Найти тему
Заметки о столице

Виды станций московского метро (часть 2)

Оглавление

Добрый день, дорогие читатели! Сегодня вновь поговорим о том, какие бывают станции в столичной подземке. Предыдущую часть можно почитать здесь:

Виды станций московского метро (часть 1)
Заметки о столице13 сентября 2023

В этой части речь пойдёт непосредственно о видах подземных станций, коих большинство в московском метро.

В зависимости от их конструкции, станции можно разделить на: пилонные, колонные, односводчатые и однопролётные.

Приятного чтения!

Пилонные станции

Начнём с пилонных. Эти станции всегда находятся на большой глубине, они являются самым старым видом станции глубокого заложения. Пилоны представляют собой большие, утолщённые колонны, делящие помещение станции на три непересекаемых зала с проходами между ними.

Конструкция пилонной станции. Взято отсюда: https://liveinmsk.ru/article/istoriya-stroitelstva-metro-p6.
Конструкция пилонной станции. Взято отсюда: https://liveinmsk.ru/article/istoriya-stroitelstva-metro-p6.

Из плюсов данного вида станции: отсутствие смешения пассажиропотоков, из минусов: порой пилоны занимают слишком много места, в связи с чем проходы становятся очень узкими.

К пилонным станциям можно отнести: Белорусскую, Киевскую, Октябрьскую, Охотный Ряд, Смоленскую, Таганскую, Театральную, Марьину Рощу БКЛ и др.

Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения Новослободская. Фото с сайта: https://foto-ram.ru.
Пилонная трёхсводчатая станция глубокого заложения Новослободская. Фото с сайта: https://foto-ram.ru.

Колонные станции

Колонные станции схожи с пилонными, чаще всего такая станция также разделена на три независимых зала, только уже не громоздкими пилонами, а тонкими колоннами.

Колонна представляет собой металлических или железобетонный столб, расположенный параллельно продольной оси станции, и служащий для опоры. Таких станций в столичном метро больше всего.

При этом колонные станции могут быть как мелкого (например, Печатники, Водный Стадион, Щёлковская), так и глубокого заложения (например, Маяковская, Пушкинская, Кузнецкий Мост).

Конструкция колонной станции мелкого заложения. Взято отсюда: https://liveinmsk.ru/article/istoriya-stroitelstva-metro-p6.
Конструкция колонной станции мелкого заложения. Взято отсюда: https://liveinmsk.ru/article/istoriya-stroitelstva-metro-p6.
Конструкция колонной станции глубокого заложения. Взято отсюда: https://liveinmsk.ru/article/istoriya-stroitelstva-metro-p6.
Конструкция колонной станции глубокого заложения. Взято отсюда: https://liveinmsk.ru/article/istoriya-stroitelstva-metro-p6.

На подобных станциях возможно разное количество рядов колонн, таким образом выделяются:

Двухпролётные станции

Такие станции имеют только один ряд колонн в центре, делящий её на два боковых зала.

Такими станциями являются: Сокол, Пятницкое шоссе, Озёрная, Ломоносовский проспект, Котельники.

Колонная двухпролётная станция мелкого заложения Сокол. Фото с сайта: https://bangkokbook.ru.
Колонная двухпролётная станция мелкого заложения Сокол. Фото с сайта: https://bangkokbook.ru.

Трёхпролётные станции

Данные станции, в отличие от двухпролётных, имеют два ряда колонн, делящих станцию на три зала. Это самый популярный тип станции в московском метро.

Типовая колонная станция мелкого заложения в Москве именно трёхпролётная, имеющуя длину от 102 до 169 метров и шаг колонн от 4 до 6 метров. Такой тип станций в народе прозвали «сороконожка», так как потолок станции поддерживают два ряда колонн по 38 штук в каждом. Сороконожки были распространены в конце 1960-х — начале 1970-х годов, после этого колонные трёхпролётные станции стали строиться с двадцатью шестью рядами колонн, а некоторые из них, уже в 1990-х — с двадцатью двумя (например, станция Бибирево).

Станция Бибирево. Фото отсюда: https://stranabolgariya.ru.
Станция Бибирево. Фото отсюда: https://stranabolgariya.ru.

Первые колонные станции мелкого заложения в Москве появились в 1935 году на первой очереди метро и были сделаны из монолитного железобетона: Красносельская, Улица Коминтерна» (ныне Александровский сад), Сокольники, Комсомольская (радиальная), Дворец Советов (ныне Кропоткинская), Парк культуры имени Горького (ныне Парк Культуры, Арбатская и Смоленская.

Первой станцией-«сороконожкой» из сборного железобетона в Москве стала станция «Первомайская», открытая в 1961 году.

Станция Первомайская. Фото отсюда: https://bangkokbook.ru.
Станция Первомайская. Фото отсюда: https://bangkokbook.ru.

Скромное оформление сороконожек тех лет объясняется тем, что они были спроектированы после выхода постановления Н.С. Хрущёва 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Именно поэтому они отличались большей простотой и дешевизной оформления от построенных при Сталине богато украшенных и помпезных станций.

Примерами колонных трёхпролётных станций служат: Ленинский Проспект, Молодёжная, Проспект Вернадского, Академическая, Речной Вокзал и др.

Многопролётные станции

Многопролётная станция имеет ещё больше рядов колонн, делящих её на большее число пролётов. Таких станций всего две: Александровский Сад – она четырёхпролетная и Нижегородская – на ней колонны образуют аж пять пролётов.

Единственная в Москве пятипролётная станция - Нижегородская. Фото отсюда: https://bangkokbook.ru.
Единственная в Москве пятипролётная станция - Нижегородская. Фото отсюда: https://bangkokbook.ru.

Главное преимущество колонных станций – значительно большая пропускная способность, нежели у пилонных.

Особым видом колонной станции является колонно-стеновая станция. В подобных станциях часть промежутков между колоннами заменена простенком. Такой приём применим для обеспечения безопасности конструкций сводов залов станций с глубиной заложения 50 м и более.

Таких станций в Москве немного: Крестьянская застава, Дубровка, Трубная, Достоевская, Международная.

Колонно-стеновая станция Достоевская. Фото отсюда: https://foto-ram.ru.
Колонно-стеновая станция Достоевская. Фото отсюда: https://foto-ram.ru.

Односводчатые станции

Все односводчатые станции московского метро – мелкого заложения, исключение составляет лишь станция Тимирязевская Серпуховско-Тимирязевской линии, она расположена на глубине 63,5 м.

Станция Тимирязевская. Фото с сайта: https://fotoxcom.ru.
Станция Тимирязевская. Фото с сайта: https://fotoxcom.ru.

Эти станции не имеют опорных элементов: ни колонн, ни пилонов, и представляет собой единый зал со сводом, в котором находится островная платформа и пути. Односводчатые станции состоят из свода, сделанного из железобетонных блоков, опорных тоннелей с бетонной подушкой и обратного свода.

Конструкция односводчатой станции. Взято с сайта: fontanka.ru.
Конструкция односводчатой станции. Взято с сайта: fontanka.ru.

Первой односводчатой станцией, построенной в Москве, стала Библиотека имени Ленина первой очереди строительства.

Другие односводчатые станции: Аэропорт, Бабушкинская, Сходненская, Крылатское, Люблино, Красногвардейская, Южная, Тульская, Перово и др.

Первая односводчатая станция Библиотека имени Ленина. Фото отсюда: foto-onlain.ru.
Первая односводчатая станция Библиотека имени Ленина. Фото отсюда: foto-onlain.ru.

Однопролётные станции

Последним видом станции в зависимости от её конструкции, являются однопролётные станции. Их конструкция аналогична односводчатым, здесь также отсутствуют какие-либо промежуточные опоры.

Отличием служит не изогнутый, дугообразный, а прямой потолок – как у колонных трёхпролётных станций. Все однопролётные станции находятся на небольшой глубине.

Конструкция однопролётной станции. Взято отсюда: http://офипс.рф/hrapov/p117-b.html.
Конструкция однопролётной станции. Взято отсюда: http://офипс.рф/hrapov/p117-b.html.

Проект таких станций был создан для удешевления строительства. Перекрытие станций выполнено из унифицированных пролётных балок, предназначенных для автодорожных мостов.

В Москве таких станций всего четыре: Волжская и Марьино Люблинско-Дмитровской линии, Улица Старокачаловская Бутовской линии, и Ольховая Сокольнической линии.

Однопролётная станция Марьино. Фото отсюда: mixyfotos.ru.
Однопролётная станция Марьино. Фото отсюда: mixyfotos.ru.

На сегодня на этом всё. Спасибо, что дочитали до конца! Будем рады, если поддержите нас подпиской, лайком и комментарием.

Всего хорошего и до новых встреч!