Автодома или дома на колесах (караваны) как способ путешествия набирает популярность в нашей страней. Может не так стремительно, но все же растет спрос, несмотря на все сложности. В последние несколько лет открылось множество сервисов переделки автомобилей. Есть хорошие фирмы в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. У нас научились строить прицепы-дачи, жилые модули для пикапов, кунги на любое грузовое шасси. Но сегодня я хочу остановится на выборе варианта строительства автодома на базе цельнометаллического фургона. Такой формат еще называют кастенваген, или “вэн”, от английского “vanlife”. Это своего рода формат жизни в автомобиле. Очень подходит для людей с удаленной работой, любителей активных путешествий с частой сменой локаций.
По материалам сайта «МаркаКачества»: 6 лучших фургонов для постройки автодома
Топ-3. Газель Некст или NN
Рейтинг (2023): 3.9
Если очень ограничен бюджет, а хочется новый автомобиль, возможно стоит отечественный автопром. Хотя как “ограничен”, это у вас должно быть не менее 3-х млн. рублей. От этой суммы сегодня стартуют фургоны от Горьковского автомобильного завода. Цены конечно… Буквально года два назад в этот бюджет с натягом можно было смотреть на мерседес, а сегодня только ГАЗ. Впрочем, “Газельки” последних поколений не так ругают, немало слышал лестных отзывов про повышение качества и надежности. К тому же вообще не будет проблем с запчастами, да и ремонт можно сделать буквально в любом сельском сервисе, не останавливая путешествие по непредвиденным обстоятельствам.
Какие есть варианты кузовов? Их не так много, и все они проигрывают по длине спринтерам и крафтерам. Самый подходящий вариант - фургон объемом 13,5 кб.м. на удлиненном шасси 3745мм. Но построить автодом мечты на 4-х человек будет сложно, мало пространства.
Есть еще один важный недостаток. Вернее это минус по сравнению с остальными участниками моего рейтинга. Газели не комплектуются автоматической коробкой передач, только механика. При этом механика 5-ти ступенчатая, это что касается Газель Некст. Только Газель НН идет на 6-ти ступке, но объем кузова у НН максимум 13 м3. Дизельный движок Cummins ISF на 2,8 литра в целом не вызывает серьезных нареканий и даже экономичен, но почему до сих пор нет автоматической коробки? Для дальних расстояний, для частых перемещений по городу автомат очень удобен, и чаще экономичней механики (современные автоматические коробки реально экономят топливо). Да, некоторые верно заметят преимущества механики, например более высокая надежность, неприхотливость, проходимость, возможность буксировать авто с случае поломки и т.д. Но на каждый вариант будет свой клиент, почему бы не сделать такую опцию?
Есть и некоторый субъективный барьер, своего рода предвзятость сформированная многолетним кризисом отечественного автопрома. Лично я психологически не готов к большим расстоянием на “Газельке”. Если брать как работягу для межгородских перевозок, под коммерцию, отличный вариант. Как автодом - хочется что-то поинтереснее, технологически более продуманное.
Топ-2. Форд Транзит
Рейтинг (2023): 4.3
Главные достоинства Форд Транзита - наличие полного привода, относительно недорогое обслуживание, экономичность и надежность. По трассе расход составляет в среднем 10 - 11 л. При должном обслуживании двигатель смело проходит около 500 тыс. км. Наличие 4 на 4 позволит проехать туда, куда не сунуться “газелисты”, “дукатики”, “боксеры” и прочие моноприводные коллеги. Впрочем, на этом мое положительное представление об этом автомобиле именно для постройки автодома заканчивается.
Салон и внешний вид Транзита мне нравятся меньшего всего. Оформление на любителя, по мне так чересчур аляпистое (привет из Ю.Кореи). Максимальный объем кузова - 15,1 м3, меньше чем у Крафтера и Спринтера (1 и 3 место рейтинга). Ширина кузова меньше 180 см, поэтому размещать кровать по ширине кузова имеет смысл только для невысоких людей. Или применять расширители кузова. Плохо что Транзиты не комплектуются автоматической коробкой, по крайней мере на авто.ру продаются только варианты на механике. Да и двигатель слабоват по сравнению с представителями немецкого автопрома.
Топ-1. Фиат Дукато
Рейтинг (2023): 4.6
Один из самых популярных вариантов для постройки автодома. “Дукатики” очень любят европейские заводчики, поэтому ассортимент кастенвагенов европейского происхождения впечатляет. Чем хорош Фиат? Авто надежное и относительно не дорогое как при покупке, так и в обслуживании. Машина экономичная, на роликах в Ютуб можно найти отчеты по расходам не более 8 литров на сотню, что равносильно легковому автомобилю. Здесь стоят не мощные моторы (до 178 сил) и можно взять вариант с надежным 9-ти ступенчатым автоматом!
Кузов немного шире Спринтера и Крафтера, поэтому кровать часто располагают в ширину, а не в длину. Шасси короче ваговских. Самое длинное 6 метров, это нужно учитывать при планировке. Но, повторюсь на счет ширины достигается некоторый компромисс если сравнивать с конкурентами от вага. Аргумент в пользу короткого шасси, безусловно лучшая маневренность.
По материалам сайта «МаркаКачества»: 6 лучших фургонов для постройки автодома