Найти в Дзене
РОКЛЯ

Путь на Запад

Оглавление

Данный обзор посвящен русскоязычным рок-исполнителям, в конце 1980-х - начале 1990-х, с тем или иным успехом, пытавшихся занять рок-сцену на Западе (в Европе и США), создавая записи с вокалом на английском языке.

Для обзора отобрано 5 исполнителей. Они приведены с англоязычными названиями, и в убывающем порядке относительно их успеха на Западе.

Gorky Park

Gorky Park в конце 1980-х: классический состав
Gorky Park в конце 1980-х: классический состав

Можно с уверенностью сказать, что секрет успеха основанной в 1987 группы #Парк горького был заложен изначально, так как коллектив с момента основания начал сочинять песни на английском языке. Разумеется, свою роль сыграли и условия так называемой перестройки, вызвавшей интерес к советскому року. После выступления в качестве разогревающей команды на ленинградских концертах Scorpions, в декабре 1988 группа подписывает контракт с фирмой Polygram и отправляется в США.

Вышедший в августе 1989 дебютный, одноименный альбом имел огромный успех, а #Gorky Park стал первой советской группой, вошедшей в американский национальный чарт с альбомом и синглом.

обложка альбома
обложка альбома

Этот альбом и сегодня слушается интересно, представляя собой уверенную смесь #hard/#glam с довольно яркими и необычными аранжировками.

На меня особенное впечатление производит песня "Bang".

Группа успешно гастролирует в США и Европе, и в 1992 выходит второй альбом коллектива, "Moscow Calling".

обложка альбома
обложка альбома

Альбом показал рост группы и звучит не слабее дебютника.

Группа по-прежнему пользуется спросом, однако в коллективе начинаются трения, которые приводят к распаду классического состава и расставанию со Стасом Наминым, в конце 1980-х давшим группе путевку в жизнь. К тому же, на Западе начинает ощутимо проходить интерес к "красной волне".

Записанные в этих условиях следующие два, весьма неплохих альбома, выпущенные в 1996 и 1998, успеха не имели, привели к распаду коллектива и возвращению участников группы на родину.

Николай Носков и Александр Миньков до сих пор продолжают успешную сольную карьеру, исполняя совсем другую музыку. Парк Горького периодически проводят реюнион-выступления, а в 2019 группа даже выпустила новый сингл.

Kruiz

Kruiz в конце 1980-х: формат трио
Kruiz в конце 1980-х: формат трио

Популярная в 1980-х группа #Круиз, выпустив три ранних альбома, к концу 1985 реформировалась в составе трио (Гаина/Васильев/Ефимов). Записанный в таком составе классический альбом коллектива "Круиз-1" (1986), обозначивший выраженный стилистический крен в сторону heavy/#thrash, имел феноменальный успех в СССР, будучи распроданным тиражом более 12 миллионов экземпляров. (По сегодняшним меркам это - 12-кратная "платина". Интересно, давно ли был подобный прецедент в мировой музыке?)

обложка альбома
обложка альбома

Окрыленные успехом, Круиз принялись работать над новой записью, а предложение германских менеджеров о работе за границей встретило трио прямо в процессе записи нового альбома. Именно поэтому альбом, который впоследствии был издан под названием "Железный рок", получился неоконченным, а записанный уже в Германии англоязычный альбом "Kruiz" - это, по сути, та же запись, но с англоязычными текстами.

Поначалу Kruiz были встречены западной публикой (в Европе, а затем и в США) хорошо. Альбом, несмотря на несколько спорный вокал Валерия #Гаины, хорошо продавался, а гастроли проходили с большим успехом - группа зарекомендовала себя отличным концертирующим коллективом.

Однако, несмотря на успех, внутри коллектива начались трения, да и интерес к "красной волне" пошел на спад, и новый альбом, "Culture Shok als.", представивший более сложный материал, так и остался неоконченным, а издан был гораздо позднее.

обложка неоконченного альбома
обложка неоконченного альбома

После распада этой формации Круиза в 1990, Сергей Ефимов вернулся на родину, Федор Васильев записывался с целым рядом коллективов, в том числе с Черным кофе (см. ниже), а Валерий Гаина окончательно перебрался в США, основав свой новый проект.

Бывшие участники Круиза, Григорий Безуглый и Александр Монин, в 1992 решили возобновить работу группы, но это уже история позднего периода группы.

И все же, Круиз в составе трио воссоединились на радость поклонникам, выступив в 2016 в Зеленом театре Парка Горького и в Крокус сити холле. (Кстати, зарегистрированный в Германии Валерием Гаиной товарный знак "Kruiz" - в противовес традиционному английскому написанию, "Cruise", сыграл позже свою роль в спорах за название группы).

Master

Master в 1991
Master в 1991

Начало пути группы #мастер, основанной в 1987, на Запад относится к 1988, когда коллектив посетил с гастролями Польшу и Бельгию.

Первые гастроли по Бельгии растянулись на 3 года. Здесь же был сочинен весь материал для третьего студийного альбома "Talk of the Devil", который по причине банкротства принимающей фирмы был записан в Москве и вышел только в 1992.

Альбом представляет собой thrash с явным налетом extereme metal, находившемся в те годы на пике.

обложка альбома
обложка альбома

В 1993 состав группы обновился, и Master записывает свой второй и последний англоязычный альбом, "Maniac Party" (1994), представивший несколько более сложный материал с чуть более мягким звучанием.

обложка альбома
обложка альбома

Еще одни заграничные гастроли Мастера состоялись во Франции в 1997.

С завершением освоения западной сцены, уходом вокалиста Михаила Серышева и возвращением к текстам на русском языке, из сетов Мастера ушли и песни англоязычного периода.

Поклонники постоянно спрашивали музыкантов о песнях с англоязычных альбомов. В ответ неизменно можно было услышать, что сейчас их исполнение неактуально, да и английский понимают очень немногие.

Зато, благодаря концертным альбомам "Live" (1995) и "The Best. Концерт в Москве" (1997), можно услышать, как звучал "смешанноязычный" Мастер на сцене в 1990-х.

обложка альбома "The Best. Концерт в Москве" (1997)
обложка альбома "The Best. Концерт в Москве" (1997)

И тем не менее, разговоры и вопросы об англоязычном периоде продолжались, и на юбилейном концерте в 2017, посвященном 30-летию группы, Мастер включил в большой юбилейный сет 3 англоязычные песни.

Black Coffee

"Вольному - воля", четвертый студийный альбом московской группы #Черный кофе, вышел на виниловых пластинках в январе 1990. Запись получилась очень сильной, и альбом до сих пор почитается поклонниками группы, как культовый и последний в классической трилогии "ЧК-86" - "Переступи порог" - "Вольному - воля".

Альбому ранее был посвящен обзор "Ностальгия". Из него можно узнать, что, несмотря на высокую художественную ценность альбома, много с ним гастролировать Черному кофе не пришлось: сказались как наступившие времена постперестроечной неопределенности со спадом интереса к рок-музыке, так и сложные отношения в группе.

Летом 1990 из состава, который презентовал в январе новый альбом, остался один Дмитрий Варшавский. Этот период как раз совпал с предложениями о зарубежных гастролях, и пригласив в Черный кофе сооснователя группы, басиста Федора Васильева, и ударника Андрея Шатуновского, трио выехало в США, где состоялись первые англоязычные записи Черного кофе и съемки клипа на песню "Golden Lady".

В 1990-1991 Черный кофе ждали гастроли по Швеции, а в июне 1991 в США вышел англоязычный альбом группы "Golden Lady", записывать который трио Варшавского/Васильева/Шатуновского помогали Валерий Гаина и Константин Веретенников.

обложка альбома
обложка альбома

Этот 30-минутный альбом представляет собой бодрый hard/glam с простыми навязчивыми мелодиями и довольно сомнительным вокалом Варшавского.

Кроме самой "Golden Lady", не уступающей, на мой взгляд, русскоязычному оригиналу, интересна композиция "Moving Down the Road", являющаяся ничем иным, как ранней версией песни "Пьяная Луна".

Несмотря на громкое имя группы, съемку клипа на песню "Shaking Baby", а также звучание и обложку, явно рассчитанные на американскую аудиторию, успеха этот альбом не имел. Я думаю, что причиной этого является не только уже наметившийся тогда спад интереса к "красной волне", но и само качество материала, который, конечно, интересен, но явно уступает в аутентичности и тонкости предыдущим пластинкам Черного кофе, больше напоминая стиль AC/DC и Cinderella.

Черный кофе в 1992 сделали еще одну запись, которая выйдет только в 1996 под названием "Леди Осень", а затем пропали из поля зрения почти на три года. Только в конце 1994 коллектив вернулся к гастролям, а в 1995 Дмитрий Варшавский начал работу над новым циклом, который получит название "Пьяная Луна".

Обзор альбома "Пьяная Луна" сделан в публикации "Черный кофе со вкусом 90-х".

В 2001 альбом "Golden Lady" был переиздан на CD с оригинальной обложкой, но с другим трек-листом (нет интро, песни расположены в другом порядке, добавлены их русскоязычные версии).

Сегодня, когда "Golden Lady" исполнилось 30 лет, Черный кофе предпочитают о нем не вспоминать. Есть ли сегодня шансы услышать песни англоязычного периода на концертах группы? В 2019 я задал этот вопрос в письме концертному директору Черного кофе (с 2003) Олегу Язовскому, на что он ответил, что группа «песни на заказ на кассовых концертах не исполняет» (делайте выводы, поклонники группы...).

Legion

Legion в 1992-1994
Legion в 1992-1994

Московская группа #легион могла бы, как и ее коллеги по тяжелой сцене, начать свой путь на Запад в 1987, когда стала лауреатом Фестиваля надежд, состоявшемся в феврале в московском ДК Горбунова. Второе место, которое заняла группа по итогам фестиваля, давало Легиону право на иновещание в странах Скандинавии. Преисполнившись гордости за порученное дело, группа с энтузиазмом записала три песни для заслуженного радиовещания, а скандинавы, еще не насытившиеся "красной волной", пригласили группу на гастроли.

К сожалению, именно этот успех сыграл с классическим составом Легиона злую шутку. Неожиданно трое из пяти его участников, потребовали у Алексея Булгакова сменить манеру пения на более агрессивную, а когда тот отказался, объявили ему об увольнении и принялись искать для группы нового певца. Так классическая формация группы прекратила свое существование, а Алексей Булгаков даже некоторое время пел в другой группе.

В конце 1987 Алексей Булгаков и основатель группы Олег Царев решили возродить Легион, для чего набрали новый состав и принялись активно гастролировать. В 1989 распался и этот состав, а Алексей Булгаков, присоединившись к группе Сердечный привет, представил свою версию Легиона.

Этот "промежуточный" состав даже сделал запись демо "Последний шаг" (о нем упоминается в обзоре "Так хотят небожители"), но к осени тоже распался. Алексей Булгаков, оставшись вдвоем с басистом Олегом Троскиным, приглашают в Легион гитариста Сергея Салкина и ударника Карима Суворова.

Legion в 1991
Legion в 1991

Именно в этом составе Legion создает первую, довольно наивную, англоязычную запись группы, которая, за неимением названия, так и осталась в истории как "Demo 1991". Впрочем, ознакомившись именно с этой демо-записью, одна из международных фирм обещала Легиону промоцию на Западе, но тут случились августовские события 1991, и все прежние договоренности пошли прахом. Вслед за обвальным августом распался и этот состав группы...

И все же, Алексей Булгаков решил не сдаваться обстоятельствам, и продолжить движение в выбранном новом направлении. Познакомившись с гитаристом Дмитрием Хавиным, Алексей сочинил новый цикл песен, который стилистически находился весьма далеко от того, чем Легион занимался до этого.

И пусть гитарист не завершил своей работы, Алексей Булгаков знакомится с басистом Станиславом Козловым (который играет в группе Легион до сих пор), ударником Константином Федотовым и гитаристом Юрием Крюковым. Именно этот состав во второй половине 1992 записывает англоязычный альбом Легиона, "Knights of Cross" (1994).

обложка альбома
обложка альбома

Выхода альбома пришлось ждать больше года - система выпуска альбомов в середине 1990-х явно стагнировала, но Легион дождались его выхода и принялись с энтузиазмом представлять новый материал на своих клубных концертах.

В 1994 у Легиона уже была готова "Second Creation", новая, и довольно интересная, англоязычная демо-запись, демонстрирующая, на мой взгляд, дальнейший прогресс группы. Но в конце года Алексей Булгаков был приглашен в качестве вокалиста в группу Ария, и этот состав распался.

После того, как в Арию вернулся Валерий Кипелов, Алексей Булгаков и Станислав Козлов решили возобновить работу Легиона. Они пригласили гитариста Вячеслава Молчанова и ударника Дмитрия Кривенкова, а после знакомства с поэтом Джамлатом Миканбой, Легион вернулся к песням с текстами на русском языке.

Первым альбомом после англоязычного периода стала пластинка "Дай мне имя" (1996). Обзор этого альбома сделан в публикации "Полон волшебства...".

Пусть "Knights of Cross" звучал со сцены всего пару лет, никогда не выходил на CD, а вместо ударных на нем звучит драм-машина, пусть он не был оценен не только западными, но и, по большому счету, отечественными поклонниками тяжелых стилей, и ныне является почти забытым альбомом самой группой, да и ее поклонниками, эта 35-минутная пластинка, несомненно, представляет собой интерес уже хотя бы как свидетельство своего времени, а также результат уверенных экспериментов от зрелых музыкантов (кстати, с моим мнением согласен гитарист Сергей Салкин, вернувшийся в Легион в 2016).

Несмотря на разный уровень популярности, интересно сравнивать историю Черного кофе и Легиона, удивляясь при этом, сколько же у них общего.
Обе группы основаны в 1979, обе в 1986 записали классическими составами свои знаковые альбомы. У обоих пик популярности пришелся на 1987-1988, также, как и почти полная безвестность в начале 1990-х.
Обе в начале 1990-х записали по англоязычному альбому, которые никому особенно не пригодились и ныне забыты. Обе в конце 1990-х вернулись к активной деятельности, чтобы в 2000-х пережить второй творческий подъем.
В 2010-х обе группы переживают творческий спад (впрочем, Легион, благодаря возвращению гитариста Сергея Салкина - в меньшей степени). Посмотрим, что ждет эти творческие коллективы и нас в 2020-х...

В заключение обзора приводятся результаты опроса, проходившего на канале РОКЛЯ.

результаты опроса
результаты опроса

Анализируя результаты опроса, мне кажется, что оценки, данные таким проектам, как Gorky Park, Master и Legion, вполне заслужены, а вот результаты голосования по Kruiz и Black Coffee носят как бы смешанный характер, учитывающий несомненные достижения этих исполнителей до англоязычного периода.

В заключение хотелось бы немного порассуждать об итогах западной экспансии "красной волны".
Вряд ли кто-то будет спорить, что, по большому счету, прорыв отечественных рок-исполнителей на Запад закончился неудачей. Приходится констатировать, что внимание к ним на рубежом было больше связано с интересом к "красной волне" в период перестройки, который с ее окончанием также сошел на нет.
Возможно также, что в славянском менталитете есть что-то, что не дало рок-группам "с Востока" интегрироваться в мировой рок-шоу-бизнес.
И еще одно интересное замечание: все исполнители, о которых шла речь в обзоре, а также группы E.S.T. и Черный обелиск, о создании которыми англоязычных записей упоминали уважаемые комментаторы - из Москвы. Это вновь актуализирует давний спор о сакральных различиях ленинградского и московского Рока.

И все же, пусть попытка англоязычной экспансии советских рок-исполнителей давно позади, их англоязычные записи и по сей день остаются поводом для интересного ностальгического путешествия.