и сценарист Геннадий Шпаликов познакомились в начале шестидесятых, когда Георгий Данелия снимал мелодраму «Я шагаю по Москве». Михалков уже появился в нескольких фильмах, но Данелия совсем не был уверен, что именно он должен играть главную роль. На кандидатуре Никиты настоял сценарист Геннадий Шпаликов, и тогда, в 1963 году, они ещё не знали, что через время их пути снова пересекутся.

Кадр из фильма «Раба любви»
Кадр из фильма «Раба любви»

Супругой Шпаликова была актриса Инна Гулая, и он считал её очень похожей на звезду немого кино Веру Холодную. А потом у него появилась мысль сделать кино про Холодную и главную роль отдать жене. Сценарий взялись писать Андрей Кончаловский и Фридрих Горенштейн, но они понемногу отодвинули Шпаликова, так что дальнейшая работа шла без него.

Готовый материал с названием «Огромная политическая важность» Госкино утвердило охотно, его передали режиссёру Рустаму Хамдамову, которого порекомендовал его учитель Григорий Чухрай.
Фото со съёмок. Рустам Хамдамов, первый режиссёр
Фото со съёмок. Рустам Хамдамов, первый режиссёр

Хамдамов задумал создать эпическую историю и пригласил в неё настоящих советских звёзд: Татьяну Самойлову, Зою Фёдорову, Елену Соловей, Олега Янковского, Александра Пороховщикова. Вся группа работала с энтузиазмом, но сам

Хамдамов никак не мог понять, что же он хочет снять: мистику, мелодраму или комедию. Он часто отходил от сценария и импровизировал, что не могло не раздражать киноначальство.

Завершилось всё предсказуемо: посмотрев отснятые эпизоды, худсовет отстранил Хамдамова от работы, несмотря на заступничество Чухрая.

Фото со съёмок. Первый состав актёров
Фото со съёмок. Первый состав актёров

Начались поиски нового режиссёра. Над начатым фильмом никто работать не хотел:

завершать ленты, начатые коллегами, у кинематографистов считалось дурновкусием.

Когда поиск уже неприлично затянулся, Андрей Кончаловский предложил пригласить брата Никиту.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

Михалков только-только завершил свой первый полнометражный фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих» и уже задумался о новых съёмках, но отказать брату не сумел, несмотря на то, что

на доработку картины отводилась всего пара месяцев, а актёры в знак солидарности с экс-режиссёром отказались сниматься.

Зато Михалков в той или иной мере сумел воплотить замысел давнего знакомого Геннадия Шпаликова, которого к моменту выхода фильма уже не будет в живых.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

Михалков фактически начал работу с нуля. Он переиначил сценарий, пригласил новую команду, в том числе художника Александра Адабашьяна, композитора Эдуарда Артемьева, оператора Павла Лебешева (кстати, с ними он будет сотрудничать на всех будущих картинах) и новых исполнителей.

Фото со съёмок
Фото со съёмок
Фото со съёмок. Оператор Павел Лебешев, Никита Михалков, Александр Калягин
Фото со съёмок. Оператор Павел Лебешев, Никита Михалков, Александр Калягин

Единственной актрисой из прежнего состава оказалась Елена Соловей, сыгравшая главную роль.

Поначалу Соловей не приветствовала назначение нового режиссёра и даже считала, что образ, придуманный Хамдамовым, был куда интереснее предложенного Михалковым,

но после актриса нашла общий язык с режиссёром.

Фото со съёмок. Никита Михалков и Елена Соловей
Фото со съёмок. Никита Михалков и Елена Соловей

Мало того, она не отказалась от съёмок, забеременев, а в последствии ещё несколько раз снялась у Никиты Михалкова.

Фото со съёмок. Никита Михалков и Елена Соловей
Фото со съёмок. Никита Михалков и Елена Соловей

Сниматься Михалков пригласил большей частью актёров знакомых и тех, с кем уже работал. Единственным новичком оказался Родион Нахапетов.

Фото со съёмок.  Елена Соловей, Родион Нахапетов, Никита Михалков
Фото со съёмок. Елена Соловей, Родион Нахапетов, Никита Михалков

Инициатива позвать Нахапетова на роль оператора немого кино, а по совместительству революционера, принадлежала Михалкову. Нахапетов с удовольствием принял приглашение, поскольку был уверен, что сможет многому научиться у коллеги. Правда, на площадке

Нахапетову пришлось пострадать: режиссёр видел героя русоволосым, так что брюнету Родиону регулярно красили волосы и брили лицо по два раза в день,

чтобы отрастающая тёмная щетина не контрастировала со светлыми волосами.

Фото со съёмок. Родион Нахапетов
Фото со съёмок. Родион Нахапетов
Фото со съёмок. Никита Михалков и Родион Нахапетов
Фото со съёмок. Никита Михалков и Родион Нахапетов

В отличие от Хамдамова, который намеревался снимать драматичный и где-то даже мрачный фильм, для чего планировал отправиться во Львов, Михалков делал историю светлую, хоть и не лишённую трагических моментов.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

На съёмки группа отправилась к морю, в Одессу.

Всеми правдами и неправдами режиссёр получил разрешение снимать в уникальном месте - Одесском ботаническом саду.

Конечно, кинематографисты навели там шороху и кое-что повредили, но сотрудники не были на них в обиде, поскольку потом саду выделили деньги на восстановление и обновление павильонов.

Фото со съёмок
Фото со съёмок

А вот самую масштабную сцену, прибытие поезда, снимали на Рижском вокзале в Москве. В те годы вокзал переживал не лучшие времени, но для съёмок картины про начало века подходил идеально.

На площадке было несколько сотен статистов, и с каждым работали гримёры и и художники по костюмам.

Благодаря такому тщательному подходу и чётко организованным съёмкам эпизод сняли довольно быстро, при этом смотрится он по-настоящему красочно и действительно переносит зрителей на десятилетия назад.

Фото со съёмок. Елена Соловей
Фото со съёмок. Елена Соловей

Смонтированная финальная версия получила название «Раба любви» и именно под ним зрители увидели вторую самостоятельную ленту Никиты Михалкова.

Фото со съёмок. Оператор Павел Лебешев
Фото со съёмок. Оператор Павел Лебешев

Приёмка худсовета прошла без придирок. за исключением финала. По настоянию цензоров последняя фраза героини Елены Соловей была изменена, и это отлично видно в кадре.

В оригинале она говорила: «Это ошибка, господа», а в фильме звучат слова «Вы звери, господа»,

которые начальство киностудии сочло более подходящими идеологически.

Интересен и такой факт. В «Рабе любви» герои Елены Соловей и Родиона Нахапетова мечтают об эмиграции. Спустя годы оба актёра действительно покинули страну и перебрались в США, будто подчинившись пророчеству сценария.

А вам нравится экзальтированная красавица-актриса немого кино, настоящая раба любви?

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
-17