Найти в Дзене
РОКЛЯ

Арийская семейка

Оглавление

В пятницу 13-е, РОКЛЯ представляет аналитический обзор о так называемой "Арийской семейке" - совокупности проектов, имеющих отношение к московской heavy metal группе Ария.

В настоящее время к "Арийской семейке" можно отнести следующие творческие единицы: Ария, Мастер, Маврик/Маврин, Кипелов, Артерия (условно), Артур Беркут, Виталий Дубинин.

В обзоре ставится задача критически оценить развитие и настоящее состояние каждого из членов "семейки". В конце обзора приводится результат опроса, проходившего на канале в августе.

РОКЛЯ обращает внимание, что настоящий материал не преследует цель принизить достижения или оскорбить музыкантов или их поклонников. Все представленные оценки являются исключительно субъективным взглядом подготовивших материал.
музыканты "Арийской семейки" в 2010
музыканты "Арийской семейки" в 2010

базовый материал: Леонид Кочанов

Общими признаками для перечисленных выше коллективов (кроме новейшего проекта Виталия Дубинина) являются:

  • наличие исключительно сильных, высоко талантливых и харизматичных музыкантов с уникальным звучанием и исполнительским почерком;
  • наличие обширных каталогов, включающих сильнейшие музыкальные релизы, которые можно смело отнести к классике жанра;
  • продолжительный творческий застой в последнее время.
Ария в 2002 - 2011
Ария в 2002 - 2011

Глава семейства: Ария (1985 - 2011)

Ария - старейшая heavy metal группа из CCCР, образованная в 1985 в Москве. Начав играть в жанре под влиянием его законодателей, группа быстро нашла и свои неповторимые черты и особенности, и всю свою карьеру держала высокую марку ничуть не ниже мирового уровня, являетесь настоящим образцом для подражания в вопросах уровня материала, профессионализма, и организации выступлений.

Ранее группе Ария были посвящены такие обзоры, как: «Ария-89», «Люди и Боги», «Эпоха Химеры», «Это – Армагеддон», «Top 10. Ария», «Арийский рейтинг», «Арии на сцене», «Последний закат», «Наш ум - Генератор Зла» и «Арийским род их назван».

К сожалению, после прихода в группу вокалиста Михаила Житнякова группа превратилась в сольный проект Виталия Дубинина и Маргариты Пушкиной, разом утратив былую самобытность и став самопародией.

Подробнее об этом беспрецедентном акте самокастрации и "текущем периоде группы" ранее говорилось в обзоре «Рок-фейки (часть 1)». О Виталии Дубинине упоминалось в обзоре «Галерея лиц», о дебютном альбоме группы - в обзоре «Дебютник».

"Арийская семейка" в конце 1980-х: Ария, Мастер
"Арийская семейка" в конце 1980-х: Ария, Мастер

Первенец: Мастер (1987 - н. вр.)

Мастер - единственная группа из всей семейки, не уступающая Арии по культовости статуса. Новообразованный из рядов 2-го состава Арии секстет стал одой из самых первых групп СССР, заигравших техничный и яркий thrash metal. Одноименный дебют группы, и последующий альбом «С петлей на шее» (1989) - это эталонные работы жанра и по сей день.

Необходимо отметить, что в конце 1980-х Мастер если не превосходили, то находились на одном уровне популярности с бывшими коллегами. «С петлей на шее» разошлась тиражом около 2 млн экземпляров.

Популярность группы быстро сошла на нет в 1990-е – сначала музыканты в поисках лучшей жизни эмигрировали на Запад, где записали два англоязычных альбома, не нашедших успеха у широкой публики, а затем вернулись на Родину, где на волне всеобщей неустроенности могли рассчитывать исключительно на «клубную популярность», коей и пользуются до сих пор.

Об этой и других попытках отечественных групп прорваться за рубеж ранее говорилось в обзоре «Путь на Запад».

На наш взгляд, в дальнейшем, в творческом плане, группе лишь раз удалось взять вершину первых двух альбомов – в середине 1990-х, когда был записан альбом-взросление «Песни мертвых» (1996). Об этом альбоме ранее был сделан обзор «В нирвану через ад».

К концу 1990-х группу, по разным причинам, покинули оставшиеся участники первого состава, кроме Алика Грановского. В новых формациях Мастер записали еще ряд альбомов, но, к сожалению, творческое существование группы в XXI веке нельзя назвать успешным и интересным. У группы менялись составы, музыканты часто пускалась в сомнительные эксперименты (перезапись классических песен в акустике, или малопонятный совместный альбом с проектом Margenta), но при этом группа крайне редко стала выпускать оригинальный материал, а в нем самом перестала присутствовать муза.

Так, после выхода альбома «Лабиринт» (2000), за период чуть более чем в 20 лет группа записала всего три (!) полноформатных альбома, из которых, по нашему мнению, сложно набрать интересных песен даже на один. Музыка группы на этих альбомах в большинстве своем представляет собой сухой и однообразный thrash metal, при этом сыгранный невероятно технично, и записанный с неплохим звуком. Но сами песни звучат вымученно и сухо, не идя ни в какое сравнение с альбомами 1980-90-х, или грандами жанра вроде Testament или Overkill.

Также, несмотря на то, что в группе играло и играет немало талантливых музыкантов вроде Алексея Страйка, Леонида Фомина и Андрея Смирнова, никто из них не отметился какими-либо запоминающимися песнями. На сегодняшний день Мастер, несмотря на устоявшийся состав и репутацию легенды "советского тяжмета", очень давно пребывает в плачевном творческом состоянии, и более интересен масштабными юбилейными концертами, чем собственно творчеством.

Группа производит впечатление коллектива, закрытого для новых подходов как к созданию музыки, так и для внедрения грамотных маркетинговых приемов с целью продвижения своего творчества. По этой причине музыканты, приходящие в группу, не могут полностью раскрыть свой потенциал, а сама группа обижается в тех моментах, когда ее критикуют на проявлениях непрофессионализма и халатного отношения к работе - чего только стоят более чем справедливые упреки за обложку и клипы к последнему студийному альбому.

"Арийская семейка" в конце 1990-х: Ария, Мастер, Маврик
"Арийская семейка" в конце 1990-х: Ария, Мастер, Маврик

Непонятый тихоня: Маврик/Маврин (1998 - 2023)

Группа Сергея Маврина - это образец коллектива, который смог таки сказать новое слово в рамках российской металл-сцены.

Правда, созданный в 1998, проект первоначально не имел точной стилистической направленности, и даже окончательного названия. Вырвавшись на творческую свободу Сергей, приглашая в группу разных участников, поначалу записывал музыку в разных жарах. Так, дебютный альбом группы «Скиталец» с вокалом Артура Беркута представляет собой hard rock/chanson, второй же альбом группы «Неформат» и вовсе не поддается стилистическому определению, представляя собой абсолютно авангардную работу.

На третьем альбоме группы «Химический сон» у Маврина получилось стабилизировать состав и найти свое звучание, что одновременно помогло определиться и со стилистикой группы. Взяв за основу классический havy metal, музыканты стали играть его очень атмосферно, делая упор на виртуозные партии Сергея Маврина, гитарный стиль которого не содержит аналогов ни на российской, ни на мировой сцене, а потому давно и метко окрещен "маврингом".

Альбомы «Химический сон» (2001), «Запрещенная реальность» (2004), и маски-сингл «Обратная сторона реальности» (2005) – это интересные и атмосферные полотна, не открывшие новых горизонтов в музыке, но являющийся очень качественными и небанальными музыкальными релизами в рамках отечественной тяжелой сцены.

После короткой попытки работы одновременно в двух группах – в своем проекте и группе Кипелов, в 2004 Сергей Константинович полностью сосредоточился на собственном творчестве. Всю его дальнейшую музыку можно поделить на две части: выпуск альбомов в уже найденном стиле атмосферного heavy metal, либо причудливые эксперименты для узкого круга поклонников (например, инструментальный альбом «Фортуна», или нечто странное под названием «Противостояние»).

К чести группы Маврина стоит сказать, что из всей "Арийской семейки", она оставалась единственной, которой удавалось удерживать высокую творческую продуктивность. Коллектив, прямо как в золотые для жанра времена, умудрялся стабильно выпускать альбомы каждые два-три года.

С одной стороны, группа Сергея Маврина имеет свою довольно стабильную fun базу и неповторимое звучание, а с другой – многие схожие проблемы с другими андеграундными группами российской тяжелой сцены. Ими являются частая смена составов (что сильно влияет на индивидуальную узнаваемость звучания группы), а также отсутствие открытия новых творческих территорий, что и отделяет их от уникальных, делая просто хорошими. Несмотря на уникальный стиль игры Сергея Марвина и периодические эксперименты, стилистически музыка его проекта продолжала оставаться в рамках слишком узнаваемого hard`n`heavy 1980-х.

В 2023 Сергей Маврин объявил о прекращении существования группы своего имени.

"Арийская семейка" в 2000-х: Ария, Мастер, Сергей Маврин, Кипелов
"Арийская семейка" в 2000-х: Ария, Мастер, Сергей Маврин, Кипелов

Всеобщий любимчик: Кипелов (2002 - н. вр.)

Образовавшаяся после второго крупного раскола в Арии, группа Кипелов - в чем-то уникальный коллектив. Мало того, что данная группа умудрилась по популярности превзойти Арию (что после ухода музыкантов из известного брэнда – редкость), так еще и произошло это, по большому счету, только за счет исполнения старых хитов и громкого имени фронтмена группы. Слабая творческая активность группы очевидна: вместе с Мастером, группа относится к коллективу, выпустившему за 20 с лишним лет существования только три полноформатных альбома (справедливости ради нужно отметить, что если взять песни, записанные в студии, но не выходившие на полноформатных альбомах, то наберется еще на один), причем крайне спорных по художественному содержанию.

На наш взгляд, основная проблема группы Кипелов состоит в том, что громкое имя группы не коррелирует с ее творческими достижениями, которые в основном оказываются вторичными и вымученными, а обещания по поводу сроков выпуска того или иного альбома постоянно не выполняются. (Так, к примеру лидер коллектива еще в 2021 году, презентуя новый мини-альбом «Часы судного дня» обещал, что новый альбом группы выйдет примерно через год. Однако с тех пор прошло уже 2 года, и никаких анонсов по поводу выхода новой музыки до сих пор нет).

Среди всей "Арийской семейки", именно Кипелов является рекордсменом в постоянстве состава – он неизменен уже 20 лет, однако, в данном случае, этот факт, на наш взгляд, является только недостатком – музыкантам не хватает «свежей крови», и их условия существования в музыкальной среде, в которой Кипелов для миллионов фанатов при любом раскладе останется музыкальным небожителем и непререкаемым авторитетом, излишне комфортны.

Подробнее о творческом пути Валерия Александровича после ухода из Арии говорилось в обзоре «Напрасные годы».

Алексей Булгаков и Сергей Терентьев
Алексей Булгаков и Сергей Терентьев

Внебрачный ребенок: Артерия (2003 - н. вр.)

Технически, Артерия - группа, образованная не от Арии, а от группы Кипелов, коллектив которого Сергей Терентьев покинул в конце 2003. Причина, по которой столь интересный гитарист покинул коллегу, была аналогична той, по которой спустя полгода из нее ушел и Сергей Маврин – музыкантам просто надоели бесконечные гастроли с одинаковыми сет-листами, и хроническим откладыванием написания нового материала "на потом".

Создав свою группу Артерия, в 2005 Сергей с коллегами выпустил дебютный альбом «Лети на свет», который стал настоящим открытием на российской тяжелой сцене. Оказалось, что музыкант, чей уход из двух самых популярных групп России обрек его, казалось бы, на скромную локальную популярность, выпустил альбом, многим показавшейся намного более интересным, чем последние на тот момент релизы "семейки".

«Лети на свет» - очень хитовый и интересный альбом, который с интересом слушается и сейчас. Секрет успеха этого альбома, несомненно, состоял в творческом союзе двух чрезвычайно талантливых личностей – Сергея Терентьева и Алексея Булгакова. Вырвавшись на полную творческую свободу, Сергей Терентьев в полной мере проявил свои творческие способности, сочинив музыку, больше напоминающую по стилю industrial, а классический heavy metal голос Булгакова создал с ним уникальный баланс из этих двух непохожих стилей.

К сожалению, дальнейшее сотрудничество музыкантов не сложилось – Булгаков не смог совмещать свою основную деятельность с Легионом с набиравшей обороты новой группой, и в итоге в 2005 принял решение покинуть Артерию.

Трагическое происшествие, из-за которого лидер Артерии оказался осужден на четыре года, и вовсе почти "поставили крест" на группе как на самостоятельной творческой единице. За последующие 15 лет группа выпустила в свет только два (!) новых альбома, на которых былого композиторского почерка Сергея совсем не чувствуется. При том, что сам Терентьев неоднократно заявлял в интервью, что стиль его бывших групп ему перестал быть интересен, музыка его группы представляет собой совершенно клишированный, глубоко вторичный heavy, в котором нет ничего интересного и оригинального. Его стильная "лязгающая гитара" уже не звучит так самобытно как раньше, а попытки вкраплений alternative в материал, совсем не впечатляют.

Также, как и практически любая группа, не состоящая в первых эшелонах популярности, Артерия всю карьеру сталкивалась с кадровыми перестановками – за 20 лет существования через группу, считая текущий состав, прошло более 20 музыкантов.

Увы, непродолжительное сотрудничество Булгакова и Терентьева так и осталось самой яркой страницей в истории Артерии. Ранее о нем упоминалось в обзоре-интервью «40 лет Листопада».

"Арийская семейка" в 2010-х: псевдо-Ария, Мастер, Кипелов, Артур Беркут, Сергей Маврин, Артерия
"Арийская семейка" в 2010-х: псевдо-Ария, Мастер, Кипелов, Артур Беркут, Сергей Маврин, Артерия

Изгой: Артур Беркут (2011 - н. вр.)

Сольное творчество группы Артура Беркута мало похоже на деятельность остальных участников арийской семейки. Если остальные коллективы редко отходят от выбранного стиля, то Беркут является "свободным художником", который работает и записывает песни только в том стиле, в котором ему хочется работать в данный момент. За 12 лет существования группы, помимо традиционного heavy metal, прославленный вокалист попробовал себя в жанрах soft/hard rock, и даже записал что-то вроде саунд-трека к сериально-слезоточивым мыльным операм («Сюита темы вечной»). Кроме того, Артур Михеев регулярно принимает участие как сессионный музыкант и гостевой участник в самых, иногда сомнительных, проектах.

Сразу после своего принудительного увольнения из Арии в 2011, Беркут очень быстро собрал новую группу, в состав которой вошли Алексей Страйк, Олег Ховрин и Игорь Моравский – весомые имена на российской тяжелой сцене. Записанный этим составом макси-сингл «Право дано» получился великолепным образцом hard`n`heavy. Несмотря на скромную продолжительность альбома в 18 минут, этот релиз, по нашему мнению - лучший релиз в дискографии артиста. Он отлично слушается от начала и до конца, а качество записи и хитовость материала ничуть не уступают лучшим песням Арии.

К сожалению, из-за разногласий, которые не стали выносится на суд широкой общественности, в начале 2012 группу покинули абсолютно все музыканты. Был набран новый состав, не содержащий известных имен, а на гастроли лидер коллектива и по сей день чаще всего предпочитает выезжать один, выступая, в целях экономии, либо в одиночку с акустической программой, либо с сессионными музыкантами. (К сожалению уровень местных музыкантов часто оставляет желать лучшего).

Как и в случае с другими группами "Арийской семейки", за амбициозным началом последовали частые смены составов и отсутствие единого творческого вектора, что привело к отсутствию самого главного – креативного материала. Несмотря на относительно устоявшийся состав, и периодические творческие удачи (отметим макси-сингл «Быть собой» (2017)), все последующее творчество Беркута нам видится лишенным осмысленного творческого тренда. Одновременная работа Беркута в самых разных музыкальных направлениях, будь то сессионная работа, либо исполнение разных концертных программ, отрицательно сказывается на самом главном – креативном и узнаваемом музыкальном материале, из-за чего группа, при очевидном творческом потенциале, не способна предложить чего-то по-настоящему необычного и волнующего.

в 2020-х "Арийская семейка" неожиданно пополнилась новым сольным проектом Виталия Дубинина
в 2020-х "Арийская семейка" неожиданно пополнилась новым сольным проектом Виталия Дубинина

Младший: Виталий Дубинин (2020 - н. вр.)

Виталий Дубинин, основной композитор Арии, волею судеб превративший ее в свой, с Маргаритой Пушкиной, сольный проект, а также обладатель прекрасных вокальных данных, в 2020 решился на создание сольного альбома «Бал-маскарад», ставшего, после своего выхода в 2022, мини-сенсацией.

В создании альбома приняли активное участие Сергей Марин и Михаил Бугаев, о котором будет упомянуто ниже.

Очень жаль, что Виталий не решился со своим проектом на полноценные гастроли, продолжая попытки поддерживать жизнь в давно угасшем основном проекте (очевидно, он приносит больше популярности и дохода). Что же, по крайней мере, есть небольшая надежда, что у его сольного творчества последует продолжение...

Об альбоме «Бал-маскарад» ранее говорилось в обзоре «Итоги 2022».

Родственник: Гран-Куражъ

Гран-Куражъ - типичный пример российской металл-группы двадцать первого столетия, в котором локальный успех и наличие талантливых музыкантов тесно переплетается с глубокой вторичностью исполняемого материала.

Данная группа имеет непосредственные родственные связи с Арией. Сначала вокалист группы Михаил Житняков был рекрутирован Дубининым в Арию, а в 2013 лидер группы Михаил Бугаев временно заменял Владимира Холстинина на концертах псевдо-Арии. Позже, в качестве журналиста и ведущего, Михаил снял цикл документальных передач про группу под названием «Через все времена», а вскоре и вовсе стал полноценным коллегой в новом сольном проекте Дубинина.

Образованная в 1999 группа, поначалу носившая название Кураж, какое-то время была очередным школьным ансамблем, участники которого собирались для репетиций в свободное время. Приход в группу в 2004 году Михаила Житнякова совпал с первыми попытками встать на профессиональные рельсы, которые завершились выходом дебютного альбома «Новой надежды свет». С выходом этого альбома группа выбилась в разряд второго эшелона коллективов, работающих на стыке heavy/power metal, совместно с такими группами как Эпидемия, Эпитафия, Archontes, Черный Кузнец, Catharsis и др. Музыка Гран-Куража, несмотря на возрастающий от альбома к альбому профессионализм участников, практически никак не отличается от вышеперечисленных коллективов, представляя собой качественный, но совершенно вторичный материал.

Возможно, творческой вершиной группы является альбом «Сердца в Атлантиде», последний из записанных с Михалом Житняковым на вокале. Из всех альбомов группы он содержит самые интересные аранжировки и наибольшее количество хитового материала.

В отличие от большинства вышеперечисленных команд, группа сохраняет постоянство состава, и с каждым годом успешно работает на расширение своей fun базы, пусть даже о ее стадионном успехе речи не идет. Причина создания неинтересного материала группой состоит, увы, в банальной исчерпанности выбранного жанра. Как и многие упомянутые группы, пришедшие на сцену после исчерпания жанра, Гран-Куражъ предпочитают не открывать новые горизонты, выпуская раз за разом одно и то же, являясь далекими последователями, а не первооткрывателями, и потому не имеют своего уникального звучания.

группа Гран-Куражъ
группа Гран-Куражъ
Как можно заметить, в творческом плане члены "Арийской семейки", имеющие в своем составе уникальных музыкантов и возможности для создания новой музыки, последние 10-15 лет топчутся на месте и не предлагают нечего нового, а зачастую повторяются и вообще выглядят бледно.
Итоги творческого развития "Арийской семейки" подтверждают энерго-информационную теорию, выдвинутую ранее в статье "Теория поколений". Сверхмощный "Большой взрыв", породивший Арию, с течением времени не только давал все менее яркие осколки, но и закончился остыванием своей материнской звезды. Критическим рубежом для "семейки" стали, как показало время, 2010-е.
Это произошло на фоне того, что Рок-музыка исчерпала себя как социокультурное явление, и молодое поколение музыкантов, даже при всем своем желании, не могут открыть что-то новое, в рамках уже давно освоенных жанров – ими движет только желание играть.
Еще одна фоновая причина заключается в том, что в России по сей день не существует как таковой музыкального шоу-бизнеса в виде музыкальных лейблов, которые бы раскручивали такую музыку, продуманной системы реализации музыки, поддержки молодых талантов и т. п. – все это по-прежнему делается на голом энтузиазме. По этой причине многие музыканты не выдерживают условий, и покидают группы для более стабильного заработка. (Отсюда частая текучка кадров в тех коллективах, где нет стабильного дохода (достаточно сравнить стабильность составов Арии и Кипелова с остальными группами), и как следствие – отсутствие сыгранности и формирования интересных композиторских решений и союзов).
Как отчетливо видно на примере групп Мастер и Кипелов, наличие понятие «талантливый музыкант» не тождественен понятию «сильный лидер». Отсутствие вектора развития и ясного творческого видения, несмотря на наличие сильных музыкантов, приводит к стагнации и постепенному творческому угасанию.
И наконец, одна из дополнительных, но фатальных проблем "семейки" лежит в отечественной ментальности, из-за которой, вроде бы образованные люди, не могут договориться о простых вещах, и способны разругаться из-за малейшей проблемы. Если бы психология "умерщвления персонажей" отечественных музыкантов уступала бы практичному мышлению западных коллег – ничто не мешало бы Кипелову вернуться в свое время в Арию, параллельно продолжая сольную деятельность, а с самой Арией не вышло бы таких неприятных оказий, как надуманное увольнение Беркута, или смешное, для музыкантов их возраста, неумение договориться по авторским правам на седьмом десятке лет (из-за которых, например, Валерий Кипелов отказался принимать участие в последних юбилейных концертах группы).
Какое будущее ждет "Арийскую семейку" и российскую тяжелую сцену? В условиях исчерпанности Рока как культурного явления, искусственной изоляции нашей страны, общекультурного упадка и общей тенденции к исчезновению понятие "альбомный рок", и перехода к постоянному клиповому контенту – очевидно, ничего существенного.
При любом ожидаемом ходе событий, сложно представить, что на российской сцене однажды появятся люди, которые будут способны найти фан-базу, сопоставимую с нынешней Арией, и при этом, в рамках тяжелой музыки, сказать новое, до того не сказанное нашими или западными коллегами, Слово.
Впрочем, голый энтузиазм, который служил основой для всей отечественной тяжелой сцены все сорок лет ее существования, никуда не думает уходить – и за счет органического таланта каждого нового поколения музыкантов, и их простого желания играть на сцене, и дальше будут появляется разной степени качественности клоны западных групп в любых жанрах – от хэви-металла до скандинавского блэка, и от гранжа до тяжелой альтернативы. А новый взрыв культуры, который предсказывают мистически настроенные умы современности, если и случиться, то для выражения ему скорее всего будет найдена новая, далекая от Рок-музыки форма.
В заключении хотелось бы привести частное мнение одного из поклонников тяжелой музыки с ресурса Darkside.ru с ником BasterBaster (пунктуация и орфография текста сохранены). Данный комментарий отражает больше состояние не только российской, а общемировой музыкальной сцены, и, на наш взгляд, исчерпывающе объясняет причину, почему современный слушатель почти не может найти в Рок-музыке ничего того, что уже не было бы сыграно раннее.
«Все мега группы ушли в бесконечное турне. Альбом раз в 3 года уже сверхпродуктивность, а у некоторых раз в 10 лет. В 90х десятки новых жанров, сотни групп, от бритпопа до гранжа, от готики до индастриала и нью металла. Сейчас новых жанров – ноль, новых звезд – ноль, новых идей – ноль. Выжженое поле. Ну что-то где-то по мелочам есть (ну типа Гоуст, Ланка Дель Рей), но в сравнении с 90, началом 00х просто пустота. Все десятилетия до обесценивания музыки идей хватало с избытком, а потом вдруг параллельно с появлением стримингов все иссякло и кругом только синтетическая мура из тик тока с трехкопеечной себестоимостью, да пенсионеры с набившим оскомину самоповторами раз в пятилетку.
Сейчас еще лавочка с концертами для групп второго эшелона медленно прикрывается. Интересно что будет дальше. Хотя нет, не интересно. Ничего интересного дальше не будет. Будут барахтаться и медленно угасать в прошлом раскрученные названия групп с 10ми составами без единого оригинального участника (по естественным причинам) а новых не появится. Чтобы появился новый «невермайнд» должны быть условия для его появления как в 91 году, а не только талант. В обозримом будущем таких условий не предвидится».
Им бы вернуться домой - в Город, стоящий у Солнца...
Ария в 1995 - 2002
Ария в 1995 - 2002

В заключение обзора хотелось бы привести результаты опроса об исполнителях "Арийской семейки", проходившего ранее на канале.

результаты опроса
результаты опроса

Первые два места в симпатиях публики вполне предсказуемы, закономерны и справедливы. Они подтверждают приведенные выше выводы: энергия "Большого взрыва" при рождении сверхновой супер-звезды под названием Ария привело к ярчайшим периодам в историях групп Ария и Мастер.

А вот третье место для меня не поддается никаким логическим объяснениям. Неужели поклонники "семейки" считают всерьез сопоставимыми "золотой" 16-летний период Арии с Кипеловым, принесший нам 8 сильнейших альбомов, и три вымученных альбома проекта Кипелов, выпущенных им за 21 год сольной карьеры? Безусловно, эту строчку должна была занимать Ария эпохи Беркута.

Дальнейшие места вполне логичны.

Весьма показательны две последние строчки. Только 7 из 229 голосов были отданы за псевдо-Арию эпохи Житнякова. Энергия "взрыва" исчерпана, и проект мертв, что очевидно.

В творческом механизме Мастера эпохи Lexxx`а что-то сломалось, и похоже, что в активе этой четверть-вековой истории время оставит только "Кресты". Только подавшие 6 голосов считают по-другому.

РОКЛЯ благодарит всех принявших участие в опросе!