Найти в Дзене

Мышцы - стрессосборники (Часть 2)

Оглавление

В этой статье расскажу про мышцы, которые сокращаются в ответ на стресс и как работать с этими мышцами для их расслабления и активизации мозговой деятельности.

Упражнения для расслабления (растягивания) мышц

1. Мышцы глаза

Глазодвигательные мышцы человека
Глазодвигательные мышцы человека

Упражнение вблизь-вдаль

  • Вытянуть вперед руку, показать большой палец.
  • Выбрать какую-нибудь точку вдалеке.
  • Поочередно смотреть на палец - на точку - на палец - на точку и т.д.

Упражнение "Ленивые восьмерки"

Это упражнение для бинокулярного зрения, для совместного слежения двумя глазами. Так же оно нарабатывает координацию "рука-глаз".

  • Упражнение начинаем с правой руки.
  • Вытягиваем вперед руку, показываем большой палец.
  • Рисуем пальцем лежачую восьмерку. Начинаем всегда влево вверх, чтобы активировать правое полушарие.
  • Голова не двигается. рука постоянно вытянута.
  • Дыхание ровное - обращаем на это внимание.

В этот момент у некоторых детей может начаться слезотечение - это нистагм - а это признак напряжения мышц глаза. Глаза начинают соскакивать с плавной восьмерки. Через какое-то время ребенку будет все легче и легче следить за восьмеркой.

  • Затем то же самое делаем левой лукой - начинаем влево вверх.
  • Рисуем по 3 восьмерки в обоих случаях.

При работе с маленькими детьми можно своей рукой взять его руку и вести палец по восьмерке, т.к. ему еще трудно понять, что нужно делать. Можно одеть на палец пальчиковую игрушку, можно показывать пальчиками зайку, машущего ушами - главное привлечь внимание глаз.

  • Заканчиваем такое упражнение двумя руками, взяв их в замок - делаем то же самое, начиная влево вверх.

Это очень важное упражнение для подготовки глаз к школе.

Если глаза устают, снижается острота зрения - упражнение "Палеминг"

  • Растираем ладони друг о друга сильно, чтоб разогрелись.
  • Опускаем ладони на глаза, так чтоб была полная темнота. Не прижимаем сильно, чтоб глаза могли двигаться под закрытыми веками.
  • Смотрим далеко вверх - далеко вниз, затем далеко вправо - далеко влево, далеко вперёд, затем медленно переводим глаза на свою переносицу, затем опять медленно вперед, насколько хватает глаз.
  • Снимаем ладони с глаз.

После этого упражнения повышается острота зрения, мышцы возвращают эластичность.

Упражнение "Кисель"

  • Начинаем трясти кистями рук в разные стороны, как будто взбиваем кисель.
  • Как только чувствуем по ощущениям, что воздух стал плотным как "кисель", начинаем стричь воздух сверху вниз ножницами из всех пальцев. Следим внимательно глазами за движением пальцев, голова не двигается, только глаза. 3 раза сверху-вниз.

После этого упражнения кажется, что 2 часа поспали, отдохнули, появляется ясное бодрое сознание, повышается острота зрения и готовность глаз работать.

Это упражнение можно использовать в качестве физкульт-минутки в школах.

2. Грудные мышцы

Если мы видим сутулого ребенка - это реакция на стресс!

Этому ребенку нужна не просто лечебная физкультура, нужно работать конкретно с мышцами - стрессосборниками.

Грудные мышцы так же связаны с работой желудка рефлекторно, и нередко у таких детей проблемы с желудком: дискинезии, гастриты и т.д. В большинстве случает нужно растянуть грудные мышцы, а не решать проблемы желудка диетами.

-2

Растяжка этих мышц должна продолжаться в напряжении не менее 7 секунд (оптимально довести до 10 секунд).

7 секунд - это время, которое нужно проприоцепторам для осуществления передачи информации мышечного чувства в мозг.

  • тянем грудные мышцы - отводим плечи назад - при растягивании считаем до 10;
  • обязательно тянем мышцы с двух сторон, справа и слева.

3. Дыхательная диафрагма

Это очень крупная мышца - стрессосборник.

Йога - диафрагмальное дыхание.
Йога - диафрагмальное дыхание.

Замечено, что если дети делают что-то трудное, сложное, учатся писать, например, то часто наблюдается картина высунутого набок языка и ребенок прям не дышит, он так сосредоточен, что забыл как дышать.

Или испугавшись мы дыхательно замираем - это эволюционная реакция "замри" (опять же рептилоидная , стволовая), но она не полезна нам с точки зрения познавательной активности.

Если диафрагма напряжена, она не может сделать ни глубокого вдоха, ни выдоха. А от движения диафрагмы зависит количество поступающего кислорода в организм.

Самый чувствительный орган к недостатку кислорода - это мозг. Хотя размер мозга составляет примерно 2 кулачка, мозг потребляет от 1/5 до 1/4 всего вдыхаемого кислорода и крайне чувствителен к его недостатку.

Важно! проветривать в помещении не только для здоровья, но и для умственных способностей детей, для развития их мозга.

В случае, если диафрагма напряжена - требуется работ с ней.

Судорожные вдохи с подъемом плеч у детей - это признак напряжения диафрагмы.

Самое простое - научится делать упражнение "Длинный выдох".

Йоги говорят: "Если мы позаботимся о выдохе, вдох позаботится о себе сам".
  • Делаем длинный выдох;
  • А потом еще принудительно серию коротких выдохов до максимума.

После этого, вдох, который организм сделает самопроизвольно, будет полный и полностью раскроет легкие.

  • Так нужно сделать несколько раз.

Так же для развития диафрагмы хорошо работает Пение.

Можно использовать пропевание гласных в следующей последовательности:

ИИИ-ААА-ООО-ЭЭЭ-УУУ

Звук Э еще и очень полезен для сердца, т.к. входит с ним в резонанс, тем самым улучшая кровообращение в области сердца.

Это упражнение также важно для снятия нагрузки с голосовых мышц, для сохранения их здоровья. Расслабляется так же голосовая диафрагма, которая связана с дыхательной, глазная диафрагма, мышцы таза - тазовая диафрагма, а это важно для здоровья внутренних органов.

4. Воротниковая зона

Трапециевидная мышца - основа напряжения воротниковой зоны.

Трапециевидная мышца
Трапециевидная мышца

Напряжение воротниковой зоны - это хронический стресс.

Такой стресс вызывает головные боли, т.к. напряженная мышца сдавливает кровеносные сосуды и в мозг поступает мало насыщенной кислородом крови, тем самым приводя к учебным трудностям.

Упражнения, которые мы можем использовать для снятия напряжения с трапециевидной мышцы:

Упражнение "Сова"

  • Поворачиваем голову к одному плечу - правому;
  • Захватываем ладонью противоположной руки воротниковую зону у правого леча, ближе к шее, все мягкое, что ощущается под ладонью. Захватываем очень сильно, плотно.
  • "Ухаем" как сова Ух-Ух-Ух (это для интереса деток, взрослые могут просто дышать). Ух на выдохе при нахождении головы повернутой, вдох на повороте головы.
  • Поворачиваем попеременно голову в разные стороны на каждое "Ух".
  • Делаем упражнение 3 раза.
  • Меняем сторону. Поворачиваем голову к другому плечу - левому, захватываем воротниковую зону у левого плеча.
  • Дальше все пункты те же.

На упражнение тратится 30 сек-1 минута. Снимается мышечный спазм и освобождается энергия для обучения.

Второе упражнение на мышцы воротниковой зоны - "Давление"

  • Скрещиваем ладони и давим лбом на них, руками сопротивляемся попытке опустить голову, 7-10 секунд
  • Снижаем давление на ладони, убираем ладони. Резко не убираем, ребенок может оставить давление и стукнуться головой.
  • Аналогично - руки за голову и давим затылком на руки.
  • Затем влево одной рукой сопротивляемся голове, затем вправо.

5. Икроножная мышца

Для детей, у которых есть речевые трудности, очень важно работать с этой мышцей.

Необходимо делать растягивающие упражнения на эту мышцу.

  • Упираемся руками в одно колено, а другая нога уходит далеко назад - тянем икроножную мышцу.
  • 10 секунд на одну ногу, 10 секунд на другую ногу.

Весь этот комплекс упражнений - на все мышцы - расслабит их, улучшит проприоцепцию, увеличит энергию.

Комплекс занимает 3-5 минут - после этого дети лучше учатся, а так же налаживается контакт между ребенком и взрослым.

Спасибо, что читаете канал. Подписывайтесь, дальше будет интереснее.

С пожеланиями хорошей академической успеваемости Вашим деткам, прощаюсь с Вами до следующей статьи.