Найти тему
РОКЛЯ

В нирвану через ад

совместный материал Андрея и Леонида Кочановых

Советская группа Мастер была основана в 1987 в городе Москва
Советская группа Мастер была основана в 1987 в городе Москва

В 2021 исполняется 25 лет альбому "Песни мертвых" московской #trash/#heavy группы #Мастер.

CD  с оригинальной обложкой альбома
CD с оригинальной обложкой альбома

Это пятый студийный альбом группы, ее третий русскоязычный альбом, третий и последний альбом в 1990-х, первый студийный альбом, записанный с одним гитаристом, и последняя студийная запись с вокалистом Михаилом Серышевым.

О третьем и четвертом, двух англоязычных студийных альбомах группы Мастер, упоминалось в обзоре "Путь на Запад".

"Песни мертвых" зафиксировали очередную смену стиля группы. Если на первых двух альбомах Мастер играли speed/trash американского образца (к примеру, дебютник весьма напоминает раннее творчество Overkill), а англоязычные альбомы чаще всего сравнивают с немецкой "большой четверкой" (не в первую очередь за счет большей прямолинейности материала), то на пятом альбоме музыка группы стала ближе к heavy/grove metal, в чем стоит "винить" Сергея Попова, который тогда находился под сильным влиянием Pantera.

Алик Грановский: "Мастер — такая группа, что, если проследить от первого до последнего альбома — каждый альбом определяется какой-то определенной вехой в течение музыки. То есть, или это хэви, или это пародия на трэш, или трэш как таковой, или арт-трэш-прогрессив — как «Maniac Party», или такой альбом, как «Песни мертвых» — хард-рок, хэви и тот же трэш. Так что Мастер не стоит на месте, он развивается, и то же можно сказать и про людей".

Состав, записавший альбом, сложился в 1994, когда после записи альбома "Maniac Party" (1994) Мастер покинул гитарист Вячеслав Сидоров, и к основателю и бас-гитаристу группы Алику Грановскому, вокалисту Михаилу Серышеву и ударнику Анатолию Шендерову вновь присоединился вернувшийся в группу гитарист Сергей Попов.

Мастер в 1994 - 1997: Михаил Серышев, Анатолий Шендеров, Сергей Попов, Алик Грановский
Мастер в 1994 - 1997: Михаил Серышев, Анатолий Шендеров, Сергей Попов, Алик Грановский

Далее последовала и вовсе замысловатая история. Дело в том, что Михаил Серышев был довольно плотно занят в церковном хоре, который, к тому же, еще и гастролировал. Из-за этого страдал и без того скудный гастрольный график Мастера, с трудом поддерживающий финансовое существование группы, а значит, и ее участников. Устав искать компромисс между двумя расписаниями занятости, музыканты Мастера стали подумывать о новом певце для группы, как вдруг подвернулся случай.

Ария, только что вернувшаяся с крайне неудачных германских гастролей, оказалась в раздрае - откололись Валерий Кипелов и Сергей Маврин. Так начал существование проект "Мастер плюс Валерий Кипелов", который дал около 15 концертов, в основном в недавно открывшемся Р-Клубе на улице Талалихина.

Таким образом, произошла рокировка: Михаил Серышев фактически покинул Мастер, Валерий Кипелов занял его место, а на на роль певца в Арию был приглашен Алексей Булгаков.

Обе стороны утверждают, что речь шла только о разовом проекте и серии выступлений, однако ударник Анатолий Шендеров уверен, что, продлись этот альянс подольше, сотрудничество вылилось бы таки в новый альбом.

Так или иначе, в скором времени Валерий Кипелов вернулся в Арию (без Сергея Маврина), а Михаил Серышев - в Мастер. Первым делом вновь воссоединившийся в формате квартета Мастер сделали концертную запись "Live" (1995), которая была тепло принята публикой. На повестке дня был новый альбом группы.

"Песни мертвых" был записан в марте 1996 на студии Ария рекордс, и поступил в продажу в том же году. Авторами музыки выступили Алик Грановский и Сергей Попов (за исключением "Дайте свет!" - А. Шендеров), тексты для песен написали Маргарита Пушкина и Сергей Попов (за исключением "Корабль дураков" - Н. Кокорева).

Звукорежиссерами выступили Владимир Холстинин и Дмитрий Калинин, помощь в записи альбома, как, впрочем, и всем записывавшимся на этой студии, оказал ее директор Сергей Терентьев.

Скульптура Кирилла Протопопова, положенная в основу обложки альбома
Скульптура Кирилла Протопопова, положенная в основу обложки альбома

При первом взгляде на издание альбома интересна его обложка, автором которой является скульптор и художник Кирилл Протопопов.

Кирилл Протопопов: "В период записи альбома "Песни мертвых" ко мне обратился Алик Грановский с предложением сделать обложку для будущего альбома. Помню, что сначала слушал музыку – звучание альбома в целом, и фраза "Песни мертвых для живых" стала для меня отправной точкой.

В то время многие рок-группы для оформления своих работ использовали традиционные для этого стиля рисунки, и я подумал, что было бы интересно сделать что-то не совсем традиционное – мне хотелось изобразить что-то такое, что нас связывало с Аликом долгое время. Мы познакомились ещё во времена существования группы "Смещение" в 70-х, и мне хотелось связать то время с теперешней реальностью. Я профессионально занимаюсь скульптурой. И было принято решения для оформления использовать мои скульптуры, которые были сделаны раньше и не для альбома группы "Мастер". Они были представлены на выставках в галерее "Марс" и "Artmarketing-2" в 1994 году, а также в "Русской галерее" на Воздвиженке в 1996 году.

Эти архаические скульптуры "Летающие львы" и "Посланец" соединяют прошлое с настоящим и говорят о том, что эта связь никогда не прервется. Герои скульптур существуют как бы вне времени и пространства. Люди уходят в другой мир, но связь продолжается через образы, символы и знаки. Они живут в нас какой-то самостоятельной жизнью. Поэтому обложка получилась крайне философская: время и знаки прошлого остаются с нами.

На обложке представлена скульптура "Посланец", сделанная в бронзе, её размер 25х24х9 см, и она символизирует человека, пришедшего с неба. На обороте альбома аллегорические фигуры летающих львов: "Лев восточных ворот" и "Лев западных ворот". Их смысл можно прочитать так: семья живет в доме, вокруг много домов – это город. Львы хранители города. Белый фон с графикой – наша реальность.

Частично эти изображения впервые были воспроизведены на 12-ти небольших графических рисунках с помощью литографии на белой бумаге, а потом на цветной. Это было сделано в Штутгарте в 1989 году, когда я жил там у друзей. Оригиналы остались в городском архиве. Фигуры на обложке альбома выделены цветом как знаки и символы окружающего мира.

На некоторых фигурах присутствуют цветные камни. Я их раньше использовал в скульптуре как воспоминания о живописи. Кстати, последняя моя картина была написана акрилом в Нью-Йорке в 1991 году, потом я делал только скульптуру.

Работа над обложкой, если мне не изменяет память, продолжалась пару недель. Был выполнен коллаж из графики и цветных фото фигур. Обложка была сделана сразу, в одном варианте, как воплощение идеи. Интересно, что в оригинальном издании 1996 года слово "Мастер" изображено в стиле авторской графики, а в переиздании 2007 оно уже имеет вид трендового логотипа группы, как на других альбомах.

Алик дал мне возможность реализовать свой авторский замысел, доверившись моему опыту и видению, так как знал, что я занимался изобразительным искусством всю свою сознательную жизнь. Всегда существуют разные точки зрения, и очень важно, что в данном случае возникло взаимопонимание между музыкой и скульптурой. Творческий процесс всегда объединяет людей. Это искусство. Для Алика всегда на первом месте была музыка, а коммерческая сторона вторична, как и для меня тоже".

Несмотря на то, что звук на альбоме многим может показаться слишком грязным, главным здесь является не это. Именно на "Песнях мертвых" музыканты достигли пика музыкальной зрелости и мастерства. Каждый отдельный инструмент поражает своей виртуозностью, слушая альбом, возникает желание послушать каждый инструмент в отдельности.

Сергей Попов потрясающе справляется и с ритм-, и соло гитарой, а его инструмент звучит так насыщенно, что во время просушивания забываешь, что в группе всего один гитарист. Виртуозный бас Грановского как всегда слушается "на ура", играя, пожалуй, не меньшую роль, чем гитара. Про Анатолия "Тони" Шендерова даже говорить как-то неловко – такие виртуозные ударные услышишь редко где. И отдельно стоит выделить голос Михаила Серышева – так разнообразно, сильно и мощно он не пел никогда - ни до, ни после записи. Это уже не просто красивый чистый голос, как на первых альбомах – здесь Михаил поет как настоящий художник, варьируя свой уникальный тенор под каждую песню – от едва слышного шепота ("Пепел на ветру") до рыка ("Дайте свет").

Всего на альбоме представлено 10 композиций.

Открывающая альбом, заглавная, и одна из лучших песен Мастера, начинается с напряженного интро с нарастающей динамикой. На протяжении первых 2-х минут гитара и бас попеременно издают отрывочные звуки на фоне фонового синтезаторного шума.

Интро перерастает в среднетемповый, качевый боевик с интересной и довольно нетипичной для Мастера музыкальной тканью, местами напоминающей jazz. Текст также отличается довольно нетипичной для Маргариты Пушкиной жесткой лирикой, посвященной Курту Кобейну и другим умершим музыкантам.

Эта песня сразу фиксирует кардинальные изменения, произошедшие в саунде группы: снижение темпа, выход на первый план «пантерообразных», грязных и качевых риффов. Вокал Серышева зазвучал гораздо сильнее и увереннее, чем на любом другом релизе.

Эта отличная открывающая альбом композиция и по сей день звучит на концертах современного Мастера.

Алик Грановский вспоминает, что идея написать песню о Курте Кобейне принадлежала Маргарите Пушкиной. Более того, во время гастролей по Бельгии, Мастер уже выступал практически в тех же залах, что и начинающая Nirvana.

Давшая название альбому песня заставила эрудитов пошелестеть справочниками в поисках аналогий с тибетскими и египетскими Книгами мертвых - руководствами для душ покойников по путешествиям в загробном мире.

Египетская Книга мертвых
Египетская Книга мертвых

Весьма эмоциональное исполнение этой песни произошло на концерте в клубе Yotaspace на праздновании тридцатилетия группы, когда во время исполнения песни был показан видеоряд с наиболее известными рок-легендами, которые покинули наш мир.

Следующая за ней "Дикие гуси" является отличным примером образцового grove/trash. Песня запоминается с первого прослушивания и вызывает желание слушать ее еще.

В тексте к этой песне Сергей Попов повествует о солдатах-добровольцах, ищущих судьбы в чужих краях – за один образ «родины-мачехи» стоит пожалеть о том, что в дальнейшем он ничего подобного не сочинял. Но, конечно, песня и автобиографична: ведь этими "дикими гусями" можно назвать не только русскоязычных рок-музыкантов 1990-х, но и всех рок-исполнителей и их поклонников, изначально находящихся в оппозиции к слащавой масс-культуре.

На сегодняшний день свидетельств исполнения этой песни в живую не существует.

"Дайте свет", единственная вещь авторства барабанщика Тони Шендера, начинается с интро, близкого к doom, перерастая затем в депрессивный боевик, словно являясь саунд-трэком к 1990-м.

Каждая нота песни и каждая строчка, спетая Серышевым, является источником боли, депрессии и суицидального настроения. Их создает голос Михаила, исполняющего текст Пушкиной в стиле, близком к классическому growling, которая здесь написала едва ли не самые безысходные строчки за всю жизнь, стоит многого.

Страшная в своей депрессивности "Дайте свет", несомненно является одной из главных творческих удач группы, и при этом одновременно, то ли в шутку, то ли всерьез, явно напоминает о творчестве группы Коррозия металла.

Данная песня также ни разу не исполнялась на концертах.

"Пепел на ветру" вначале предполагалась как инструментальная композиция, но потом появился текст - и так получилась одна из лучших песен в русскоязычной рок-музыке.

Спокойная, почти медитативная "Пепел на ветру" выполнена больше в традициях отечественного рока наравне с "Крестами", и является, наверное, лучшей балладой за всю историю группы.

Глубокая, красочно-музыкальная, философская притча о хрупкости человеческой жизни авторства Грановского, получилась невероятно атмосферной и цепляющей, чем-то напоминающей мрачные произведения Леонида Андреева, и до сих пор исполняется на концертах нынешнего Мастера.

В 2005 году новый состав группы на альбоме "Акустика" перезаписал эту песню в акустическом варианте.

Идущая следом "Надоело" является крепким середняком, создающим каркас середины альбома. Интересный, немного психоделичный текст Попова, помноженный на устало-монотонный голос Серышева, создают запоминающийся эффект.

Продолжая линию предыдущей песни, "Только ты сам" отличается жизнеутверждающим, мотивирующим текстом Сергея, и чуть ускоренным темпом. "Хоровый" припев этой песни выполнен в лучших традициях американской школы Bay AreaThrash.

"Надоело" и "Только ты сам" иногда звучат на концертах нынешнего Мастера.

"Я не хочу войны" на несколько минут возвращает нас в славные времена "С петлей на шее" (1989), когда творчество группы состояло из таких же хлестких, брутальных боевиков.

Даже антивоенная лирика Попова отдает почти "елинской" плакатностью, усиливая чувство ностальгии. Жесткий trash боевик, созданный для исполнения на концертах, живо напоминает о том, почему Мастер обрел в свое время бешеную популярность в перестроечном СССР.

На сцене песня исполнялась только в "эру Серышева".

Следующая "Тату" является на тот момент самой простой и хулиганской песней группы. Вслед за «пивным» интро следует шутливый боевик в стиле Tankard с потрясающей партией баса и невероятными вокальными эскападами Серышева – от его воплей в куплетах так и тянет каждый раз покатываться со смеху.

Говорят, что свое название песня получила потому, что во время записи песни рядом с музыкантами крутилась маленькая дочь Михаила Серышева и подпевала: "Тату! Тату!".

Автор же текста Маргарита Пушкина указывает, что на создание текста ее вдохновляла история с татуировкой Николая II, которую он сделал в Японии, еще будучи подростком.

Песня регулярно исполняется на концертах нынешней инкарнации Мастера.

Изначально на инструментальную, мелодичную композицию "Ночь" предполагался текст, но песней она, по счастью, не стала. Эта атмосферная 5-ти минутная композиция, звучащая больше в духе классического heavy, сразу полюбилась многим за отличную атмосферу, немного отличную от общей жесткости альбома.

Сергей Попов: "...Изначально была песня, был текст и мы даже исполнили ее, но мне не понравилось. Пришлось за вечер сочинять гитарные партии на смену вокалу, и на следующий день песня перевоплотилась в инструментал".

Данная композиция никогда не исполнялась на концертах. При желании, в ней можно расслышать недвусмысленную отсылку к песне "Дальний свет" Владимира Холстинина, которую тот сочинил для альбома "Феникс" проекта Дубинина/Пушкиной, и который был записан гораздо позже, в 2011.

Об альбоме "Феникс" и вкладе Сергея Попова в творчество Арии можно прочитать в обзоре "Это Армагеддон".

Закрывает альбом боевик "Корабль дураков". Лирику к этой песне написали ныне покойная поэтесса Нина Кокарева, чьи тексты к песням Мастера на музыку Большакова получались не слабее, чем у самой Пушкиной.

Умиротворяющий пейзаж одинокого маяка, окруженного скалами и редкими волнами, созданный "Ночью", резко сменяется штормом, из которого появляется тот самый корабль дураков. Прямо как и в ранних своих текстах на музыку Больашкова, Кокарева метафорично рисует актуальную и сегодня картину гибнущей цивилизации, чьи лидеры совсем скоро разобьют ведомый корабль о неприступные скалы.

Песня, несмотря на простоту, слушается на одном дыхании. В конце она внезапно ускоряется, как запись на пластинке, скорость на которой внезапно переставили с 33 на 78 об/мин, после чего все заканчивается мощной рок-н-рольной какофонией. Отличное окончание блестящего альбома.

Как и в случае с песней "Я не хочу войны", песня исполнялась только в туре в поддержку альбома. Причем, в Сети можно найти ее "живой" вариант исключительно с Артуром Беркутом на вокале.

"Песни мертвых" на кассете
"Песни мертвых" на кассете

Внимательным слушателям, хорошо знакомым с дискографией Мастера, заметно, что на всех дисках, в записи которых принимал участие Алик Грановский, начиная с альбома Арии "С кем ты?" (1986) (см. обзор "Еще три юбилея"), за исключением дебютного, одноименного группе альбома, размещено по одному басовому соло, а на этом альбоме его нет.

Алик Грановский: "Дело вот в чем — если взять басовое соло как единицу, как самостоятельное музыкальное произведение... дело в том, что я никогда не писал басовые соло просто так. Я могу, конечно, взять и записать что-нибудь - возможно, что-нибудь более интересное... но это будут просто упражнения.
Дело в том, что я проходил какие-то свои жизненные атмосферы, и поэтому у меня рождались какие-то определенные аккорды, которые я играл на бас-гитаре... и я их хотел отразить в записи, чтобы они остались. Те альбомы, на которых их нет - значит, это были альбомы, на которых у меня не было этого чувства, и я не хотел их играть".

Несмотря на музыкальное безвременье, разгул пиратства при выпуске релизов, тяжелое материальное положение группы и ее поклонников, весьма неплотный гастрольный график группы, общий спад интереса к тяжелой музыке и выход на сцену новых жанров и исполнителей, популярность "Песен мертвых" показала, что Мастер не только не забыт, но и по-прежнему занимает уверенные позиции в секторе heavy/trash.

Этот альбом и по сегодняшний день считается одной из лучших записей группы, а многие считают пластинку последним альбомом "того самого Мастера" (имея в виду как вокал оригинального певца группы, Михаила Серышева, так и общую энергетику пластинки), или даже лучшей работой группы.

Нам ближе всего стороннее мнение об альбоме, которое приведено ниже.

Vovanmetal, livejournal: "После весьма неоднозначно воспринятых, в том числе и фэнами группы, англоязычных альбомов "Talk Of The Devil" и “Maniac Party” группа МАСТЕР решила вернуться при сочинении и записи песен к русской лирике. Отчасти «возвращение к истокам» связано с тем, что предыдущие программы сочинялись с оглядкой на прорыв на Запад, но наступившие в середине 90-х годов ХХ века экономические неурядицы надежды на признание у иностранцев заметно развеяли, и писать песни на английском стало уже бессмысленно. Новым этапом для группы стала весьма мрачная, тяжёлая, в обозримой мере агрессивная, но и одновременно жизнеутверждающая запись под названием «Песни Мертвых».
"Русский ответ группе PANTERA" - такие мысли приходят на ум при прослушивании. Причем, не смотря на заимствованные технические приёмы, характерные для квартета из Техаса музыкальные ходы, общая канва настроением своим кардинально отличается. Не побоюсь этого слова, настроение именно что русское. Характерное русское настроение для того времени: мрачное, где-то депрессивное, безысходное, но не истерично-суицидное. Эдакое суровое молчание на безвременье, прерывающееся взрывными эмоциональными выбросами.
И подобное настроение очень хорошо обозначено и выражено с музыкальной точки зрения. Аудиоряд качественный, откликающийся моментально на малейшие изменения по ходу развития сюжета песни, завораживающий всем своим сплавом бронебойной мощи и сермяжного мелодизма. Да, альбом не лишён романтических эпизодов, но это не полудетская наивная растерянность взрослеющего организма, это дух, чувства и мысли зрелого, мудрого и уверенного в себе человека. Чтобы было понятнее, послушайте инструментальную композицию авторства Сергея Попова, гитариста группы, под названием «Ночь».
Удачно коррелирует с балладной стороной (именно на этой пластинке появилась ставшая хрестоматийной песня "Пепел На Ветру") и не менее достойно выглядит и "боевой" материал: мощный и злой трэш-энгри, в основном среднетемповый. Музыканты отошли от высоких скоростей предыдущего десятилетия, сделав ставку на качающие ритмы и тяжесть. И у них это получилось. Удались песни "Дикие Гуси" о судьбе наемников в военных конфликтах, гимн внутреннему Я "Только Ты Сам", короткая, но меткая "Надоело", джаз-роковые вставки на заглавной "Песни Мертвых", и напоследок поражающая своим неумолимым натиском "Корабль Дураков", посвященная, как сказал бы ещё живой в те годы Анатолий Крупнов "окружающей нас мерзкой и паскудной действительности".
Очень радует, что в те годы люди не боялись выражать негатив на фоне глупых и жизнерадостных попевок от деятелей рокопопс-движения, уже успевших укорениться где только можно. Немодная музыка звучит актуально, несмотря на все усилия прессы и продюсеров. Разнообразный и чувственный голос Михаила Серышева, кардинально меняющийся в зависимости от характера исполняемой песни. Грубая, плотная и режущая гитара Сергея Попова, также отметившимся в качестве автора текста к некоторым песням. После ухода Вячеслава Сидорова, второго гитариста, Алик Грановский показывает, как по настоящему ярко и насыщенно может звучать бас-гитара, выдавая просто умопомрачительные моторные партии при поддержке барабанщика Тони Шендера, который при любых скоростях и ритмах звучит четко и уверенно. Одно слово – солидно!
Как уже упоминалось, времена для любой неформатной, немассовой культуры наступили не лучшие. Коснулись они и тяжёлого рока. Ещё три года назад по праву легендарные при жизни группы, в одночасье стали никому не нужны и вынуждены были в массе своей влачить полуголодное существование или распасться. Поэтому МАСТЕР с выпуском этой записи в те дни доказал, что тяжёлая музыка в одной из самых экстремальных своих форм жива, активна, разнообразна за счёт взаимодействия с другими стилями и жанрами, не собирается отступать от утверждённых стилевых правил, меняется и развивается. Это и называется настоящая музыка. И именно благодаря таким людям как музыканты группы МАСТЕР образца 1996-го года настоящая музыка не погибнет никогда".

После записи альбома Мастер принялся представлять новый материал на сцене. Уже 30 марта 1996 группа отыграла совместной концерт с Арией.

В 1997 году менеджмент группы организовал небольшой тур по Франции. Стабильный заработок никто не гарантировал, что привело к отказу Серышева ехать на гастроли, поскольку в столице у него была постоянная работа в церковном хоре. Выручить группу согласился известный вокалист Артур Беркут, который на тот момент вернулся из Америки с новым проектом ZOOM.

Михаил Серышев: "У группы было очень мало концертов, а надо было зарабатывать деньги и кормить семью. Остальные участники группы могли, например, преподавать, иметь другие доходы, у меня же дополнительным заработком были только службы в церкви и работа в одном хоровом коллективе.
Когда намечалась поездка во Францию, я сказал, что поеду, строго на определенный срок – две недели. Так было договорено. Но потом этот срок растянулся до месяца. А если бы я поехал на месяц, то лишился бы работы, которая меня кормила. И не понятно ради чего: денег во Франции можно было и не заработать. Как позже выяснилось, так и случилось. Так что я не поехал из-за несовпадения сроков. Вместо меня во Франции пел Артур Беркут".

Архивные видео, на котором можно увидеть быт группы во время гастролей, и видео с одного из концертов, сейчас есть в открытом доступе.

В поисках заработка музыканты брались за множество сессионных работ. Так, например, в том же 1997 Алик Грановский, в качестве сессионного музыканта, записал басовые партии на единственном альбоме совместного проекта Валерия Кипелова и Сергея Маврина, получившем красноречивое название "Смутное время".

Что же касается Сергея Попова и Анатолия Шендерова, то они после тура по Франции соблазнились на предложение Артура Беркута влиться в состав его нового проекта ZOOOM, с которым Артур уже пытался (не особенно успешно, впрочем) достичь коммерческого успеха после возвращения из США. Ничего путного не вышло и в этот раз, однако эта потеря стала для группы во многом фатальной.

Лишившись своего барабанщика и гитариста, Мастер взяли в свои ряды неплохих, но и не более того, музыкантов в лице гитариста Леонида Фомина и барабанщика Олега Милованова, после чего приступили к разработке материала для очередного альбома. Однако, в процессе его работы Михаилу Серышеву было все труднее и труднее совмещать работу в группе, церковном хоре и в классической опере. В итоге, в 1999 году он навсегда оставил не только Мастер, но и Рок-музыку, уйдя работать в театр Геликон, в котором трудится и по сей день. Последний концерт Михаила в составе Мастера состоялся 23 октября 1999 в г. Одесса (Украина).

Так или иначе, с уходом Серышева из классического состава в группе остался только Алик Грановский. С принятием в группу Алексея "Lexx" Кравченко в истории группы Мастер началась новая эра, принятая поклонниками весьма неоднозначно. Одни считают, что Алексей Кравченко стал достойной заменой Серышеву, а группа и по сей день выпускает крепкие альбомы и достойно держится на сцене. Другие полагают, что после ухода всех ключевых участников группы Мастер стал лишь бледной тенью самих себя, не дотянув до планки пластинок "эры Серышева". Мы отнесли бы себя ко второй категории, полагая, что если первые 5 альбомов группы вполне сопоставимы с лучшими западными аналогами trash/heavy metal, то все последующие альбомы являются довольно вторичными и посредственными.

В 2007 "Песни мертвых" был переиздан, при этом логотип группы был представлен в более традиционном варианте.

CD с обложкой переиздания
CD с обложкой переиздания
Группа Мастер существует и сегодня, записывает альбомы и дает концерты. На юбилейных выступлениях с группой охотно играют и ее бывшие участники.
К сожалению, основу сет-листов, и так не сильно меняющихся от года к году, составляют первые 2 альбома и новый материал. При этом, англоязычные пластинки и "Песни мертвых", то есть записи 1990-х, остаются незаслуженно забытыми.
Но если к записям на английском и по сей день отношение у поклонников группы очень разное, то к последнему альбому с Михаилом Серышевым - неизменно благосклонное.
И это весьма оправдано.
Мастер, записавший "Песни мертвых"
Мастер, записавший "Песни мертвых"