Найти в Дзене
АвтоСлучай!

Основной танковый двигатель российской армии в 2023 году

Оглавление

Когда речь заходит о самом применяемом танковом двигателе в отечественном танкостроении в двадцать первом веке, то эта беседа без всякого сомнения будет о турбодизельном моторе В-92С2 и его модификации В-92С2Ф - детище Челябинского тракторного завода.

Итак, чем же этот мотор так хорош? Почему уже на протяжении более двух десятков лет он является основным танковым двигателем, устанавливаемым на Т-90, Т-72 и все их модификации, и даже на новейшую БМПТ "Терминатор"! Давайте же рассмотрим этот мотор подробнее!

В-92С2 - один из лучших танковых двигателей в мире! И вот почему:
В-92С2 - один из лучших танковых двигателей в мире! И вот почему:

Немного о создании и испытаниях В-92С2

Первый опытный образец В-92С2 увидел свет в 1997 году, но, к серьёзным испытаниям мотора приступили лишь спустя более двух лет. Однако, уже в серии испытаний В-92С2 показал себя просто невероятно выносливым! В 1999 году мотор, установленный на Т-90С, проходил ресурсные испытания в индийской пустыне Тар, где температура воздуха достигала +47 градусов. Водителям-механикам специально была поставлена задача выводить двигатель на высокие обороты и в таком режиме продолжать движение. В итоге продолжительных испытаний ни один двигатель не вышел из строя.

По итогам многочисленных тестов и испытаний была отмечена великолепная стабильность и надёжность В-92С2. Двигатель запускался в любую жару и в любой холод, мог продолжительное время работать на высоких оборотах, или же сутками стоять на холостых. Стабильно работал на любом типе дизельного топлива. И более того, мог запускаться и работать на авиационном керосине(!) Что так же было отмечено в ходе испытаний.

Характеристики, запуск в серию и модернизация В-92С2

После невероятно успешных испытаний уже в 2000 году были выпущены первые серийные Т-90А с двигателем В-92С2. Уже в ходе эксплуатации техники отмечается, что V-образный 1 000 сильный 12 цилиндровый турбодизельный двигатель с объёмом в 38,8 литров весит всего лишь чуть больше тонны в сборе. Что позволяет танкам Т-90А и Т-90С иметь удельную мощность в 22 л.с. на тонну. Дело в том, что 20 - 22 л.с. на тонну считается неким золотым стандартом, к которому стремятся все инженеры, всех танковых заводов мира, так как эти показатели позволяют танку быть крайне манёвренным и при этом в достаточной мере экономичным, а так же, не выделять слишком много тепла.

И здесь кроется ещё одна особенность танков Т-90 и Т-72. Благодаря удачному расположению, небольшой массе и очень качественной системе охлаждения удалось сильно снизить температуру выхлопных газов и нагрев корпуса танков, что крайне усложнило наводку на них противотанковых систем с ИК-наведением. На наводку нужно много времени, что позволяет манёвренному танку безнаказанно отрабатывать и скрываться с позиции. Расчёту ПТРК для быстрого наведения приходится сближаться с танком, что крайне чревато и в боевых условиях зачастую приводит к вскрытию местоположения и уничтожению расчёта.

Итак, двигатель В-92С2 получился идеальным для применения на Т-90 и Т-72 начальных модификаций. Но с появлением более тяжёлых Т-72БЗ и Т-90М "Прорыв" в ходе испытаний стало понятно, что В-92С2 для них оказался слабоват - танки лишились былой манёвренности. Тогда, инженерами ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК» было приятно решение устроить настоящий тюнинг для В-92С2. В достаточно короткие сроки была разработана модификация двигателя, получившая индекс В-92С2Ф. Литера Ф означает - форсированный.

В-92С2Ф - форсированный В-92С2, мощность которого достигает 1 130 л.с., а пиковый крутящий момент превышает 4 000 Н*м!
В-92С2Ф - форсированный В-92С2, мощность которого достигает 1 130 л.с., а пиковый крутящий момент превышает 4 000 Н*м!

Тюнинг танкового двигателя

В-92С2Ф для большей отдачи получил более мощную турбину, однако, такой шаг потребовал и усиления узлов самого двигателя. Чтобы удерживать возросший крутящий момент пришлось разработать новые шатунно-поршневую группу, коленчатый вал, а так же новую выпускную систему и естественно, улучшить систему охлаждения двигателя.

Таким образом, с того же самого объёма двигателя удалось снять не 1 000, а 1 130 л.с., Крутящий же момент значительно превысил 4 000 Н*м, взамен 3 920 Н*м у В-92С2 до модификации.

В-92С2Ф практически не увеличился в размерах и каким-то инженерным чудом не стал отдавать значительно больше тепла в корпус (и это-то при увеличении мощности на 13 процентов!). Однако, ресурс двигателя после форсирования всё же заметно снизился. Теперь он составляет 1 000 моточасов, вместо 1 200 моточасов у В-92С2.

Почему В-92С2 остаётся основным танковым двигателем даже после появления 2В-12-3А?

Дело в том, что 2В-12-3А хоть и превосходит в мощности, прочности и ресурсе В-92С2Ф (1 500 л.с. против 1 130 л.с. и 2 000 моточасов против 1 000), но является довольно большим двигателем с большим потреблением топлива. Поэтому и применяется пока лишь на таких тяжёлых танках и бронированных машинах, как Т-14 "Армата" и БРЭМ Т-16.

Х-образный 12 цилиндровый новейший битурбодизельный танковый двигатель 2В-12-3А - сердце танка Т-14 "Армата"
Х-образный 12 цилиндровый новейший битурбодизельный танковый двигатель 2В-12-3А - сердце танка Т-14 "Армата"

Более лёгкая танковая и бронированная техника до сих пор оснащается В-92С2 и В-92С2Ф. Однако, инженерами ЧТЗ уже ведутся испытания нового лёгкого, мощного и прочного танкового двигателя, который уже начинает тестироваться на БМПТ "Терминатор"! И об этом двигателе мы обязательно расскажем в одной из следующих статей на канале!

Небольшое послесловие

В российском обществе принято обвинять отечественных инженеров в слабости и некомпетентности, так как инженерия автомобильной гражданской техники, которая у всех на виду, отстаёт от американской, немецкой или японской. Однако, сложная история нашей страны заставляет лучшие её умы трудиться в другой отрасли - оборонной, где мы по праву занимаем лидирующие позиции. Наши танки уже на протяжении многих десятков лет признаются лучшими в ведущих западных военных изданиях (к примеру в National Interest, The Military Balance, Der Tagesspiegel и многих других). И признаются лучшими не просто так, а заслуживают эти звания именно выдающими характеристиками показанными на поле боя.

Взглянув, хотя бы поверхностно, на историю и инженерный замысел отечественных двигателей для самолётов, танков и прочей техники каждый гражданин страны поймёт, что ему есть чем гордиться, и что отечественные инженеры, конструкторы - создатели таких двигателей, как В-92С2, 2В-12-3А и многих других по праву являются одними из лучших в моторостроителей в мире!