Об этом фольклорном персонаже мне известно довольно мало, и нарыть что-то сверх того, с чего началось моё с ним знакомство, мне так и не удалось.
Прочитал о гыргалицах на одном сайте пять с половиной лет назад, в качестве источников там фигурировали: «Большая книга демонов польских» Адама и Барбары Подгорски, «Черти, босорки и другие призраки. Словацкие суеверные существа» Катарины Надаски и Яна Михалека, а также словарь народной словацкой культуры (онлайн-источник).
Вскользь упоминает гыргалиц «Википедия»:
Окружающая среда, в которой жила богинка, и характеристика её внешнего вида соответствовали характеру, аналогичному иным славянским духам местности (руна, гыргалица, полудница, известным в Словакии).
Итак, гыргалицы (ударение на третьем слоге: гыргали́цы)...
Известны в польском и славянском фольклоре, представляют собой великанш, обитают в лесах.
Отличительные черты: чёрные ступни ног, руки, сравниваемые с лопатами, растрёпанные волосы, глаза с блюдца размером и – самое главное! – огромные груди. Их гыргалицы закидывают себе за спину и... используют как орудие убийства: если какой-нибудь великанше этого вида посчастливится поймать мужчину людского племени – она засовывает ему в рот свою грудь, и несчастный умирает от удушения.
В регионе Банска-Бистрица (один из восьми регионов Словакии, самый большой по площади и с наименьшей плотностью населения) зафиксировано поверье, согласно которому увидеть гыргалиц никак не можно, можно лишь услышать их завывания.
Само слово grgolica (gorgolica) по одной из версий происходит от устаревшего старопольского глагола gorgolić («кричать, причитать, ругаться»), по другой – от слова gorg («истошный птичий крик»).