Найти тему
РОКЛЯ

Это Армагеддон

Оглавление
"Еще не пали на землю звезды небесные
Еще не пришел день гнева Сидящего на престоле
Но тьма давно прокралась в сердца и души человеческие
Наполнила их ядом ненависти и зависти
Спела хвалебные гимны их глупым амбициям...
И век за веком брат убивает брата, а дети – родивших их
Войны ради призраков Веры, Свободы и Справедливости
Не дают земле остыть от пламени грабежей, насилия, невежества...
Что есть Зло? Что есть Добро?
Что есть Вера истинная и непогрешимая?
И где начинается Свет?
Ответ знает лишь Всадник на белом коне, что ждет нас у самого края
А имя тому всаднику – Смерть
Еще не пали вниз звезды небесные
Нет начала, нет конца истории
Но близок час, когда Солнце и Луна померкнут
А Звезды потеряет блеск свой
И грянет последняя битва, в которой нет победителей
И имя которой – Армагеддон"
Оригинальная обложка альбома
Оригинальная обложка альбома

15 сентября 2021 исполняется 15 лет десятому студийному альбому группы Ария под названием "Армагеддон" (2006).

"Армагеддон" - третий и последний альбом Арии в 2000-х, второй и последний студийный альбом 6-го состава группы, а для меня, он также - последний, и при этом лучший альбом группы.

Отношение к этой записи у поклонников группы до сих пор очень разное. Поэтому в данном обзоре будет интересно рассмотреть предысторию создания этой замечательной пластинки, историю ее записи, провести разбор треков с комментариями, и краткое описание событий, последовавших за ее выходом.

"Армагеддон" записывал тот же, 6-й состав Арии (2002 - 2011), что и предыдущий альбом "Крещение огнем" (2003): Владимир Холстинин/Виталий Дубинин/Максим Удалов/Артур Беркут/Сергей Попов. После "Крещения огнем" последовали тур в его поддержку, и юбилейные выступления, посвященные 20-летию коллектива.

Ария, 6-й созыв (2002 - 2011): Артур Беркут, Максим Удалов, Виталий Дубинин, Сергей Попов, Владимир Холстинин
Ария, 6-й созыв (2002 - 2011): Артур Беркут, Максим Удалов, Виталий Дубинин, Сергей Попов, Владимир Холстинин

1. Арии - 20!

Тур в поддержку альбома "Крещение огнем" закончился в августе 2004 концертом в московском клубе Точка, а 2005 стал для Арии юбилейным - исполнилось 20 лет с момента основания группы. Он был отмечен двумя важными направлениями в работе: подготовкой юбилейных концертов и разработкой нового материала.

Летом появился ролик с репортажем из студии, в котором Ария репетирует новую песню. Как оказалось, это первая версия "Кровь королей".

24 сентября Ария была гостем программы Воздух на Нашем радио, которая вышла довольно интересной.

Ну а главное событие года состоялось, конечно, 8 октября во Дворце спорта Лужники, где состоялось юбилейное шоу. Кроме текущего состава группы, на сцену выходили Сергей Маврин со своей группой, группа Мастер, Алик Грановский, Андрей Большаков, Кирилл Покровский, Маргарита Пушкина... в общем, все, кто возможно, кроме бывшего вокалиста Валерия Кипелова, который, как поведала Маргарита Пушкина, передавшая публике привет от певца, "как верный солдат своего менеджмента, выступает сегодня в городе Орле".

Афиша юбилейного концерта 8 октября 2005
Афиша юбилейного концерта 8 октября 2005

Также, в октябре в магазине Союз на Пятницкой улице (ныне не существует), состоялась автограф-сессия группы.

7 января 2006 в Р-клубе (ныне не существует) Ария дала специальный концерт, посвященный 10-летию первого концерта 5-го состава (он состоялся в этом клубе в октябре 1995, в его первом помещении на Дубровке).

Группа выступала бодро и была горячо принята поклонниками, но я пришел на концерт с предчувствием, что ничего особенного в этот вечер не будет - и действительно, сет-лист составляли одни хиты.

Похоже на то, что песни "Волонтер" и "Воля и разум" в тот вечер 6-й состав исполнил вообще в последний раз. Также в тот вечер, да и то, только в составе попурри, я слышал от Арии "Ангельскую пыль"...

Билет на концерт 7 января 2006
Билет на концерт 7 января 2006

В феврале Ария дала специальный концерт в ДК МАИ, посвященный 20-летию после первого концерта группы. Он начался не совсем обычно: перед выступлением к публике вышел основатель группы и автор ее названия Владимир Холстинин, и сказал, что поскольку за 20 лет в составе группы сохранился только он, а концерт посвящен 20-летию первого концерта группы, которая тогда впервые появилась на публике и исполнила несколько своих песен, которые до этого никто не слышал со сцены, то и сегодня Ария начнет с песни, которую никто еще до этого на концерте не слышал. Так на концерте была впервые исполнена "Чужой".

"Чужой", сингл к новому альбому Арии, вышел ровно за 3 месяца до выхода "Армагеддона" - 15 июня, и содержал 3 трека.

Обложка сингла
Обложка сингла

1. Чужой (В. Холстинин - М. Пушкина)

Текст этой мрачной, интригующей песни, с явным влиянием alternative metal, основан на фантастической повести "Урочный час" ("Zero Hour") Рэя Бредбери.

Владимир Холстинин: "У Брэдбери это мое любимое произведение. Там описан захват инопланетянами (или какими-то еще фантастическими тварями) земли. Ни больше, ни меньше… Случилось это из-за беспечности взрослых и их легкомысленному отношению к жизни".
Маргарита Пушкина: "...Это – песня-состояние, песня-триллер, отражающая боязнь неизвестного зла. Логика здесь примерно та же, что и в фильмах ужасов, когда происходит что-то непостижимое, после чего у персонажей образуется некая фобия, страх перед неизведанным злом. А уж дальше наполнить этот смысл конкретными реалиями сможет каждый".

2. Там высоко (концертная версия) (В. Дубинин - М. Пушкина)

Артур Беркут на выступлениях Арии при исполнении песни "Там высоко" с альбома "Крещение огнем" (2003) быстро отошел от канонической версии песни, и стал исполнять ее, аккомпанируя себе на синтезаторе (который гордо величал "гранд-пиано"). Концертная клавишная версия "Там высоко" вышла настолько убедительной, что ее решили издать на сингле.

Сергей Попов: "Клавишный вариант "Там высоко" с концерта в Лужниках примечателен тем, что он не редактировался и не переписывался. Мы долго думали над тем, как еще можно в жестких рамках концерта оживить песни, когда уже есть и тяжелые гитары, и акустический блок. В итоге пришли к такой вот идее. В истории нашей группы до этого еще не было, чтобы вокалист давал этакого Элтона Джона (смеется). Вышло на удивление органично. В таком амплуа Артур и отлично смотрится, и прекрасно владеет инструментом. Мне кажется, номер удачный".

3. Воля и разум (20 лет спустя) (А. Большаков - А. Елин)

Поначалу перезапись песни со второго альбома группы, "С кем ты?" (1986), может показаться странным выбором, ведь Владимир Холстинин и Виталий Дубинин откровенно этот альбом недолюбливают, да и после 2006 Ария эту песню больше не исполняла.

Дело в том, что постановщиком юбилейного концертного шоу в 2005 был Юрий Соколов, отвечавший за разработку крупных выступлений Арии. С его подачи было решено сделать ретроспективную программу, одним из "гвоздей" которой должна была стать специальная версия "Воли и разума".

И действительно, немеркнущая популярность этого плакатного хита, призванного в далеком 1986 помочь преодолеть Арии цензурные препоны, не поддается логическому объяснению. Кто бы ни исполнял Волю и разум – Ария, Мастер или Кипелов – зал неизменно "стоит на ушах". История о тысячеглавом убийце-драконе, который изначально символизировал ядерное оружие, породила массу кавер-весрий, подражаний и даже пародий. Вот и обновленная Ария тоже решила к своему 20-летию превратить "Волю и разум" в гимн нескольких поколений рок-музыкантов.

Об альбоме "С кем ты?" упоминается в обзоре "Еще три юбилея".

Владимир Холстинин: "Когда нам стукнуло 20 лет, мы стали выбирать наиболее знаковую свою песню для перезаписи. Могли бы остановиться на "Герое асфальта" или "Улице Роз", но решили взять "Волю и разум", потому что с причастными к ее созданию музыкантами мы в свое время расстались не очень хорошо. Мы подумали, что, может быть, эта песня станет жестом примирения со всеми бывшими участниками".
Виталий Дубинин: "С подачи Соколова мы решили пригласить на запись "Воли и разума" российских рок-музыкантов. Но не тех, кто, условно говоря, является ортодоксальными металлистами (да таких, собственно, и не было на тот момент), а тех, благодаря кому песню смогут взять на радио. Остановились на ведущих представителях русского рока – Юрии Шевчуке, Константине Кинчеве, Вячеславе Бутусове, Вадиме и Глебе Самойловых. А на "Воле и разуме" остановились, чтобы показать, что история Арии не прерывалась и что мы остались в прекрасных отношениях со всеми. Получили добро от автора песни Андрея Большакова, он же вызвался и сыграть. Сережа Попов предложил ему в студии немного изменить рифф. Андрей сначала немного напрягся, но в итоге его послушал".
Владимир Холстинин: "На нашу безумную идею позвать на запись не причастных к Арии музыкантов все откликнулись с энтузиазмом. Даже Вячеслав Бутусов нашел время приехать к нам на студию между самолетами, хотя был простужен. А братья Самойловы вообще не репетировали, потому что прекрасно знали "Волю и разум" уже заранее. Встали к микрофону – да как дали вдвоем! Записали все с первого дубля. Всегда тепло относился к Агате Кристи, но тут зауважал их еще больше!"
Виталий Дубинин: "С Кинчевым, Самойловыми и Бутусовым особых проблем не было. А для разговора с Юрием Шевчуком мы с Юрием Соколовым специально отправились в Питер. Встретились, Юрий сказал, что слышал такую песню. У меня уже была минусовка, я уже знал, что и где он будет петь. К тому времени, во-первых, Беркут спел "Волю и разум" целиком, во-вторых, записали вокальные партии Самойловых, Кинчева и Бутусова. Я сказал Шевчуку, какие ему надо спеть строчки, и он все записал быстро и круто. А сводили уже все здесь, в Москве".
Владимир Холстинин: "...Как истинный борец за справедливость, Юрий Юлианович очень проникновенно произносит строчку: "Любому чудищу смерть". Второй куплет о приближении войны Константин Кинчев ... поет взволнованно и грозно. Истошные Вадим и Глеб Самойлов громче всех кричат в припеве. Меланхоличный Вячеслав Бутусов, напротив, как бы нехотя и устало произносит: "Он копит силы, лениво ждет". Каждый гость получил именно тот участок песни, с которым мог справиться лучше всего. Результат – первое место в Чартовой дюжине, так что поставленная Арией задача прорваться на радио была выполнена.
Осенью 2005-го на концерте в честь 20-летия Арии в Лужниках играли и бывшие музыканты группы Алик Грановский, Андрей Большаков и Сергей Маврин. Валерия Кипелова тоже звали, но, сославшись на плотный гастрольный график, он отказался".
Виталий Дубинин: "Концерт в честь нашего 20-летия мы даже сняли. На DVD он, правда, так и не вышел, потому что качество полученного материала нас не устроило. Но могу сказать, что на концерте было много примечательного. Впервые на нашем выступлении Юрий Соколов применил "сетчатые экраны", на которых транслировались разные психоделические черно-белые картины.
А три песни мы сыграли с оркестром Глобалис. Помню, объявили мы Алика Грановского. Он вышел, сыграл в песне "Встань, страх преодолей" [Виталий ошибается - эта песня на 20-летии группы не исполнялась - прим. РОКЛЯ]. Следом шла "Тореро". Тут у Грановского вдруг отрубается бас, и я, стоя за сценой, начинаю играть за него вступление. Алик удивился, но бас-гитара у него быстро включилась, и он продолжил".

К моменту выхода сингла уже наметилась тенденция к спаду тиражей CD, и от сингловой практики большинство групп к тому времени стало отходить.

Виталий Дубинин: "Тут вообще не было никакой коммерческой подоплеки. Это, скорее, бонус, промо-акция. Сингл наш интересен самым верным фанатам, не более того".

Презентация сингла «Чужой» прошла 30 июня в ДК МАИ, как уже упоминалось - знаковом для Арии зале.

Кроме "Чужого", на этом концерте еще одним превью к будущей пластинке стала "Мессия". Эти песни объединяет одно: они остались в виде черновиков со времен "Крещения огнем", и были доработаны для новой записи.

Афиша концерта-презентации сингла "Чужой" 30 июня 2006
Афиша концерта-презентации сингла "Чужой" 30 июня 2006

23 июля Ария вновь выступила в программе Воздух Нашего радио.

2. День Армагеддона

"Армагеддон" вышел на лейбле CD Maximum 15 сентября 2006.

В этот день в том же, важном в музыкальной жизни 2000-х, магазине Союз на Пятницкой улице состоялась автограф-сессия группы, прошедшая при большом эмоциональном подъеме со стороны поклонников, который ныне является большой редкостью.

Отстояв значительную очередь, мы с удовольствием получили автографы 6-го состава (я также воплотил давнее желание получить автографы на обложку сингла "Колизей" (2002)), сфотографировались с музыкантами, и отправились по домам слушать новый альбом.

Прежде всего, обращало на себя просто шикарное оформление альбома: цветовая гамма, шрифты, фотографии, изображения огня потрясали с первого взгляда.

С первого раза поразил и альбом. Обычно новые альбомы "расслушиваешь", на их оценку нужно время, и еще больше времени нужно на то, чтобы понять, правильны ли были первые впечатления и первая оценка пластинки. Здесь же любовь была с первого взгляда - такова она и по сей день.

Афиша автограф-сессии
Афиша автограф-сессии

На альбоме представлено 10 треков.

1. Последний закат (В. Холстинин - И. Лобанов)

Песня "Последний закат", один из лучших боевиков Арии, посвящена гипотетической Третьей мировой, ядерной войне.

Также, "Армагеддон" - это второй альбом группы, где нет песни, одноименной названию альбома, но в первой песне альбома, "Последний закат", звучат слова "Это Армагеддон!".
(Первый такой альбом — "Генератор Зла" (1998), в котором в открывающей песне "Смотри", в строке: «Наш ум — генератор Зла», звучит название альбома).
До этого слово "Армагеддон" уже встречалось в тексте песни "Это - рок!" с дебютного альбома "Мания величия" (1985). То есть, слово "Армагеддон" встречается в текстах первого и последнего альбомов Арии.

Альбом открывается ключевой для альбома песней, в которой крах всего сущего описан предельно динамично и образно, на максимальном надрыве. Она продолжает традицию таких апокалиптичных песен, как "На службе силы зла", и "Смотри", конец света здесь подан как прямой результат ядерной катастрофы. Религиозный подтекст также присутствует: отчаянный клич "Боже, где ты?" произносится как бы слишком поздно, потому уже ничего не способен изменить.

"Последний закат" является предметом особой гордости автора ее музыки Владимира Холстинина, который признавался, что вряд ли уже когда-нибудь напишет такую забойную песню в быстром темпе.

Владимир Холстинин: "Песня "Последний закат" мне очень дорога, потому что нестандартна. Она достаточно сложна по форме, я так никогда раньше не делал. Попробовал поставить эксперимент – и мне понравился результат. Редко бывает, когда свои песни нравятся. Обычно в глаза бросаются одни недостатки, а достоинства с годами кажутся все менее значительными.

Текст песни Игорь Лобанов написал на излюбленную мной тему столкновения двух цивилизаций – христианской и мусульманской. "Живое Солнце или мертвая Луна" – это именно о них. Предлагаю послушать эту песню еще и с такой точки зрения. Елена Чудинова в романе "Мечеть Парижской Богоматери" очень на многое раскрыла мне в этом плане глаза. Роман, может, в чем-то по-женски и наивный, но в нем есть много любопытных размышлений о том, как христианство сдает свои позиции. В общем, ни много ни мало, дело идет к столкновению двух цивилизаций, которое приведет в итоге к Третьей мировой войне, и все закончится для нас трагически. В романе сказано, что как только у мусульман появится ядерная бомба, они ее наверняка используют".

Игорь Лобанов: "Работа над текстом шла непросто. Но, оглянувшись назад, я вспоминаю, что никаких сомнений в вопросе писать или не писать у меня не было. Я прямо хотел (смеется).
"Последний закат" – это не то чтобы самый сложный текст по написанию, но он отнял у меня много времени, так как надо было понять, что именно хочет Володя, и я, как мне кажется, написал где-то в районе 15 припевов, из которых пять-шесть ну точно были приличными… Ключевой фразой, после которой Володя сказал «оно!», стало: "В чудо верить никогда не поздно"".
Рыцарь-храмовник Владимир Холстинин
Рыцарь-храмовник Владимир Холстинин

2. Меченый Злом (С. Попов - Н. Кокорева)

Вторая песня альбома также относится к одной из лучших композиций не только "Армагеддона", но и Арии вообще. Ее сила, прежде всего, в аранжировке: интригующее вступление, шквал тяжелых гитарных риффов, легко переходящий в "парящие" акустические проигрыши, яркая кульминизация песни.

Отдельного упоминания заслуживает лирика недавно оставившей нас поэтессы Нины Корокоевой, наиболее известной по работе с группой Мастер (где ее и приметил автор музыки Сергей Попов). В отличие от более прямолинейной, "мужской" (но от этого не менее образной) лирики Маргариты Пушкиной, текст "Меченого Злом" многозначен и витиеват. Кто же этот лирической герой песни с клеймом - отчаявшийся мститель, наемник, Каин, или ветеран еще одной забытой войны с навсегда искалеченной душой? Ответа на этот вопрос нет, каждый ищет его сам...

Думаю, не будет слишком сильным утверждать, что "Меченый Злом" - самый существенный композиторский вклад Сергея Попова в Арию.

Сергей Попов: ""Меченный Злом" — это как раз тот случай, когда все предложенное мною для песни пошло в итоге на запись, и особой правки со стороны коллектива не было. Причем там есть повторяющийся гитарный рефрен, который Виталику на репетиции показался слишком однообразным. Тем не менее, песня была хорошо встречена и в таком виде.
Идея текста принадлежит Нине Кокоревой. Мне всегда нравился ее слог, хорошо к тому же поющийся. В каждой песне в идеале
должно быть несколько слоев смысла, которые со временем должны
раскрываться по-новому. О "Меченном Злом" фанаты порою говорили, что песня посвящена чуть ли не Михаилу Горбачеву (смеется)".

Нина Кокорева: "Я села и сочинила историю про Двух воинов. Так что в тексте два персонажа. Рассказ назывался "Хранитель". Мне кажется, что это несколько смещает акценты".

3. Страж империи (В. Дубинин - М. Пушкина)

Отличный, динамичный и напряженный боевик, впервые для Арии поднимающий тему камикадзе. Ну а само название песни, ее динамика и текст перекликаются с другой песне о защитниках отечества, "1100".

Перед песней звучит тревожное вступление, в котором знакомый группы, японец Томохиро Такасина, произносит фразу, которую можно перевести как "От имени нашего стомиллионного народа я желаю вам успеха в вашей миссии!"

Виталий Дубинин: "Одна из недооцененных песен альбома. Возможно, что-то в ней не так со сведением или аранжировкой. Там все время присутствует остинатная гитарная партия, из-за которой постоянно немного ускользает гармония. Я-то слышу, как должно быть, но, возможно, это ощущают не все.
Текст про камикадзе достаточно интересный. Родился он у Риты не сразу, было несколько вариантов. Что касается Артура Беркута, то добиться от него необходимой здесь распевности было непросто…
Во вступлении говорит наш японский друг и поклонник Арии Томохиро Такасина. В Москве он жил и работал десять лет, женился на девушке из России, приглашал нас на свадьбу. На концерте Судный день Томохиро познакомился с нашим техником Олегом Лычагиным, когда спрыгнул с трибун в партер и попал прямиком к милиционерам. Олег его спас…
Я предложил Томохиро: неплохо было бы сделать такое напутствие перед отправлением японских летчиков в бой, как в фильме "Перл Харбор". Он сделал, но на записи тембр получился слишком мальчишеским. Томохиро возразил, что японцы говорят именно так, а мы просто чуть-чуть снизили на этой фразе скорость, и получилось в самый раз".
Маргарита Пушкина:
"...Больше по душе мне был вариант о падших ангелах с лицами старых солдат, которые бродят по земле среди обычных людей, мечтая лишь об одном – вернуться домой, на небо, после исторической битвы трехсот дней и ночей.
Однако Виталий весьма прохладно отнесся к моему предложению, этот вечный сюжет его не заинтересовал. И вот тогда, перебрав еще массу "военных" вариантов, мы и остановились на камикадзе. Опять же – летчики хоть и японские, но историю их жертвенности во имя императора и империи никто не отменял. К тому же, где-то в конце 80-х – в начале 90-х Владимир поделился с нами одним из своих любимых в те дни образов: самурайский меч на полу кабины самолета. Куда же мы без Владимира Петровича и его кругозора! Пробил час озвучить и этот образ:
"Меч самурая с тобою,
Сердце и разум чисты".
Страж Империи Максим Удалов
Страж Империи Максим Удалов

4. Новый крестовый поход (В. Дубинин - М. Пушкина)

Очень яркая песня, при этом несколько не характерная, как мне кажется, для Арии, в которой обыгрывается тревожный, жесткий гитарный рифф.

Текст Маргариты Пушкиной повествует о священной миссии рыцарей-храмовников по защите Святой Земли, но мне с самого первого прослушивания в нем слышатся отсылки к судьбе самой группы, ведь после ухода Валерия Кипелова споры на тему "Где же настоящая Ария?" так и не утихли:

"Бой нескончаем, кто побеждает? -
Мы? Или все же они?"

Хотя религиозная тема является для Арии ключевой, в таком ключе текст в песне Арии также встречается впервые. Как утверждает Википедия, поэтесса, интересующаяся историей крестовых походов, идею текста вынашивала довольно давно.

Виталий Дубинин: "Сделан «Новый крестовый поход» в размере 6/8, я считаю, такие песни должны быть на альбоме. Мелодия, правда, достаточно традиционная, но мне казалось, что мы так жестко ее играем, поэтому должна получиться вполне себе такая метал-песня".
Маргарита Пушкина: "Самой недооцененной песней альбома (из тех, что с моими текстами) стал "Новый крестовый поход", хотя она и содержала все необходимые элементы хеви-лексикона и "тяжелого сюжета".
В финале песни звучали слова, перекликавшиеся со сказанным в "Патриоте", звучал своеобразный призыв к миру, страдающему в наше время от беспощадности исламских террористов: "Чья возьмет верх? Чья вера?" И ставился вопрос: "Кто побеждает? Мы или они? Цивилизация Запада или Восток, рассветный зверь, потомки Саладина?" Ответ повис в воздухе. Песню не поняли. Возможно, мы переоценили важность темы для аудитории. Надо было выбирать что-то другое. Но подстраиваться под частушки-страшилки уже как-то стыдно".

5. Мессия (В. Холстинин - И. Лобанов)

Композиция, первая из двух оставшихся в виде черновика после работы над альбомом "Крещение огнем", и явно продолжающая тематику его заглавной песни.

Пожалуй, это единственная проходная, или, по крайней мере, весьма странная, песня на альбоме, с дерганым ритмом в духе alternetive metal. В ней есть интересные моменты, но прямолинейная аранжировка и текст в духе предыдущей пластинки, слабый и местами странный текст (со строчками вроде "Деревья не бегут, а умирают стоя", или "Он не всесилен, только блеск в глазах"), делают песню моим аутсайдером "Армагеддона", без которой, по моему мнению, можно было спокойно обойтись.

Владимир Холстинин: "Когда Лобанов принес мне первые строчки текста: «Придет Мессия, всех поставит на колени», я у него на всякий случай уточнил: а в каком смысле? «Да и в том, и в этом», – не задумываясь, ответил он. Было очень смешно. Получается то же самое «Крещение огнем», только с юмором, хотя и в разумных рамках".

Игорь Лобанов: "Конечно, здесь не юмор в чистом виде, а ирония, но не сарказм. И кстати, во фразе «в чудо верить никогда не поздно» она тоже есть, и именно это Володя оценил. Именно латентная ирония могла пройти, но, естественно, я не злоупотреблял этим".

Владимир Холстинин: Текст "Мессии" был написан за год за два до альбома. Песня старая, ещё времён "Химеры". Но пока не было текста, она лежала "на полке". Лобанов потом принёс мне первую строчку припева - "Придёт мессия, всех поставит на колени" (смеется) Я говорил: "Игорь, мы уже писали подобную песню на "Крещении огнем". "Ну и что?" – сказал он – "Это будет продолжением". И эти ироничные строчки меня покорили. Игорь, вообще, очень эмоционально относится к подобным темам. Никто ведь не знает, каким путем пошла бы Русь, не будь Крещения. Принято говорить, что это было во благо, это было прогрессивно, это нас продвинуло. Куда продвинуло? Можно долго спорить, но я не историк, и судить не берусь.
Мы – дети христианского государства, нравится нам это или нет. И мы говорим с ними на одном языке. И даже антихрист из песни, он взят из той же самой книжки. Кстати, сама церковь к нам никогда претензий не предъявляла, и я несколько раз слышал, как люди, обличённые саном, говорили, что не слышат в наших песнях антихристианских призывов, а, наоборот, видят богоискательство. Мне кажется, это хорошая для нас оценка".

6. Кровь королей (В. Дубинин - М. Пушкина)

Нетленный шедевр от Арии на все времена, и драгоценнейший алмаз альбома, одна из лучших композиций группы, для меня входящая в тройку великих эпиков наряду с "Игрой с огнем" и "Кровь за кровь".

Эта многочастная, со сменами темпа и мелодических рисунков композиция, украшенная голосами Артура Беркута и Виталия Дубинина, посвящена валлийской легенде о Короле Артуре.

"Кровь королей" второй после "Игры с огнем" достигла 9-минутной планки по продолжительности звучания.

Именно во время первого прослушивания альбома, на середине этой композиции мне в голову пришла мысль: "Все, это вершина Арии! Круче им уже не сделать". К сожалению, так и оказалось...

Вне всякого сомнения, "Кровь королей" - одна из композиторских вершин Виталия Дубинина.

Виталий Дубинин: "У нас на всех альбомах есть продолжительные композиции, которым мы неизменно уделяем больше всего внимания. Над текстом работали с Ритой достаточно долго. Она предложила про короля Артура и хотела вставить туда целую галерею персонажей. Я же всегда являюсь противником излишней детализации. Для меня идеальный текст – это когда абсолютно ясно, о ком идет речь, но эту ситуацию можно применить к какому угодно случаю. Над этим мы с Ритой и работали.
В середине, где "девять сестер в черных плащах", наши гитаристы сыграли очень красивое соло. В начале "Крови королей" я спел сам, поддержав Артура на октаву ниже. А в куплетах рубленая мелодия, поэтому Беркут со своей манерой оказался здесь довольно органичен".
Маргарита Пушкина: "На этом альбоме, что бы там ни говорили музыканты, записана моя любимая эпическая "Кровь королей", над которой я работала без всякого напряжения. С удовольствием, и тем самым спортивным азартом, который во многом обеспечивает удачное стихосложение. Не ворчала, когда приходилось переделывать первые варианты, убирать имена собственные. То, что песня будет посвящена Королю Артуру, стало ясно с самого первого прослушивания музыкального материала. Вкрадчивое, полное тайны, вступление грело мою душу.
Композиционно музыка открывала широкий простор для рассказа: и лирическая вводная, и боевая часть, и мистическая – отплытие раненого Артура на Авалон в сопровождении девяти сестер в черных плащах… Финал прекрасно подходил для грустного подведения итогов: грянет беда, Артур сбросит пелену, казалось бы, вечного сна и явится этаким Спасителем британцев в трудную минуту. Не тут-то было! Его примут за Врага рода человеческого и убьют, на этот раз по-настоящему, а потому:
"Пребывай же в блаженном сне, благородный король,
Быть мессией в своей стране – незавидная роль".
Король Артур Беркут
Король Артур Беркут

7. Викинг (С. Попов - М. Пушкина, С. Попов)

Еще одна относительно простая, хотя и довольно динамичная композиция, языческой тематикой и настроением отсылающая нас больше к "Крещению огнем", чем к первой половине "Армагеддона". (Впрочем, и на "Крещении огнем" есть "Битва", вполне перекликающаяся с "Чужим").

Настроение песне задает интро с голосом Виталия Дубинина. Также, это поэтический дебют Сергея Попова в Арии. От первоначального варианта его текста остался только припев, а куплеты сочинила Маргарита Пушкина, сделав волка тотемным животным викинга.

Сергей Попов: "Это как раз тот случай, когда фанаты находят в песне то, чего ты не ожидаешь. Когда вышел "Викинг", они мне начали слать претензии, что я якобы содрал мелодию то ли с Джо Сатриани, то ли с Deep Purple, то ли с кого-то еще. Мне, конечно, были приятны такие параллели, потому что на самом деле я ни у кого ничего не заимствовал, а меня поставили в один ряд с такими монстрами (смеется).
Что до текста, то мне очень комфортно работается с Ритой. Я могу дать идею, сочинить подстрочник, но если я попытаюсь написать слова от начала и до конца, то получится, скорее всего, очень наивно. То же самое произошло и здесь: я сочинил текст о волке как олицетворении городской агрессии, но потом мне самому стало смешно, и я попросил Риту довести все до ума".
Виталий Дубинин: "Не знаю почему, но я предложил сделать к этой песне прозаическое вступление и сам его прочитал. Почему-то мне казалось, что это усилит идею песни. Предложил Рите набросать текст интродукции, и она мне его прислала буквально через час".
Викинг Виталий Дубинин
Викинг Виталий Дубинин

8. Чужой (В. Холстинин - М. Пушкина)

Вторая из двух песен, оставшихся в виде черновика после работы над альбомом "Крещение огнем".

Разбор песни сделан выше.

9. Свет былой любви (В. Дубинин - М. Пушкина)

Баллады Арии удавались всегда - от "Мечты" до этой прекрасной композиции. И пусть "Свет былой любви" - скорее всего, не лучшая из них, а ее мотив напоминает и "Возьми мое сердце", и "Осколок льда", проникновенный текст и мастерская работа Артура Беркута делают эту балладу достойной размещения на этом сильнейшем альбоме.

Поэтически "Свет былой любви" чем-то продолжает тему "Дезертира", в которой солдат попал в безвыходные снега и понимает, что скоро умрет.

Виталий Дубинин: "Я считаю, что она у нас не получилась. Акустические гитары там записаны как-то слишком трескуче. Ну, не цепляет меня! И Беркут спел не совсем так, как я это видел. Мне хотелось, чтобы это вышибало слезу…
Тема песни навеяна "дип-перпловской" "Soldier of Fortune": боец странствует где-то вдали от Родины и вспоминает о былых переживаниях. Мы переработали эту историю в своем ключе. Когда я предлагал тему Рите Пушкиной, то попросил сделать так, чтобы солдат не вернулся домой.
В "Свете былой любви" не чувствуется русских гармоний, поэтому так же, как и "Там высоко" она у меня ассоциируется с шотландской балладой. На мой взгляд, в музыкальном плане одна продолжает другую".

10. Твой день (А. Беркут - М. Пушкина)

Единственная песня, привнесенная, в итоге, в Арию Артуром Беркутом - это мажорное и оптимистичное завершение альбома, сразу напоминающее о таком же посыле, когда-то даваемом незабвенной "Дай жару!".

Впрочем, Википедия утверждает, что авторы имели в виду завершение трилогии, начатой связкой "Герой асфальта" - "Не хочешь - не верь мне". Следовательно, в этой третьей части, которую мы слышим в финале "Армагеддона", лирический герой выживает и восстанавливается после душевных и физических травм жизни и молодости, и возвращается, чтобы продолжать жить.

Владимир Холстинин: "В Америке Беркут написал несколько песен. Он нам их все показал, и мы выбрали ту, что потом стала Твоим днем".

Виталий Дубинин: "Спросили Беркута, есть ли у него заготовки. Он показал песню, <...>, аранжировку мы практически не меняли, лишь чуть-чуть добавив терций в "арийском" стиле. В принципе, мне она очень нравится. Считаю, что и в нашем варианте он ее спел хорошо".

Маргарита Пушкина: "Пожалуй, текст, написанный для этой песни, самый странный на этом альбоме. Вроде бы нормальный, а вроде бы какой-то ускользающий, рассыпающийся. Музыка, сочиненная Артуром, особых эмоций у меня не вызвала, в таком случае цинично говорят: "не грела". По характеру она была не совсем моей, более американизированная, что ли. На такую музыку сочинять мне трудно, не чувствую эмоционального "крючка".
Долго прикидывала, какая тема могла бы подойти, сдаваться без боя не хотелось. Артур особо не третировал, не требовал ничего особо исключительного. На выручку неожиданно пришла военная тема – судьба молодого соседа, который против собственной воли был отправлен суровым отцом на обучение в Институт восточных языков, а потом переводчиком в Афганистан".
"Армагеддон" на компакт-кассете
"Армагеддон" на компакт-кассете

Сейчас, когда с выхода "Армагеддона" прошло полтора десятилетия, можно попробовать объяснить его силу не только с позиции эмоций, а логики и исторического анализа. На мой взгляд, альбом является творческой вершиной Арии, поскольку представляет собой прекрасную, тонкую гармонию между двумя другими пластинками группы, представляющими довольно разное звучание - между апокалиптичным, тяжелым и крайне мрачным, батально-мистическим "Кровь за кровь" (1991), и куда более сложным, "взрослым" "Генератором Зла" (1998) с его обилием средних темпов, клавишных и акустических инструментов, и куда более разнообразной текстовой тематики.

С какими еще альбомами Арии можно сравнить "Армагеддон"? Разумеется, очевидна его преемственность с "Крещением огнем". Эпичная героика альбома временами напоминает "Игру с огнем", и даже "Героя асфальта", а "Свет былой любви" вполне мог бы найти себе место на любом альбоме "второй эры" Арии (1995 - 2011). И только о ранней Арии здесь ничего не напоминает - похоже, эта территория группы была покинута с уходом четверых музыкантов в январе 1987...

Нельзя не сказать несколько слов о звучании альбома - оно чистое и прозрачное, но при этом наполнено мощью и объемом. Пожалуй, это лучший звук на записях, который был у Арии.

Невозможно не отметить и вокальную работу Артура Беркута. По сравнению с "Крещением огнем", виден колоссальный прогресс в работе вокалиста - Беркут окончательно освоился со стилистикой группы, стал петь мощно, динамично и разнообразно. Не будем также забывать, что "Армагеддон" - альбом Арии с наибольшей долей вокальных партий Виталия Дубинина. Очевидно, что гармоничное сочетание вокальных партий двух певцов придает звучанию пластинки дополнительный шарм.

Если в альбоме и нужно было бы что-то изменить, то лично я бы выбросил из него, как слабую песню, "Мессию", а также, возможно, даже "Викинга", представив ее где-нибудь на сингле или сборнике.

Таким образом, для меня секрет творческого успеха "Армагеддона", его креативности состоит в балансе между мощью и глубиной. Такова же причина творческого успеха таких альбомов, как, например, "Somewhere in Time" Iron Maiden, или "The House of Blue Light" Deep Purple.

"Армагеддон" был переиздан на виниле в 2013
"Армагеддон" был переиздан на виниле в 2013

Тем временем, пришло время презентовать новый альбом на сцене. Грандиозная презентация альбома состоялась 10 ноября на Малой спортивной арене Лужников. Для музыкантов были пошиты специальные сценические костюмы, в которых они предстали перед публикой в специальном открывающем ролике, и на сцене. Владимир Холстинин стал рыцарем-храмовником, хранителем Святой Земли (кем же еще?), Артур Беркут, конечно, королем Артуром, а остальные - воинами разных времен и традиций.

Интро было записано специально для концертов и получилось весьма впечатляющим, так что очень жаль, что его записали позже альбома, а не включили в него. Если помечтать еще немного, то, будь в альбоме интро, песне "Твой день" не помешала бы тревожная кода, которая перекликалась бы с интро, но, как говорится - нет предела совершенству. Мы имеем то, что имеем, и это - прекрасно.

По содержанию интро представляет собой сразу настраивающий на нужный лад речитатив, читаемый Виталием Дубининым под тревожный фон. Его текст открывает обзор. Как видно, поэтически оно перекликается с текстом песни "Кровь королей".

Так наступил день презентации альбома, 10 ноября 2006. Нам, счастливым обладателям заветных билетов, пришлось испытать эмоциональный подъем. Я даже составил небольшой стих из черновиков Маргариты Пушкиной, которые в свое время служили вариантами к текстам альбома:

"Стальная мощь арийских патриотов
Кулак проверенных бойцов
Грядет эпоха Нового Похода
Приходит время лучших из борцов!
Они—арийцы, их рука не дрогнет
Арийцы не привыкли отступать!
Любой противник нами будет согнут
И Черный флаг Империи поднимется опять!"

Концерт захватил и потряс сразу и навсегда. Сценические декорации, постановочные схватки, пиротехника, костюмы, а самое главное - невероятная сценическая харизма и экспрессия музыкантов оставили самое незабываемое впечатление.

Никогда до этого я не видел от Арии такого убедительного и яркого выступления, и это - при том, что основу сет-листа составили песни, записанные 6-м составом, а альбомы "С кем ты?", "Игра с огнем", "Кровь за кровь" и "Генератор Зла" не были представлены в сете вообще.

Остается добавить, что концерт проходил в День (тогда еще) милиции, и стражи порядка были явно во взвинченном состоянии, что немного отравило настроение. Еще один недочет - отсутствие реквизита, который отсутствовал по каким-то причинам для исполнения песни "Тореро", о чем с сожалением и поведал со сцены Артур Беркут. В любом случае, это было мелочами по сравнению с огромным праздником, который нам подарила в тот вечер Ария.

Афиша концерта 10 ноября 2006
Афиша концерта 10 ноября 2006

Кстати, 2006 так и останется для меня годом, когда я слышал на концертах песни ранней Арии в последний раз: в январе - "Волонтер" и "Воля и разум", а в ноябре - "Тореро".

2 февраля 2007 Ария дала концерт в клубе Тень (ныне не существует).

Ария во время Битвы в Тени, 2 февраля 2007
Ария во время Битвы в Тени, 2 февраля 2007

Ария выступила очень мощно, особенно порадовали "Дух войны" и "Вампир", во время исполнения которого Беркут исполнил клавишную партию. Также, это оказался мой единственный концерт Арии, на котором не была сыграна "Улица роз".

Билет на концерт 2 февраля 2007
Билет на концерт 2 февраля 2007

В мае вышли концертный альбом и фильм "Пляска Ада", составленные на основе записей, сделанных на презентации "Армагеддона".

Обложка альбома
Обложка альбома

"Пляска ада" - третий концертный альбом Арии, но, безусловно, этот концерт лучше смотреть, чем слушать. Красочные декорации, пиротехника, сценические костюмы, потрясающе харизматическая энергетика музыкантов и их великолепное звучание - это то, что сделает для вас этот просмотр незабываемым и не последним.

Как счастливый свидетель прошедшей презентации, остается добавить, что, к сожалению, на видео отсутствуют две сыгранные в тот вечер песни: "Там высоко" и "Тореро", а на аудио-варианте - еще и соло Максима Удалова на ударных, которое предваряло исполнение "Патриота".

В последовавшем в поддержку альбома туре выделяется концерт, состоявшийся 25 мая в ДК МАИ, на котором были исполнены все песни из нового альбома (то есть, "Новый крестовый поход" и "Твой день" прозвучали единственный раз).

 Афиша концерта 25 мая 2007
Афиша концерта 25 мая 2007

3. Еще три тура

После завершения гастрольного турне в поддержку "Армагеддона", в 2007 Ария отправилась в особый юбилейный тур, посвященный 20-летию альбома "Герой асфальта" (1987).

Его кульминацией стал грандиозный концерт 3 апреля 2008, прошедший во Дворце спорта Лужники. Специальными гостями на нем были Сергей Маврин и Валерий Кипелов.

В первом отделении Ария мощно представила новый альбом и нетленные хиты, а во втором к группе присоединились два бывших музыканта, чтобы целиком исполнить легендарный альбом.

Песни "1100" и "Мертвая зона" я слышал на этом концерте единственный раз и очень жаль, что не была сыграна "Дай руку мне", в свое время записанная на тех же сессиях, что и песни, вошедшие в альбом.

На бис были сыграны "Игра с огнем", в которой роли вокалистов гениально разделили Валерий Кипелов и Артур Беркут, "Штиль" и "Беспечный ангел", которые мне показались совершенно не вписывающимися в концепцию концерта, и которые я с удовольствием обменял бы на "Волю и разум".

Афиша концерта
Афиша концерта

В ноябре вышли концертный альбом и фильм "Герой асфальта: 20 лет", составленный на основе записей с концерта. Безусловно, это очень яркий релиз, имеющий непреходящее историческое значение.

Обложка альбома
Обложка альбома

Единственным треком, не вошедшим в альбом из-за авторских прав, стала "Беспечный ангел".

Далее, с 2008 по 2010, Ария совершила еще два небольших тура: "Дай жару!" и "Бой продолжается", о которых упоминалось в обзоре "Ария-89".

В марте 2009 Ария выступила с необычной для себя акустической программой в Московском ЦДХ
В марте 2009 Ария выступила с необычной для себя акустической программой в Московском ЦДХ

4. Бездна рядом

15 ноября 2009 вышел "Поле битвы", третий и последний сингл 6-го состава, и 4-й и последний сингл Арии за всю ее историю.

В день выхода сингла в ДК МАИ в теплой атмосфере прошла автограф-сессия. Музыканты в связи с выходом сингла подчеркивали, что его выход важен в плане поддержки поклонников, он должен показать работоспособность группы, ее желание двигаться к новым горизонтам.

Обложка сингла
Обложка сингла

1. Поле битвы (В. Дубинин - М. Пушкина)

Заглавная композиция сингла представляет собой довольно интересную и необычную для Арии песню - среднетемповую, с акустической гитарой и симфоническими элементами в аранжировке, пением на два голоса и философским текстом об ужасе бесконечных войн, сотрясающих человечество.

Виталий Дубинин: "В нашем случае "Поле битвы" можно описать с помощью латинской пословицы: "Хочешь мира – готовься к войне". А почему вообще пришла идея написать такую песню? Здесь отразились впечатления от грузино-осетинского конфликта 2008 года. И до этого мы тоже пытались написать нечто подобное, но потом, когда включили телевизор и увидели, как наши танки поехали куда-то воевать…
Вот эта бессмысленность бойни и нашла отражение в этой песни. Мы созвонились по этому поводу с Ритой Пушкиной, но у нее лучше получается писать не просто на злобу дня. Образы у Риты, как правило, долго облекаются в поэтическую форму, и получается более общая картина, чем изначально задумывалось."
Маргарита Пушкина:
"Сначала не было и мысли описать такую картину, какая получилась в результате. С толку сбивал танцеобразный припев, рождались вполне лирические образы. Не имеющие ничего общего с урожаем Смерти, собранным на поле вечной битвы. Хотелось пофилософствовать на не боевые темы, вроде "когда-то и свет был ярче, и вкус дождя был слаще…"
Получалось довольно красиво, но раз за разом отвергалось Виталием. В его душе, как я теперь понимаю, зрела мысль сделать все-таки отсылку к известному выражению, авторство которого приписывается римскому историку Корнелию Непоту, жившему еще до нашей эры.
...Работа над образом обезумевших, несущихся во весь опор коней привела к конечному варианту: они с диким ржанием появляются в воображаемом кадре откуда-то издалека, из-за затянутого грозовыми тучами горизонта. Крупным планом – поле битвы, трупы убитых, запах гари, мрачный Жнец бродит среди разбитых орудий, поверженных, втоптанных в грязь знамен, отмахиваясь от душ погибших, превратившихся в птиц…
В припеве простая мысль: наша жизнь – это постоянные бои. Мы воюем сами с собой, с обстоятельствами, с реальным врагом-захватчиком и врагом, придуманным для поддержания воинственного настроения или с неприятелем, которого порождает наш страх. Вот наступает краткая передышка, но перемирие – всего лишь видимость..."

2. На крыльях ветра (В. Холстинин)

Динамичная инструментальная композиция, являющаяся обработкой Владимира Холстинина оперы русского композитора А. Бородина "Князь Игорь". Сам автор называл свою обработку "зверской".

3. Попурри

В сингл также включена запись попурри из пяти песен, исполненное на 20-летнем юбилее группы в 2005. (6-й состав во время первой половины своего существования увлекался исполнением таких, довольно спорных, попурри).

Кроме концертной версии "Там высоко" с сингла "Чужой", на данный момент это единственное официально выпущенное свидетельство с сыгранного к 20-летию Арии концерта.

2010 стал годом 25-летнего юбилея группы. По этому случаю было принято решение провести первый в истории группы Ария-фест, в котором бы приняли участие группы так называемой "семейки Арии" (Ария, Мастер, Сергей Маврин, Артерия, Кипелов).

По такому случаю активизировалось и общение Арии с Валерием Кипеловым. Итогом стала не только подготовка к фестивалю, но и перезаписанная группой с участием Валерия песня "Замкнутый круг", презентованная на фестивале.

Лично у меня этот фестиваль, увиденный в стенах московского спорткомплекса Олимпийский 27 ноября, оставил ощущение нестабильности. Союз Беркута с Хелависой и ее арфой, исполнение Валерием Кипеловым целых шести песен, выглядевшее реверансом в сторону ностальгирующей публики, преобладание предсказуемых хитов в сете - и все это на фоне уже 4-х летнего перерыва в выпуске альбомов (а на тот момент для Арии это был рекорд)...

Пожалуй, единственной изюминкой этого концерта было дебютное исполнение замечательной песни "Замкнутый круг".

Постер юбилейных концертов 2010
Постер юбилейных концертов 2010

Наступил 2011, год, в котором "Армагеддону" исполнялось 5 лет. От Арии новостей было немного, но в одном из репортажей Сергей Попов поведал, что у группы в работе находится "13 новых песен, и это очень круто".

Каким тогда представлялся мне, поклоннику группы со стажем, новый альбом Арии? Наверное, исходя из сингла "Поле битвы", более сложным и философским, чем-то похожим на "Генератор Зла"...

10 апреля Ария дала концерт в родных для меня Люберцах, который я пропустить на мог. Кстати, на афишах название программы обозначалось как "Кровь за кровь". И действительно, на концерте Артур Беркут поведал, что 2011 - это год 20-летия этой пластинки, и было исполнено несколько песен с альбома.

Ну а настоящей изюминкой концерта стала песня "Поле битвы". После концерта я купил за 100 рублей этот сингл, изданный Арией собственными силами.

Билет на концерт 10 апреля 2001
Билет на концерт 10 апреля 2001

Тем временем, работа над новым альбомом продолжалась, в мае Артур Беркут как ни в чем ни бывало дал одному из изданий пространное интервью прямо на свежем воздухе.

Как выяснилось позже, в мае-июне 2011 между Артуром Беркутом и остальной группой пролегла пропасть
Как выяснилось позже, в мае-июне 2011 между Артуром Беркутом и остальной группой пролегла пропасть

Так что, опубликованная на официальном сайте группы 27 июня новость грянула как гром среди ясного дня. Увольнение Артура Беркута как вокалиста из Арии было по крайней мере тяжелым и неожиданным для поклонников и самого певца (ему об этом решении было сообщено только накануне официального заявления).

Новость на сайте Арии об уходе Артура Беркута
Новость на сайте Арии об уходе Артура Беркута

В июле-августе состоялось несколько выступлений агонизирующей Арии, от которых оставалось стойкое ощущение морга.

26 августа, ровно 10 лет назад, в знаковом для себя ДК МАИ Ария выступила в последний раз.

Билет на концерт 26 августа 2011
Билет на концерт 26 августа 2011

Сам концерт сильно задержался с началом, и прошел предсказуемо. Символично, что первый и последний концерт в Москве Ария дала в этих стенах (даже новый проект Дубинина/Пушкиной сюда не возвращался). Свой первый и последний концерт группы я тоже видел именно здесь...

Афиша концерта
Афиша концерта

31 августа 2011, спустя ровно 9 лет после последнего концерта 5-го состава в Лужниках, 6-й состав дал свой последний концерт в Рязани.

Так пробил час добровольной творческой самокастрации великой группы Ария...

Мое отношение к нынешней псевдо-Арии отражено в обзоре "Рок-фейки (часть 1)".

Довольно интересная подборка фактов и размышлений о событиях, имевших место в Арии в 2010-2011, представлена в предлагаемой ниже передаче. Ее создание избавляет меня от написания обзора "Ария, 2011" (по аналогии с размещенным ранее "Ария, 2002").

В целом, сравнивая карьеры 5-го и 6-го состава Арии, можно найти ряд аналогий. Оба просуществовали период, примерно равный появлению нового поколения поклонников, и оба прошли период становления ("Ночь короче дня" (1995) - у 5-го состава и "Крещение огнем" (2003) - у 6-го), пика ("Генератор Зла" (1998) - у 5-го состава и "Армагеддон" (2006) - у 6-го) и упадка ("Химера" (2001) - у 5-го состава и попытка записать новый альбом спустя 10 лет у 6-го, приведшая к распаду состава и краху группы).

Так что, название альбома стало пророческим для самой группы.

Все обратится в прах...
Все обратится в прах...

Сегодня старожилы группы, Холстинин и Дубинин, дипломатично описывают период записи "Армагеддона", намекая на застой в творчестве группы.

Виталий Дубинин: "Атмосфера там, конечно, была уже не такой, как на "Крещении огнем". Каждый немного поостыл. В каких-то случаях мы, конечно, продолжали прислушиваться друг к другу. Меня убедили изменить рифф в "Крови королей", я посоветовал Володе что-то скорректировать в "Последнем закате". В остальном работали более разобщенно, нежели в предыдущем альбоме".
Владимир Холстинин: "Время шло, нужно было искать новых авторов. Сергей Попов позвал Нину Кокореву, и она нам написала пару текстов, за что ей большое уважение. Но этого не хватало, потому что раньше альбомы у нас были по семь-восемь песен, теперь же стали по десять, а работы у Риты не убавилось. К тому же, у нее появились и собственные проекты, поэтому она не справлялась. Из-за текстов мы все время пробуксовывали. А Игорь Лобанов реально выручил. Я не могу оценивать, лучше он или хуже Риты. Просто лично мне с ним работать комфортно".

Тем временем Виталий Дубинин и Маргарита Пушкина уже присмотрели нового певца. Новый проект выпустил альбом "Феникс" (2011) с 10 песнями, половина из которых уже существовали в виде демо, записанных еще с Артуром Беркутом...

А как же еще 3 песни, над которыми велась работа весной 2011? Одна из песен планировалась для совместной записи с Валерием Кипеловым - по понятным причинам этот проект не состоялся. Другая песня осталась как черновик, и была реализована на альбоме "Через все времена" (2014). А третья песня авторства Артура Беркута нашла воплощение на его первом сингле "Право дано" (2011) под названием "Орел".

После ухода из Арии, Артур Беркут основал свой проект, и приостановил общение со старожилами группы. И тогда официальный сайт псевдо-Арии сообщил, что планирует судебное разбирательство с бывшим певцом с целью запретить исполнение им песен группы. Кузминский районный суд удовлетворил требование истцов. Была подана апелляция в Московский городской суд, который решение нижестоящего суда отменил...

В 2020, во время фейковой пандемии, псевдо-Ария перезаписала альбомы "Крещение огнем" и "Армагеддон". Смысл и цель сего мероприятия остался для меня неизвестным...

И все же, эта история закончилась мирно. На онлайн-концерте, посвященном 35-летию названия "Ария", Артур Беркут снова поднялся с бывшими коллегами на сцену. Ну а вскоре отношения между музыкантами были нормализованы, и в Сеть для свободного онлайн-прослушивания вернулись релизы 6-го состава.
Жаль, что история состава с Артуром Беркутом закончилась на печальной и странной ноте, но эпоха "Армагеддона" навсегда останется для меня третьим и последним пиком в карьере Арии, ярким творческим проявлением ее последнего состава.
Что же касается самого Артура Беркута, то я считаю его самым недооцененным музыкантом за всю историю Арии. И мне кажется, история еще даст настоящую оценку его вклада в последний отрезок истории этой группы.
Ну а слушая "Армагеддон" (и вчитываясь в строчки концертного интро) сегодня, в эпоху, когда видеорядом к альбому буквально является происходящее за окном - возрождение средневекового религиозного мракобесия, фейковая пандемия, крушение послевоенных гуманитарных ценностей - становится еще яснее, о чем говорилось в этом альбоме...
Артур Беркут
Артур Беркут

РОКЛЯ выражает благодарность за возможность использовать материалы открытой страничке vkontakte "СеМья Арии".

Комментарии музыкантов к песням в основном представлены по книге Дениса Ступникова "Ария. Возрождение легенды". Так как они сделаны уже после распада 6-го состава группы, их более спокойное и даже критическое содержание сегодня помогает лучше понять мотивы авторов при создании песен альбома.

Беспощадный рок подарил мечту
А потом украл
Металл устал...
(А. Беркут. Из песни "Металл устал").