Найти тему
4,5K подписчиков

Арийским род их назван

1,2K прочитали

Настоящий обзор посвящен 20-летию девятого студийного альбома группы Ария, получившему название «Крещение огнем».

«Крещение огнем» – второй из трех альбомов Арии, вышедших в 2000-х, и первый из двух альбомов ее шестого и последнего состава (Холстинин/Дубинин/Удалов/Беркут/Попов), то есть первый, записанный группой без бессменного, до этого, певца Валерия Кипелова.

В обзоре нашли отражение история создания альбома, оценка его художественной ценности и положения в дискографии коллектива, а также хронология того, насыщенного событиями, периода в истории группы.

оригинальная обложка альбома авторства Лео Хао
оригинальная обложка альбома авторства Лео Хао

Ранее группе Ария были посвящены такие обзоры, как: «Ария-89», «Люди и Боги», «Эпоха Химеры», «Это – Армагеддон», «Top 10. Ария», «Арийский рейтинг», «Арии на сцене», «Последний закат» и «Наш ум - Генератор Зла».

О Виталии Дубинине упоминалось в обзоре «Галерея лиц», о дебютном альбоме группы в обзоре «Дебютник», а о «текущем периоде группы» - в обзоре «Рок-фейки (часть 1)».

"Крещение огнем" занял достойное место в "арийской дискографии"
"Крещение огнем" занял достойное место в "арийской дискографии"

совместный материал Андрея и Леонида Кочановых

О распаде предыдущего, 5-го состава группы, и сборнике «Штиль», о котором упоминается ниже, ранее подробнее говорилось в обзоре «Ария, 2002».

Последний концерт 5-го состава Арии состоялся 31 августа 2002. В тот день закончился контракт, связывавший музыкантов группы обязательствами, и группу покинули вокалист Валерий Кипелов, гитарист Сергей Терентьев и ударник Александр Манякин. Ушедшая часть музыкантов образовала группу Кипелов, о которой ранее говорилось в обзоре «Напрасные годы».

1 сентября официальный сайт группы без объяснения причин закрылся, и в течение всего сентября вопрос о том, что будет с брэндом «Ария», и какова будет дальнейшая участь основных авторов песен группы – основателя и гитариста группы Владимира Холстинина, и басиста Виталия Дубинина, висел в воздухе. (Впрочем, эти музыканты еще до распада решили, что будут продолжать свое дело. Решив щекотливый вопрос с названием группы (об этом – ниже), ее старожилы начали формировать новый состав Арии).

Поскольку в процессе распада группы вопрос о том, кто получит право владеть брэндом «Ария», не был ясно определен, поэт и продюсер Александр Елин предложил Холстинину и Дубинину выступать под названием «Химера». Еще в июне 2002 Холстинин с Дубининым отыграли небольшой концерт безымянного квартета на Fender Party со своим бывшим ударником Максимом Удаловым, и Андреем Храмовым из группы The Arrow на вокале. (Однако, по словам самих музыкантов, о смене названия всерьез они не думали. Тем не менее, позже на свет появилась группа с таким названием, продюсером которой стал Александр Елин, а вокалистом – не подошедший Арии Храмов. Кстати, еще одним продюсером нового проекта был лично Дубинин. Его участие в этом проекте Химера ограничилось лишь несколькими советами, да подарком в виде написанной песни, получивший название «Следуй за мной»).

Если возвращение Удалова за барабанную «кухню» в Арии было предсказуемо, то от кандидатуры Храмова пришлось отказаться, поскольку тембр его голоса не до конца подходил к старым песням, и взяв его на место Валерия Кипелова, музыкантам пришлось бы очень долго менять аранжировки к песням. Тем временем, на место второго гитариста группы был приглашен Сергей Попов, до этого отыгравший 10 лет в группе Мастер.

Ранее о Сергее Попове упоминалось в обзоре "В нирвану через ад".

На место вокалиста, по совету того же Елина, был принят Артур Михеев, более известный под сценическим псевдонимом «Беркут», и получивший широкую известность еще в 1980-х по Автографу - группе, с которой «арийцы» неоднократно проводили совместные гастроли и поэтому хорошо знали друг друга.

Артур Беркут во время записи сингла "Колизей"
Артур Беркут во время записи сингла "Колизей"

После прихода в группу вокалист был вынужден приостановить раскрутку совестного с Александром Елиным проекта, и уже записанный альбом «Пока смерть не разлучит нас» был отложен на полку. (В Сети ходили слухи, что альбом был запрещен к выпуску Владимиром Холстинным, однако сам Владимир Петрович позже эту информацию опровергал. Отдельные песни с этого альбома выходили в различных сборниках в течении нескольких лет, пока, наконец, не всплыли в Интернете в альбомной версии в качестве бутлега).

Таким образом, Андрей Храмов, «не до конца принятый» в Арию, закрепился в Химере, а из «не до конца сформированной» Химеры в Арию перешел Артур Беркут.

Так сформировался 6-й состав группы Ария (2002 - 2011).

вновь рожденная Ария на официальном сайте группы в 2003
вновь рожденная Ария на официальном сайте группы в 2003

О таком нюансе, как регистрация брэнда «Ария» на имя Владимира Холстинина и Виталия Дубинина, второй рассказывал следующее:

«На самом деле, мало кто знает, что сначала они (Кипелов, Терентьев и Манякин – прим. РОКЛЯ) хотели забрать себе названия «Ария». Риной Ли была подана заявка в патентное бюро, но они тупо проспали время, когда надо было прийти и зарегистрировать имя. Ну и тогда мы сами все сделали и сказали уже в открытую Валерию, что мы не собираемся хоронить «Арию». Это было 17 сентября 2002 года».

Вполне возможно, то Валерий Кипелов действительно полагал, что его бывшим коллегам «не хватит пороха» называться прежним названием. Во всяком случае, в сентябре в программе Воздух на Нашем радио он всерьез говорил том, что у него с Холстининым и Дубининым достигнуто «джентльменское соглашение», что название «Ария» никем из них использоваться не будет...

Тем временем, в начале октября «ожил» официальный сайт группы, на котором Виталий Дубинин сообщал, что на 22 ноября запланирован впуск сборника студийных редкостей группы «Штиль», а также была «запущена» игра-угадайка, по результатам которой правильно определившему новый состав группы от Арии полагался бы приз.

обложка сингла
обложка сингла

Новый состав был официально объявлен 8 ноября, когда группа уже вовсю работала над новыми песнями, взяв прямо противоположную тактику в отличие от Кипелова, активно развернувшей гастрольную деятельность. В декабре на Нашем радио начала активно ротироваться новая песня группы «Колизей» авторства Владимира Холстинина, а также вышел одноименный сингл, куда помимо новой песни вошли две старые композиции – инструментальная версия «Антихриста», записанная в новом составе, но с оркестровыми аранжировками оркестра Глобалис, и полностью перезаписанная «Обман».

Сингл «Колизей» ранее упоминался в видео-обзоре «Винтажная десятка».

Интересный факт: в радио-версии песни изначально не было срединного фрагмента песни, начинавшегося со строчки «Помнишь, ты ведь помнишь…», что было приятным удивлением для тех, кто приобретал сингл и альбом.

Сама песня «Колизей» - это мощный heavy metal боевик, и одна из творческих вершин Владимира Холстинина, ставшая настоящим гимном шестого состава, а также убедительной и серьезной заявкой обновленной Арии на свою творческую жизнеспособность.

Вскоре после выхода сингла, песня «Колизей» несколько месяцев упорно конкурировала со старо-новым шлягером группы Кипелов «Я свободен»: обе песни постоянно менялись друг с другом первыми местами в чарте Нашего радио.

Автор песни в одном из интервью об идее текста говорил следующее:

«До этого мы с Сашей Елиным что только не придумывали, каких только героев и персонажей мы не пытались вставить в текст песен. Но ничего не получалось. Никак не могли подобрать подходящий и нормальный вариант.
И вот вышел фильм «Гладиатор», в главных ролях всем известный Рассел Кроу. От игры актера я был в восторге! И сразу вспыхнула в голове мысль написать именно о нем! Как только гладиатор был вписан в текст песни, все пошло, как по маслу».

Перед началом гастрольной деятельности между ушедшими и оставшимся музыкантами группы был урегулирован один из ключевых вопросов, касающийся концертных репертуаров. По негласному соглашению, музыканты договорились играть на своих концертах только те песни, в сочинении которых они непосредственно участвовали. Можно смело утверждать, что Ария от этого почти не пострадала, поскольку больше половины песен были написаны Холстинным и Дубининым (совместно, по одиночке, или в соавторстве с другими музыкантами), а сама группа сразу сделала упор на то, чтобы играть как можно больше новых песен. При этом, небольшая часть хитов, написанная Валерием Кипеловым, Сергеем Мавриным, или Сергеем Терентьевым, («Грязь», «Следуй за мной», «Бесы» и др.), за исключением юбилейных концертов, больше не исполнялись Арией на концертах.

Первый концерт в новом составе группа, в качестве виновницы торжества, отыграла 7 декабря на фестивале «The Tver Tribute to Ария» в Твери.

6-й состав: на первых концертах
6-й состав: на первых концертах

8 декабря в московском клубе Б2 (ныне не существует) состоялась презентация сингла «Колизей», состоящая из пресс-конференции и короткого выступления группы.

Вот что рассказывают о презентации очевидцы (орфография и пунктуация авторов прямой речи здесь и далее в обзоре сохранены):

Дмитрий Бебенин, Звуки.ру, о презентации альбома: "Выступление группы началось с новой, еще даже не записанной песни с рабочим названием "Патриот". Удивительно, но факт: Беркут, который год назад на концерте Автографа был этаким слащавым малым, поющим про шикарных дам, сверкающие казино и прочих мохнатых кобр, здесь, в стилистически новом для себя амплуа (краткий альянс с Мастером и неудачный проект с Мавриным - не в счет), самым чудесным образом превратился в сгусток чистой энергии. Его совершенно иная, нежели у Кипелова, манера пения, очень удачно "подтянула" многие старые арийские хиты. К примеру, "Обман" с вокалом Артура звучит довольно убедительно. Быть может, именно поэтому эта песня, наряду с "Антихристом", также была заново переработана для би-сайда нового сингла.
В целом обновленный состав стал звучать несколько брутальнее - почти как Judas Priest с новым вокалистом. И зловещее карканье Холстинина через "электроварган" в песне "Небо Тебя Найдет", которое ранее вызывало несовместимые с героическим образом ансамбля "бон-джовские" ассоциации, теперь - на своем месте.
Похоже, что "разделение сфер влияния" между былыми коллегами все же произошло. Разумеется, не на правовом, а на эмоциональном уровне. И если Кипелов с Мавриным делают упор на "лирику", то Холстинин и Дубинин постарались несколько утяжелить и даже огрубить звучание группы. Видимо, суровый и скуповатый на музыкальные излишества "Колизей" вполне точно отражает характер находящегося в работе альбома.
Завершился концерт по традиции боевиком "Воля И Разум". "Это похоже на черную мессу", - сообщила, покидая партер, Пушкина. Ну да - Садовая, Антихрист, а если учесть запутанную топографию клуба Б2 - то и пятое измерение впридачу.
Жизнь продолжается. Группа вполне жизнеспособна и действительно выглядит посвежевшей. От той тщательно скрываемой вымученности, которая преследовала Арию на концертах и в студии последние годы, не осталось и следа. Как, впрочем, и в другой половинке ансамбля. Кстати, никаких существенных противоречий между поклонниками группы тоже не возникло. Многие из пришедших на выступление Арии были облачены в майки и балахоны с символикой сольного проекта Кипелова. Как и предполагал еще в далеком 1995 году Холстинин, "была одна хорошая группа, а будут две". Почему бы и нет?.."
Настя Бахметьева: "А-ри-я! А-ри-я! - скандировали в зале фанаты, многим из которых удалось отхватить призовую и раритетнейшую майку с надписью Я угадал новый состав группы Ария. Всего таких ясновидцев, принявших участие в конкурсе, по приблизительным подсчетам Дубинина набралось 90 человек, а одному из везунчиков в качестве главного приза всучили аж целый карманный компьютер!
После раздачи слонов и традиционно томительной паузы начался долгожданный концерт. Арийцы решили рубить сплеча, сразу же выдав для затравки новый и отличный боевичок Патриот. К сожалению, вокал Артура Беркута с первого раза не удалось оценить по достоинству, за что отдельное спасибо ответственному за звук. Правда, ко второй песне Мы раскачаем этот мир ситуация практически наладилась, и все с облегчением смогли констатировать, что старые и новые музыканты группы играть не разучились, да и заливающийся соловьем Беркут вполне смог заменить казавшегося незаменимым Кипелова. Артур сумел так ловко вписаться в коллектив и спеть в традиционном арийском ключе, что казалось, он поет в группе со дня ее основания!
Да и Беркут шоумен еще тот! Так что Ария со сменой вокалистов не только ничего не потеряла, а даже и кое-что приобрела. К примеру, с дикцией у Беркута, как оказалось, все обстоит гораздо лучше, чем у Кипелыча. Также были исполнены Колизей, Небо тебя найдет, Антихрист, Обман, Штиль, Улица Роз, Воля и Разум. Кстати, старые песни, которые уже много лет вызывали у меня нехорошие ощущения в организме, в беркутовском прочтении обрели новое очарование и даже показались неким откровением, так что хотелось завопить: Ай да Беркут, ай да сукин сын!.
Хорошо показал себя и другой новичок и новый секс-символ Сергей Попов, которого все хорошо помнят по группе Мастер, а вот Макс Удалов отчего-то закомплексовал и весь концерт держался крайне неуверенно -стоит надеется, что это временное явление. Но даже, несмотря на некоторые промахи, эксперимент удался на все сто. Ария обрела второе дыхание, которого, хочется надеяться, хватит еще на десяток хороших альбомов".

13 декабря Ария выступила в Москве на фестивале «Пятница, 13», а 28 февраля нового 2003 группа сыграла первый полноценный сольный концерт в том же клубе Б2.

Ведущий канала, имевший удовольствие видеть первые выступления шестого состава группы в Москве, помнит о них следующее:

«О концерте я узнал по Интернету «под мостом» в Люберцах: «Чтобы отдохнуть от работы в студии и «сменить обстановку» музыканты группы АРИЯ приняли предложение «Б2» выступить на сцене клуба»… За билетами ездили специально, обстановка в клубе сразу понравилась: уютно, в том же доме, что и «нехорошая квартира» Булгакова, потом немного обмыли это дело.
Перед самим концертом прошла встреча на Маяковской и посещение со спиртом булгаковского подъезда с квартирой номер 50. Сфотографировались, выпили, уставшие жильцы просили нас об одном: «Только не курите».
Из песен были 2 новые, которые очень порадовали: Патриот и Крещение огнем (исполнялась впервые), хорошо были представлены Химера и классические хиты (Герой асфальта, Баллада о древнерусском воине, Раскачаем этот мир, Улица роз и Воля и разум на прощанье). Удивил кавер на Deep Purрlе – Maybe I`m Leo, а с самого любимого, на тот момент, Генератора Зла была только Обман.
Игра и вокал—великолепны, атмосфера, поведение арийцев—захватывающее и натуральное, словно я попал в 80-е. Беркут на глазах у всех поцеловал и вернул фото группы, протянутые ему Татьяной.
После концерта удалось на минуту прорваться за кулисы и увидеть стоящего там Дубинина – невысокого, но крепкого, как… дуб, и немного выпившего, и даже через открытую дверь—Холстинина, общающегося с журналистами. Ну а потом нас невежливо попросили, и мы подались до Маяковки, где выяснилось, что метро ходит уже только до Речного, так что мы доехали до Сокола, и оттуда добрались до Тани «на тачке», причем в машине я кричал, что хоть сейчас вступлю в фан-клуб.
Ночью мы с Андрюхой даже немного погуляли и попели Зомби и другие песни у «чернобыльского» дома, которые в ту пору как раз сносились в Танином районе, а на следующий день было продолжение со спиртом, анализом концерта и исполнением песен с Химеры».

Ранее ведущий делился своими размышлениями об истории 5-го и 6-го составов Арии в публикации «Последний закат».

Сам Артур о своих первых концертах в Арии вспоминает следующим образом: «Волновался, конечно волновался. И вот, когда пришло время первого концерта, как мы отрепетировали эту программу, в Твери, я честно говоря побаивался. Мне говорят: «Ты берегись – сейчас полетит в тебя, все, что может полететь …». Ничего не полетело, все было нормально. Ну, думаю, ладно, на втором точно полетит. Второй концерт прошёл – прекрасно все, отлично. Потом, третий, четвертый…»

Незадолго до выхода альбома, пути Арии и Кипелова пересеклись: обе группы приняли участие в фестивале «Чартова дюжина». Оба коллектива были просто «разведены» по времени, и не пересекались друг с другом за кулисами.

Снятый в апреле клип на песню «Колизей» с участием фанатов группы получился очень символическим и, по нашему мнению, стал лучшей видео-работой за всю историю группы. По воспоминаниям музыкантов, менеджером группы Сергеем Шуняевым в съемки клипа было вложено большое количество сил и средств.

Уже в процессе работы Арии над новым альбомом, друг за другом в свет вышли целых четыре релиза, связанных с группой.

Настоящий обзор посвящен 20-летию девятого студийного альбома группы Ария, получившему название «Крещение огнем».-7

Так, в ноябре 2002 вышел сборник редких песен «Штиль» - о нем уже упоминалось. В это день новый состав Арии провел свою первую автограф-сессию.

"В поисках новой жертвы...": кассетное издание
"В поисках новой жертвы...": кассетное издание

Также, в феврале 2003 лейблом Classic Company была издана аудио-версия грандиозного концерта в Лужниках от 1 декабря 2001 года.

Интересные факты: в этом релизе треки расположены не в том порядке, в котором исполнялись на концерте (песни «Герой и асфальта» и «Следуй за мной» стоят не на «своих местах», а песня «Грязь» вообще исключена).
В процессе сведения Владимир Холстинин и Виталий Дубинин обнаружили, что в песне «Вампир» голос Кипелова звучит недостаточно хорошо. По этой причине Валерию Александровичу, уже после расставания с группой, пришлось встретиться с музыкантами и перепеть данную песню. Символично, что сам релиз получил название по строчке из этой песни – «В поисках новой жертвы…».
обложка сборника
обложка сборника

Немного в стороне стоит изданный лейблом Moroz Records второй сборник лучших песен группы в серии «Легенды русского рока», куда в числе прочего вошла новая на тот момент песня «Колизей».

Наконец, тогда же Ария выпустила представляющий собой относительный интерес сборник «Миссия», куда были включены как песни с нового альбома, так и концертные записи и перезаписанные в студии старые песни группы.

обложка сборника
обложка сборника

Несмотря на периодические концерты, большую часть времени музыканты упорно трудились над новым альбомом, который был окончательно готов и сведен весной.

Долгожданный альбом, получивший название «Крещение огнем», вышел на лейбле Мистерия звука 29 мая. До его выхода, песни «Патриот», «Колизей» и заглавная композиция, уже вовсю уже игрались на концертах.

Стилистически альбом выдержан в стиле традиционного heavy metal, однако кардинальная смена состава заметно изменило звучание альбома, вследствие чего «Крещение огнем» мало похож как на «Химеру», так и на остальные релизы 5-го состава. Появление в группе «олдового» гитариста, намного более техничного ударника, и менее лирично-распевного, чем Кипелов, вокалиста, заметно утяжелило и ускорило музыку Арии. Не выходя за рамки стиля, «арийцы» зазвучали намного тяжелее и агрессивнее, а открывающая альбом «Патриот» и песня «Твой новый мир» и вовсе приближают иногда звучание группы вплотную к thrash metal.

В трек-лист альбома включено девять песен. Оригинальная версия альбома звучит 51 минуту.

Открывающая альбом «Патриот» представляет собой забойный боевик, выполненный на грани angry heavy/thrash. За сочной барабанной сбивкой Удалова и пронзительным криком Беркута следует жесткая и напористая песня – идеальное начало для «арийского» альбома.

Песня предсказуемо стала открывашкой в туре в поддержку альбома. Позже, на некоторых концертах, она предварялась барабанным соло Максима Удалова (например, на легендарной «Пляске ада»).

Интересный факт: считается, что эта песня похожа на песню Primal Fear «Angel in Black».

Также, на первых концертах в декабре 2002 песня исполнялась с текстом, довольно сильно отличающимся от окончательной версии.

О лирике к песне Холстинин говорил следующее:
«Грянул «Норд-Ост», и песня писалась в тот самый момент, когда все вокруг рухнуло одновременно. Поэтому она и получилась такая жесткая. Такое количество жертв в центре Москвы меня просто ошеломило. У меня дочка собиралась пойти на спектакль, но чудом взяла билеты на другой день. А дочка нашего друга там погибла… Это такая трагедия, которая затронула нас всех. Теракт случился не где-то там, а конкретно у нас, и есть знакомые, которые там пострадали. В качестве отклика на эти события я написал «Патриота». Рита прониклась и написала такой довольно жесткий текст».
Интересный факт: по воспоминаниям Холстинина, демо-версии песен «Патриот» и «Колизей» он показывал Кипелову еще в бытность его пребывания в группе.

Далее следуют несколько песен, по праву вошедших в золотой фонд группы.

Заглавная песня альбома выполнена в лучших традициях группы. Загадочное, почти «шаманское» вступление с чудесной мандолиной Холстинина (на этом инструменте в рамках Арии он играл, к сожалению, единственный раз), сменяется забойным и агрессивным боевиком с жутковатым текстом на тему языческих войн, и олдскульным припевом, выполненным в духе классики heavy metal. К тому же, песня содержит чудесную соло работу гитаристов.

Концертное исполнение этой песни на концерте в Лужниках осенью 2003, позже вышедшем на DVD, стал очередным клипом группы, причем монтаж к клипу песни отличается от съемки песни для DVD.

Основной хит альбома, и настоящий гимн Арии «эпохи Беркута» – это, конечно, «Колизей». Мощный metal боевик, вобравший в себя всю философию группы, к которому Александр Елин умудрился написать лучший текст за всю свою карьеру, красочно пересказав сюжет знаменитого фильма «Гладиатор».

«Палач» получился очередным грандиозным epic от группы, ничуть не слабее таких монстров как например «Баллада о древнерусском воине», или «Кровь за кровь». Красивые оркестровки, гениальная лирика Пушкиной, основанной на одноименной повести Пера Лагерквиста, вокал Беркута и гениальное развитее композиторской мысли Холстинина – все в этой песне является признаком рукотворного шедевра русскоязычного heavy metal.

«Твой новый мир» является, пожалуй, самой тяжелой песней за всю историю группы, находясь на грани с thrash. Несмотря на свою тяжесть и злободневный текст, после своих гениальных предшественников песня не особо запоминается и выглядит слишком простой. В отличие от большинства песен с альбома, она игралась на концертах лишь изредка.

«Там высоко» является, по нашему мнению, одной из лучших баллад за всю историю группы. Это вкрадчивая, эмоциональная композиция с прекрасным философским текстом и великолепными вокальными партиями Артура.

Интересный факт: это единственная песня альбома, в тексте которой не встречается слово «кровь».

На концертах той эпохи Беркут первое время исполнял ее, беря в руки акустическую гитару. Позже его фирменным номером стало исполнение этой песни a capella, аккомпанируя самому себе на синтезаторе.

Аудио-версию такого номера можно обнаружить на сингле «Чужой», который увидел свет в 2006. Также, в 2004, песня, по совету Сергея Шуняева, была перезаписана в акустической версии для выхода очередного сборника. Именно для такой версии пенсии сыном Виталия Дубинина был нарисован интересный анимационный клип.

О создании песни ее автор позже вспоминал следующее: «Хотелось сделать как мне казалось что-то в стиле ирландской или английской баллады. Чтобы это начиналось без каких-либо вступлений. Мне казалось, что будет достаточно свежо. У меня была заготовка, которую мы потом отдали Рите без каких-либо предварительных идей. Но как часто бывает помимо идей, которых она предлагала всплыло словосочетание, из которого родился текст. Она достаточно быстро его написала».

В 2010 году песня была перезаписана еще раз – на сей раз Артур ее спел дуэтом с вокалисткой Мельницы, Хелависой. В такой же версии она была сыграна на юбилейном концерте группы в Москве в 2010.

Четвертая песня авторства Холстинина (кстати, именно «Крещение огнем» - альбом-рекорд для Владимира по количеству сочиненных песен для Арии в одиночку), «Белый флаг», к сожалению, стоит признать неудачной песней альбома. В общей канве пластинки песня смотрится неуместно, и на фоне агрессивного heavy выполнена, скорее, в стиле второсортного hard rock с простым, плакатным текстом Елина. Песня изредка игралась на концертах, вплоть до выхода следующего альбома.

"Битва", дебютная песня Попова в составе Арии, получилась к сожалению, также достаточно маловразумительной: психоделическое intro, музыка без изысков, простой клишированный текст про войну с инопланетным злом, малоинтересная работа гитаристов.

Интересный факт: именно intro, о котором было сказано выше, представил на Нашем радио за несколько недель до выхода альбома ее ведущий тех лет Михаил Козырев, добавив, что побывал в студии, где ведется работа над альбомом, и то, что он услышал, находится очень далеко от того, как должна звучать Ария. Конечно, мало кто поверил, что Ария записывает психоделический альбом, но в те дни это добавило интриги для тех, кто с интересом ожидал полноценный продукт от нового состава группы.
Сам же Попов о своем композиторском дебюте в Арии вспоминал так: «Ко мне подошел Володя Холстинин и сказал, что раз в группе появился новый гитарист, то в альбоме должна появится его песня. Для меня это было полной неожиданностью, поскольку ничего готового на тот момент у меня не было. Я в срочном порядке сел и буквально за неделю написал эту песню, а Пушкина достаточно быстро написала текст».

Завершает альбом мрачно-мистическая «Бал у князя тьмы». В музыкальном плане, песня продолжает развивать среднетемповые аранжировки «Ворона» с предыдущего альбома. В лирике Пушкина вновь обращается к излюбленному Булгакову, рисуя жутковатую картину полуночного майского бала у Воланда. Получилось эффектно и зловеще – отличный выбор для финала первого альбома возрожденной группы.

Мнения фанатов об альбоме предсказуемо разделились – огромная часть поклонников в не желало принимать группу без Кипелова, часть же хвалило музыкантов за новый, современный саунд и наличие отличных песен. Более того, нам очень часто доводилось встречать мнение, что «Крещение огнем» - последний «настоящий альбом» Арии, а все последующее творчество гораздо слабее, в том числе более сильный, на наш взгляд, «Армагеддон».

Faceless, Darkside.ru: "Я всегда удивлялся, каким образом Арии на протяжении всей карьеры удавалось, не изменяя особо стиль своей музыки, выдавать на каждом новом альбоме что-то свежее, новое, хитовое, и не утонуть в самоплагиате. Конечно, некоторые альбомы мне нравятся больше, некоторые меньше, но мне думается, откровенно провальных альбомов у Арии нет.
Ну а с выходом “Крещения огнем” уважения к Холстинину и Дубинину стало вдвое больше, чем ранее. Ведь, несмотря на большие катаклизмы и уход троих из пяти участников группы, этим двоим, не только удалось сохранить Арию и набрать новый полноценный состав, но и быстро выпустить хороший альбом.
Оказывается, Кипелов не был таким уж незаменимым! Артур Беркут — отличный вокалист, его голос идеально вписался в музыку Арии, и во время прослушивания альбома никакой особой тоски по Кипелову и сожалений о его уходе не возникает, а именно этого, очевидно, нужно было опасаться прежде всего, ведь Кипелов, как ни крути, супер-вокалист. Попов и Удалов тоже работают на “отлично”.
Музыка в целом осталась по стилистике той же, но чувствуется и что-то новое в звучании, чего не было на предыдущих альбомах. 2 композиции (“Колизей” и “Палач”) тянут на шедевры, “Патриот”, “Крещение огнём”, “Там высоко”, “Бал у князя тьмы” — просто хорошие песни. И, пускай этот альбом не затмевает собой 2 моих самых любимых шедевра Арии (“Кровь за кровь” и “Игра с огнём”), но он, безусловно, является хорошей и достойной работой».
Darkrider, Darkside.ru: "Возможно, подобную рецензию могли написать поклонники самой первой Арии после ухода Грановского сотоварищи - у Арии изменилось тогда все - звук, тексты, мелодии и пр. Возможно, сейчас Ария также меняется, приобретая новую аудиторию, которая будет ее любить также как мое поколение любило Арию времен "Ночь короче дня" и "Генератор Зла". Поэтому, не претендуя на объективность, выскажусь абсолютно субъективно, как представитель того самого поколения.
Альбом отвратителен. Я даже не говорю, что исчезла вся присущая Арии искренность, на 95 % принадлежавшая голосу Кипелова - та самая искренность, которая заставляла нас в свое время рыдать под "Возьми мое сердце" и бесноваться под "Грязь", "Герой Асфальта", "Следуй за мной!". Даже вполне неплохая с мелодической точки зрения "Там высоко" без этой очаровательной хрипотцы теряет практически всю свою ценность.
Беркут - весьма неплохой вокалист. Но не гений, каким был Кипелов. Хочу сразу предупредить обвинения в свой адрес от разных музыкантов в однобокой оценке - только с точки зрения вокала. Но Ария - та Ария, которую я любил - это на 80 % вокалист. Я сомневаюсь, что с этим кто-то захочет спорить.
Теперь музыка. Как тут кто - то уже выражался, все более - менее неплохие моменты, включая басовую линию, некоторые соло и риффы, явно позаимствованы у Мэйденов времен Fear Of the Dark и X - factor. Все что не позаимствовано - это тихий ужас, наполненный черт знает чем пополам с рамштайном.
Про тексты даже говорить не буду - какой - то горячечный бред в "Патриоте" и научно - популярное грузилово "Битвы" - это нечто. По совокупности музыки и текстов более - менее можно слушать "Там высоко", "Колизей", "Крещение Огнем" и изолированно соло в "Бале у Князя Тьмы". В общем, жуть".

По словам Владимира Холстинина, песни «Мессия» и «Чужой», увидевшие свет на следующем номерном альбоме группы спустя три с лишним года, существовали в черновом варианте на момент записи альбома, а первую песню даже пытались записать на сессиях, но в итоге отложили ее выпуск на несколько лет. (Музыканты даже сообщали, что для альбома записывается именно 10 песен).

Можно с уверенностью сказать, что в творческом плане обновленная Ария с первого дня образования была на несколько голов выше ВИА Кипелов. В то время, как большая часть поклонников Арии перестало ходить на концерты группы, и усиленно поддерживала сольный проект Валерия Александровича (и такая расстановка сил сохранилась до сих пор), Ария с самого начала взяла курс на выпуск боеспособного музыкального продукта на мировом уровне, а не на бесконечные гастроли с хитами.

По нашему мнению, «Крещение огнем» несмотря на некоторые недостатки, получился намного более сильной и выразительной работой, чем последовавшие только спустя два года запоздалые и вымученные «Реки времен».

Несмотря на это, огромная часть поклонников Кипелова упорно не воспринимало Беркута в качестве вокалиста группы, что привело к многочисленным нападкам на группу и лично Артура. Напряжение, связанное с данной ситуацией, послужило группе сильной мотивацией для дальнейшего творчества, но в то же время ореол неприятия многими шестого состава группы сопровождал группу все девять лет его существования.

Сравнивая звучание «Крещения огнем» с предшественниками, можно сделать интересный вывод: альбом словно «забыл» трех предшественников, созданных 5-м составом, с их относительно мягким звуком и радио-форматным трендом, и как будто возвращает нас во времена классической «асфальтово-огненно-кровавой» трилогии. В этом - его достоинство и новаторство, но и в этом же - его недостаток.
Достоинство состоит в том, что там, где плодоносный творческий горизонт оказался исчерпан, группа не стала топтаться на месте, а пошла дальше, «перезагрузилась» полностью: в составе, звуке, подходах. Недостаток также не менее очевиден: классический материал в позднем периоде обойти невозможно, и, не достигнув ни уровня классики, ни уровня коммерческой узнаваемости, в свое время обеспечившей группе возрождение из упадка первой половины 1990-х, а также плотной ассоциации с Кипеловым, Ария ограничила восприятие альбома и свое влияние на аудиторию.

Тем временем, 18 ноября 2003 года в ДС Лужники состоялась грандиозная презентация альбома. Несмотря на то, что новый состав группы успел на тот момент дать в Москве полноценные концерты (из них два, 6 и 7 июня в ДК МАИ – уже после выхода альбома), именно этот концерт анонсировался как пафосное театрализованное представление под чутким руководством продюсера группы Юрия Соколова.

Поскольку состав группы на тот момент существовал всего год, а арийская публика только привыкала к новому составу, нужно отметить, что данный концерт получился немного неровным, и по мощи и драйву уступающим, как каноническому «Сделано в России», так и последующей «Пляске ада». Кроме того, очевидными недостатками этой презентации являются включение в сет-лист песни «Ангельская пыль» - одной из немногих песен группы, в которой вокал Беркута очевидно проигрывал Валерию Кипелову, а также странные световые решения концерта, и полное отсутствие в сете раннего материала группы.

Но исполнение новых песен, сумасшедшая отдача нового фронтмена группы и действительно сильные шоу-эффекты, все же сделали этот концерт почти образцовым DVD, которое стоит оценить всем поклонникам тяжелой рок-музыки.

Помимо прекрасного исполнения песен с нового альбома, особенно стоит отметить необычное исполнение песни «Осколок льда», которое содержит интересные импровизации.

постер фестваля
постер фестваля

За месяц до презентации у группы состоялся необычный концерт – в том же дворце спорта группа выступила на фестивале с незатейливым названием RokFest, в котором участвовали несколько именитых иностранных групп – Helloween, Masterplan и Paradise Lost. Организатор концерта, и по совместительству спонсор группы Сергей Шуняев, предложил идею использовать англоязычную программу, что было логично, учитывая хороший уровень английского нового вокалиста группы. В результате этого на протяжении получасового выступления Беркут пел на английском языке, в том числе песни «Патриот» и «Битва» с нового альбома. Особенно удалась «Битва» - блеклый вариант песни на альбоме, в концертном воплощении, благодаря энергетике группы, и сочным комментариям Артура, превратило песню в мощный power metal боевик.

Кроме того, именно шестым составом была заведена традиция проводить так называемые «Новогодние утренники». Идея была простая: в канун нового года в ДК МАИ группа играла новогодние концерты, большая часть которого состояла из шуточных номеров (вроде вставка песни «Ехал Грека через реку…» в песню «Антихрист») или известных застольных песен вроде «В лесу родилась елочка…» или «Бременские музыканты». Многие поклонники отнесись к этой идее прохладно, однако часть публики эти выступления полюбила, и они стали своеобразным фирменным и отличительным знаком последнего состава Арии. Последний такой концерт был сыгран в 2010.

«Живой огонь», фильм-концерт и концертный альбом по итогам презентации в Лужниках, вышел в 2004.

обложка альбома
обложка альбома

Также, в 2004 вышел сборник лирических баллад «Беспечный ангел», куда и включили акустическую версию песни «Там высоко».

обложка сборника
обложка сборника

Тур в поддержку «Крещения огнем» остался в истории Арии яркой и незабываемой страницей, и окончился концертом 20 августа в московском клубе Точка.

Вообще, изучая описываемый период Арии, можно заметить, что в те годы группы была здоровым и сплоченным организмом - со здоровым гастрольным юмором, чувством взаимодействия на сцене и теплой дружеской атмосферой в коллективе (музыкантов можно было заметить то прогуливающимися по городу, по посещающими спортзал, то донорами, сдающими кровь).

Ария, 6-й созыв: на гастролях
Ария, 6-й созыв: на гастролях

Ну а дальше в истории группы наступило время 20-летия и подготовки нового альбома.

После распада 6-го состава «Крещение огнем» долгое время был недоступен для прослушивания на цифровых площадках, и даже с неизвестными целями подвергнут некрофилии проектом Дубинина/Пушкиной.
Однако, в настоящее время споры между Артуром Беркутом и псевдо-Арией улажены, и теперь мы можем наслаждаться оригинальными записями 6-го состава онлайн совершенно легитимно.

В 2022, в рамках переиздания каталога Арии, «Крещение огнем» был переиздан на двойной виниловой пластинке. Обложка осталась оригинальной, а в трек-лист были добавлены версии композиций «Антихрист» и «Обман» с сингла «Колизей».

постер
постер
В ретроспективе всего творчества группы, «Крещение огнем» остается одним из интереснейших и краеугольных альбомов группы. После серьезных потрясений, Арии удалось записать альбом аутентичный, уверенный и яркий.
Что-то подсказывает нам, что он будет цениться, а этот период в истории группы вспоминаться поклонниками тяжелой рок-музыки, еще очень долго.