Найти тему
РОКЛЯ

Рок-фейки (часть 1)

Яндекс-картинки
Яндекс-картинки

Ставшее популярным в разговорном обиходе слово "фейк" (от англ. fake - ложный, поддельный, не настоящий) можно уверенно применять в мире рок-музыки.

Так например, в конце 70-х по США разъезжали 3 коллектива, называвшие себя Steepenwolf. Некоторые из них затем участвовали в проекте, который вошел в историю как "фальшивые Deep Purple", которому на нашем канале был посвящен отдельный двухчастный обзор.

А уж о количестве подделок перестроечной эпохи, когда по стране ездили несколько "Ласковых маев", до сих пор слагаются легенды...

Ниже приводится краткая справка о деятельности некоторых проектов, которые мы считаем подделками, не соответствующими оригиналу. В конце концов, мы подумали, что даже если Роджер Уотерс считает альбомы Pink Floyd, записанные без него, "подделкой", почему мы не можем иметь своего мнения насчет недоброкачественных заменителей на рок-сцене?

Внимание!
Просим учесть уважаемых читателей канала:
во-первых, не имея соответствующей юридической подготовки и необходимых материалов и документов, мы почти не вдаемся в юридические основания их деятельности,
во-вторых, выражаем исключительно свое собственное, субъективное мнение, с которым можно соглашаться или не соглашаться, и не имеем никакого желания обидеть тех, для кого данные проекты являются любимыми, ценными, значимыми и важными.

далее: базовый материал Андрей Кочанов, кроме пункта №3

Для лучшего понимания изложенного далее следует ознакомиться с моей классификацией рок-коллективов, по признаку принципа их создания и функционирования, на две группы: супергруппы и сольные проекты.

Супергруппы представляют собой объединение полноправных в творческом отношении музыкантов. Общий творческий потенциал супергрупп ощутимо выше, чем суммарный потенциал их составляющих по отдельности (что обычно хорошо видно по сольным проектам их участников). Супегруппы могут продолжать функционирование после замены их участников (конечно, при условии адекватной замены). У супергрупп обычно есть лидер/отец-основатель (или несколько основателей), но это не дает ему (им) права единолично заменять участников коллектива, менять его стиль, подходы к работе и т.п. Кроме того, иногда коллектив продолжает функционировать и без него (них). Примеры супергрупп: Deep Purple, Iron Maiden, Led Zeppelin, Black Sabbath, Pink Floyd, Beatles, Rammstein, Rolling Stones, Paradise Lost, Judas Priest.

Сольные проекты создаются одним музыкантом - автором названия, большинства композиций, и, как правило, фронтмэном. Решения о коллективной и художественной составляющей проекта принимаются им единолично, состав, кроме него самого, может меняться полностью и многократно, также, как и стиль и второстепенные элементы, проект может приостанавливать и восстанавливать работу исключительно по его прихоти. Представить себе работу сольного проекта без его создателя невозможно. Примеры сольных проектов: Кипелов, Blaze, ДДТ, Rainbow, Центр, Легион, Tiamat, Сплин, Killers, Bruce Dickinson, Черный кофе.

Можно также привести примеры перехода статуса исполнителей из супергрупп в сольные проекты. Так случилось, например, с группой Мастер, которая начинала как супергруппа, но быстро превратилась в сольный проект Алика Грановского. Примерно тоже самое можно сказать о ленинградском составе ДДТ. После ухода музыкантов из Lake of Tears, похоже, что новый альбом, над которым работает Даниэль Бреннар, будет его сольным проектом под старой вывеской.

Также, есть коллективы с неясным статусом, несущие признаки и того, и другого типа. В качестве примера приведу Nautius Pompilius, в котором всегда работали яркие самодостатчоные музыканты, оказывающие существенное влияние на общий вектор и результат работы группы, но представить себе группу без Бутусова не получается - тем более, решение о роспуске коллектива было принято и воплощено именно им. Золотой состав Мумий тролля невозможно представить без Ильи Лагутенко - как невозможно его представить без Юрия Цалера. С его распадом Мумий тролль, увы, наверное все же стал сольным проектом Ильи Игоревича - а точнее, одним из них.

Разобрав такую классификацию, легче себе представить себе рок-фейк. С сольными проектами это просто: без своего естественного содержания прежняя вывеска становится неадекватна. С супергруппами сложнее: они могут менять и состав, и стиль, и даже превратиться в сольный проект.

Итак, вот рейтинг четырех рок-фейков, с которыми мы столкнулись в 2010-х годах, в порядке возрастания.

4. Псевдо-АРИЯ (годы активности: 2011 - н.вр.)

Арию я впервые услышал в 1997, на втором курсе института, и это был замечательный сборник "Легенды русского рока". Эти песни поразили меня сразу: глубокие героические и лирические тексты Маргариты Пушикной, насыщенная яркими аранжировками динамичная музыка, харизматичный вокал Валерия Кипелова.

Очень жаль теперь, что в свое время мной не была проявлена должная воля, и увидел я самый, наверное, успешный и плодотворный 5-й состав (Холстинин - Кипелов - Дубинин - Терентьев -Манякин) только в 2001, зато 2 раза: в ДК МАИ с программой "Все что было... вслед ушедшему веку", и в Лужниках с презентацией альбома "Химера".

Ария, 5-й состав (1995 - 2002)
Ария, 5-й состав (1995 - 2002)

После ухода музыкантов, составивших костяк группы Кипелов, я воспринял 6-й состав Арии с Сергеем Поповым, Максимом Удаловым и Артуром Беркутом, сразу и бесповоротно.

Виталий Дубинин, 2003: "В настоящий момент Артур, пожалуй, единственный человек на нашей сцене, способный исполнить "арийские" песни".

Немало раз видел я его на сцене, и немало радости доставили мне эти концерты и записи этого периода.

Ария, 6-й состав (2002 - 2011)
Ария, 6-й состав (2002 - 2011)

Очень печально было узнать в 2011 о неожиданном изгнании Артура и заменой его Михаилом Житняковым. "Состав" этот я не принял, и не принимаю до сих пор.

На сцене я видел его один раз, летом 2016 в Зеленом театре, только чтобы увидеть Круиз, и услышать замечательную песню "Бесы". Что сказать? Было очень смешно и очень грустно одновременно, но все мои доводы я подтвердил на практике.

Ария, "7-й состав" (с 2011)
Ария, "7-й состав" (с 2011)

Итак, возникают 3 вопроса:

1. Имеет ли право нынешний "состав" Арии так называться?

2. Ария - супергруппа или сольный проект?

3. В чем причина моего непринятия нынешнего"состава"?

Мои размышления:

1. Насколько я помню, до ухода Валерия Кипелова, название "Ария" принадлежало ему, Владимиру Холстинину и Виталию Дубинину.

В "эпоху Беркута", в 2008, когда на официальном сайте Арии была форма для общения с музыкантами, я задавал Виталию Алексеевичу, в числе прочего, вопрос: кому теперь принадлежит название? Он ответил, что ему и Владимиру Холстинину.

Таким образом, этот вопрос ясен: с юридической точки зрения, Ария - это Холстинин и Дубинин. Кого бы они не взяли в группу, под этой вывеской они будут "Арией".

2. В первых шести составах Ария представляла собой классический пример супергруппы. Такие музыканты, как Алик Грановский, Андрей Большаков, Кирилл Покровский, Сергей Маврин, Артур Беркут и другие бывшие участники группы, не только обладали сценической харизмой, большим композиторским талантом и желанием творить, но и создали свои, более или менее успешные, проекты: Мастер, Маврин, Артерия, Кипелов, Беркут.

3. И, наконец, самый интересный вопрос: почему же, по моему мнению, нынешняя "Ария" - не Ария?

Внимательный читатель, конечно, спросит: в Deep Purple, Iron Maiden, Judas Priest и других группах не раз менялись не только музыканты, но и вокалисты, и при этом группы оставались результативными супергруппами с большим потенциалом - что же не так с "Арией"?

Увы, с нынешним "составом" не так все. Прежде всего, сразу скажу: я не испытываю к Михаилу Житнякову никаких негативных эмоций. Судя по его интервью и общению с поклонниками, это умный и интеллигентный человек, а судя по его записям, это хороший вокалист.

Да, в супергруппах менялись музыканты, но эти изменения пришлись на период экспериментов, на кризис среднего возраста - примерно с 30 до 40 лет. Когда в Iron Maiden вернулся Брюс Дикинсон, а в Deep Purple Йен Гиллан, музыкантам было чуть за 40 - здесь же отцы Арии решили омолодиться, когда им было уже хорошо за 50. Поздновато, мягко говоря, "искать себя" и новый музыкальный фарватер в таком возрасте. Это выглядит так же нелепо, как Вадим Курылев в 50 лет вдруг решил играть панк-рок (почти 2 десятка лет до этого занимаясь вполне комфортной музыкой с ДДТ), или тот же Юрий Шевчук, когда ему перевалило за полтинник, вдруг решил окунуться в политическую борьбу.

Далее, в супергруппы приходили новые музыканты и певцы, но это были люди одного поколения, сверстники, выросшие на одой музыке и прошедшие закалку примерно одними и теми же условиями. Михаил же Егорович Житняков моложе носителей названия "Ария" на 20 (!) лет, и вырос совсем в другой стране и на другой музыке.

Музыканты одного поколения являются носителями одних ценностей. Музыканты Арии видели все: запреты на рок-музыку, бешеную популярность в перестройку, замершую творческую жизнь в начале 90-х, клубную жизнь 90-х и 2000-х, но при этом музыка для них всегда оставалась главным явлением в жизни. С Михаилом Житняковым совсем не так: он работал в сырьевой отрасли, имея хорошую должность и зарплату, а музыка была для него только хобби. Не получи он приглашения в Арию, думаю, его первая группа Гран-Кураж так и осталась бы достоянием небольших фестивалей в небольших клубах. Музыканты Арии, несмотря на наличие собственных взглядов, никогда не состояли в политических партиях и не участвовали в политических акциях - а вот Михаил Житняков был членом "Единой России" и до сих пор открыто симпатизирует действующей власти.

Таким образом, в данном случае замена носила неадекватный характер, а просто Виталий Дубинин и Маргарита Пушкина решили показать свой нрав и сделать Арии "прививку ботекса" в виде молодого, голубоглазого и широкоплечего блондина Михаила Житнякова. Трудно сказать, какую цель они преследовали - популярность и продаваемость группы с тех пор выросла вряд ли, девушек на концерты их проекта ломится не больше, чем раньше, а вот сомнительности группе это прибавило.

В супергруппе невозможен и неуместен подход, когда вокалисты меняются как перчатки, когда музыканты - просто разменная карта, да еще в таком-то возрасте. И когда Владимир Холститнин говорит о своем детище такие вещи, когда, казалось бы, жизненный опыт уже должен научить его мудрости, что "нам довелось работать в двумя вокалистами, а может будет третий, четвертый...", то кажется, что он потерял творческую ориентацию и чутье на правильные шаги в развитии группы, которые до этого ему так изящно удавались.

А если не верите, что он это говорил, вот, пожалуйста:

Почему это стало возможным - у меня есть отдельная версия, которую я излагаю ниже курсивом, которую утомившийся читатель может пропустить.

Кратко она выглядит так: вместо Владимира Холститнина, в силу ряда причин, ключевые решения в группе стал принимать Виталий Дубинин.
Начало событий, приведший к такому смещению центра тяжести внутри группы, относится в концу 90-х. Именно на альбоме "Генератор Зла" Владимир Холстинин в последний раз как композитор работал вместе с Маргаритой Пушкиной - над песней "Замкнутый круг".
В конце 2000 года, в начале работы над альбомом "Химера", Владимир работал при создании песен с поэтом Александром Елиным, а с Пушкиной как композитор сочинял песни исключительно Виталий Дубинин. В "эпоху Беркута" и далее сотрудничество Владимира Холстинина и Маргариты Пушкиной имело место, но уже носило эпизодический характер.
Сама Маргарита Анатольевна, к которой я отношусь с огромным уважением и благодарностью, и которую считаю одним из лучших русскоязычных поэтов, в 2000-х активизировалась в плане своих творческих проектов и стала издавать пластинки с приглашением целого сонма музыкантов. Одним из таких музыкантов стал Михаил Житняков, который приглянулся Маргарите Анатольевне.
Одновременно, в конце 2000-х у Владимира Холстинина начались серьезные проблемы со здоровьем. Дело дошло до операции, а его вклад в альбом "Через все времена" (2014) минимален.
Так, центр тяжести и творческого развития группы незаметно с тандема Холстинин - Дубинин сместился на тандем Дубинин-Пушкина, который и совершил главную ошибку за всю историю Арии: под надуманным предлогом оформил изгнание Артура Беркута из группы и пригласил на место вокалиста Михаила Житнякова.

В самом деле, адепты нынешнего "состава" Арии, вы спрашивали себя: а почему же выгнали Беркута? Автор и идейный вдохновитель этого "переворота" Дубинин говорит об этом какую-то ерунду, что "у Беркута не было заметно прогресса в плане вокала" и "для нового материала нам понадобился вокалист другого плана". Сравнивая альбомы "Крещение огнем" (2003) и "Армагеддон" (2006) лично я вижу колоссальный прогресс в вокальной работе Артура Беркута. Но даже если кто-то не видит этого прогресса, то считать пение Артура на "Армагеддоне" неадекватным просто несерьезно. К тому же, от выхода "Армагеддона" до распада 6-го состава прошло 5 лет, и не замечать полдесятилетия "вокальной деградации" своего солиста было бы странно.

Что же касается "другого материала", но сами музыканты Арии много раз говорили, что исполняют традиционный heavy metal и не собираются экспериментировать и менять стиль. Если взять музыкальную часть альбома "Феникс" (2011), то лично я не вижу никакого нового подхода к его созданию, и, уж тем более, требующего какого-то особенно вокалиста. Наоборот, альбом бы только выиграл и мог бы стать полноценным альбомом Арии, если бы на нем спел или Валерий Кипелов, или Артур Беркут. Нет этой стилистической революции и на следующих пластинках.

Так что, доводы Дубинина просто несерьезны, а других-то и нет...

Не думаю, что во времена лидерства Владимира Холстинина можно было представить себе и ситуацию, когда бы Ария вышла на сцену без него, Кипелова или Маврина. А вот в 2013 так называемая "Ария" выходила на сцену без Владимира Холстинина - и на сцене не было вообще никого, с кем начиналась группа...

Таковы примеры нового подхода к работе группы.

Прочитавший все это сторонник нынешней "Арии", наверное, упрекнет меня, что просто-напросто я симпатизирую Беркуту и, наоборот, мне не симпатичен Житняков.

Это совсем не так. Я принял состав с Беркутом, еще не слыша его, и ничего удивительного здесь нет. Группа Автограф в конце 80-х если и уступала по популярности Арии, то ненамного. Музыканты часто ездили на гастроли вместе и хорошо знали другу друга. С Беркутом работал бывший участник Мастера Сергей Попов, поэтому в 2002, приглашение их в Арию вместе с исконным арийским ударником Максимом Удаловым выглядело естественно и разумно.

Вокалисты такого уровня, как Артур Беркут, обладают своим неповторимым стилем и сценической харизмой. Да, Артур - не копия Валерия Кипелова, но ведь и Ковердэйл и Тернер - не копии Гиллана, Оуэнс - не копия Хэлфорда, а Бэйли - не копия Дикинсона. Приглашая певцов, и вообще музыкантов, именно со своим стилем, супергруппы именно выигрывают, получая в состав свежую творческую кровь, новое сценическое видение и просто хорошую компанию. Да, что-то теряется - но что-то и приходит.

Если давать краткую характеристику Беркута в Арии, то музыка стала жестче и динамичнее, а на сцене вместо лирического Кипелова появился креативный Беркут - в плаще палача, доспехах короля Артура, маске летчика.

А вот с приходом Житнякова "Ария" не приобрела ничего, но потеряла свое лицо и звучание. Повторюсь, Михаил Егорович - хороший певец, но, слушая многочисленных вокалистов Артерии, Маврина, Эпидемии, Amatory и прочей вторичной метал-поросли 2000-х, я понимаю, что любой из них мог бы быть на его месте (а сам он на месте певцов в этих коллективах) - и ничего бы не изменилось. При всем уважении к этим музыкантам, они звучат одинаково и вторично.

Михаил, увы, не обладает ни неповторимой манерой пения, ни какой-либо сценической харизмой - в отличие от своих гениальных предшественников. Да и был принят он в группу на роль сменщика, за которым, может быть, "будут четвертый, пятый..."

Желающие потерять 20 минут своего времени могут посмотреть три видео с этими разными вокалистами, исполняющими песни Арии (причем, своих периодов), и согласятся (или не согласятся) со мной.

Думаю, в конце обзора будет интересно привести мнение ценителей рок-музыки, знакомых с Арией:

Grey Daze (darkside.ru), 2012: "Сижу и плачу. Ария мертва. Думал - первая реакция. Но нет, слушаю ("Live in Studio" - прим. РОКЛЯ) второй день. Ничего, никаких эмоций. Будто не арийский релиз, а очередной трибьют. Боже, у вас уши есть? Абсолютно все композиции не звучат. Одна интонация на 12 песен! Где отчаянная романтика Героя асфальта? Где трагедия отношений Осколка льда? Где кровь и песок Колизея? Где фатализм Неба (которое) тебя найдет? Где коварство Обмана? Где безнадега Ангельской пыли? Та самая, от которой душу разрывало на куски? Увяли розы на улице роз, штиль перешел в легкий бриз, игра с огнем обернулась игрой мальца со спичками. Палач... Ничего не скажу про тянет-не тянет, но интонации, интонации! Боже, я также в классе седьмом "Пророка" Лермонтова декламировал. За что и получил заслуженную пару. Где весь размах композиции - метафизическая трагедия Вселенского масштаба? Где она? Почему похерена вся булгаковская линия? Вместо леденящей душу , монументальной Кровь за кровь - ничего, будто человек не на родном языке поет и просто не понимает, о чем песня. Боже мой, ну какой же это Бал у князя тьмы? Так посиделки в клубе для тех, кому за шестьдесят! Общий вывод: вяло, скучно и неинтересно. Релиз рассчитан в первую очередь на ту аудиторию, что так и не приняла Беркута и для друзей группы Гран-Кураж. Ария теперь напоминает коктейль из Черного кузнеца и Дмитрия Харатьяна".
Всеволод Бородин (darkside.ru), 2014: "Уход Беркута из Арии - это тяжелая потеря и для самого коллектива, и для его поклонников, и одна из роковых ошибок диктаторов группы (я имею в виду Холстинина и Дубинина). Беркут - потрясающий артист; высокопрофессиональный певец и чуткий в художественном отношении человек. Каждую песню он исполнял, тонко чувствуя её настроение: его голос менялся от грубого и хищного в песне-триллере "Раскачаем Этот Мир", до ласкающего и наполненного светлой грустью в балладе "Свет Былой Любви"; от трагически величественного в "Крови Королей" до столь же трагического, но пропитанного чувством безнадежности в "Колизее".
Словом, уход Беркута - это потеря, сравнимая по тяжести с уходом Кипелова. Житняков - хороший, профессиональный певец, но у него нет настоящих "арийских" эмоций, натиска, страсти; нет тех самых "характера орла и поступи тигра" о которых вещает гимн металла "Дай Жару"".
Ozzyfan (mastersland.ru), 2014: "Наказание за то, во, что Холстинин, Дубинин, Попов, Удалов, Житняков превратили Арию, обязательно их найдет. Слушать невозможно. От полного остракизма спасает только логотип "Ария" на обложке. Этот опус ("Live in Studio" - прим. РОКЛЯ), собственно, не заслуживает даже рецензии, не то, чтобы оценки".
Михаил Олегович (mastersland.ru), 2014: "Всё настолько серо и тухло, что караул. Не спасает ни качество записи/сведения, ни новый вокалист, который уже второй альбом ("Через все времена" - прим. РОКЛЯ) не выдает того, чего от него ждут. Что же будет с Арией дальше? Быть может еще один альбом, и хватит? Хотя безусловно, хомячки так и будут хавать всё, что угодно, лишь бы было с эмблемой Арии. Я, к сожалению, человек не пьющий, быть может, альбом лучше слушается, когда напьешься фирменного арийского пиваса, не знаю. На этом пожалуй всё, слушайте качественную музыку, и не идите на компромиссы с кумирами".
Анна Царькова, 2018: "Привалившись вечером на восьмом месяце беременности на диван, я услышала какую-то новую песню. Пел молодой парень, а группа играла традиционный металл, и я спросила: "Это что, какая-то новая команда? Для начинающих звучит неплохо, неужели у нас появилась стоящая группа?". Каково же было мое разочарование, когда оказалось, что это "Ария" с новой песней "Варяг". Очень жаль, что когда-то великая группа настолько утратила свое аутентичное звучание".

Как видно из приведенных комментариев, глубокое сожаление поклонников Арии работой нынешнего "состава" связано не столько с вокальными данными Михаила Житнякова и его личными качествами, сколько с утратой Арией нечто глубинного, то есть своей аутентичности.

Кстати, Артур Беркут был выгнан из Арии прямо во время записи нового альбома. Для него он приготовил песню, которую позже разместил на своем сингле "Право дано" - возможно, лучшей пластинке своей дискографии. Предлагаю послушать эту песню и оценить, какого композитора и певца потеряла Ария.

Так, с распадом 6-го состава, Ария из супергруппы, хоть и имея права на это название, стала сольным проектом Дубинина - Пушкиной, причем проектом в творческом (сценическом, студийном и креативном) отношении довольно слабым, что грустно вдвойне от того, что проект этот претендует на былое величие одной из легенд русскоязычного heavy metal.

P.S. Последняя новость: Ария решила перезаписать альбомы 6-го состава (когда вокалистом был Артур Беркут).

Гость, matersland: " До последнего надеялся, что на такое не пойдут, хотя всё говорит об обратном.
Так вот, товарищи арийцы.
Ваш этот ход, понятный с практической точки зрения (иметь полный бэк-каталог, возможность издания красивой коробки со всеми дисками для фанатов к памятной дате) - обусловлен сугубо личными тараканами лидера группы.
Кратко, почему это плохо:
- запоздалое махание кулаками кулаками после драки. Ответ неуживчивому Беркуту, который перестал устраивать Дуба ещё на Армагеддоне...
- лишняя подпора для "новой" истории Арии, которой вы кормите фанов с две тыщи одиннадцатого...
- это плохо с точки зрения переписывания истории. Этакая антисовковая на заре группа с Рабами Страха, а теперь и с Убить Дракона, против всякого диктата и прочего, ныне сама действует по-советски, в стиле подчистки фотографий при Сталине. Ррраз - и с вождём "неправильной" фигуры уже нет, как и не было. Некрасиво.
- бесконечный гвалт фан-базы на протяжении лет "Беркут лох, хотим Валеру" сыграл свою роль, достучался до адресата, и Дубинин в итоге утвердился дополнительно во мнении, что успех определяет фигура вокалиста, а не сочинение классной музыки... Получили в итоге, что получили. Псевдозакос под Валерия, "с которым когда-то был успех". Этакий карго-культ по арийски.
Зря всё это".

Во второй части статьи нами рассматривается еще три рок-фейка.