Найти в Дзене
Авиационный уголок

А вы знали, что иногда двигателей у самолетов больше, чем вы видите?

Вот, вроде, несложно догадаться, сколько движков у самолета, просто посмотрев на него. Как правило, авиационные двигатели имеют немаленькие размеры и весьма хорошо различаются в очертаниях самолета. Особенно какого-нибудь транспортного или пассажирского.

Взгляните на картинку, на которой уютно расположился Суперджет:

Сколько двигателей у Суперджета? Картинка из сети
Сколько двигателей у Суперджета? Картинка из сети

Очевидно, что у этого самолета два двигателя, расположенных на пилонах под крылом. А вот у такого Боинга-747:

Бройлер-747. Фото из сети
Бройлер-747. Фото из сети

Совершенно точно - четыре двигателя. И тоже на пилонах под крылом. И хотя вопрос про их расположение не совсем в тему, но сказать-то надо.

Хорошо, у пассажирских самолетов легко и просто найти двигатели. А вот такой вариант, сколько у него движков? Как же догадаться?

Шведский истребитель SAAB JAS-39. Фото из интернета.
Шведский истребитель SAAB JAS-39. Фото из интернета.

Если спереди на этот истребитель глянуть, то можно подумать, что двигателя у него два, но на самом деле он один. А отверстия впереди - это его воздухозаборники.

А вот у этого самолета:

Этот самолетик явно плохо кушал. Фото из сети
Этот самолетик явно плохо кушал. Фото из сети

Ноль. Нету двигателей. И без них нормально. И вообще, это не самолет, а планёр. Он просто сюда посмотреть пришел.

Так вот, на самом деле, на первой, второй и третьей фотографиях двигателей у самолета не два, четыре и один, соответственно, а три (у Суперджета), пять (у Бройлера Боинга-747) и два (у истребителя).

То есть, где-то что-то все-таки скрыли от глаз обывателя. И это что-то называется...

Вспомогательная силовая установка

Или auxiliary power unit в переводе на буржуйский. Это маленький газотурбинный двигатель, как правило, расположенный в хвостовой части.

Вон его сопло торчит! Фото из сети
Вон его сопло торчит! Фото из сети

Можно ее вполне спокойно обнаружить по торчащему выхлопу. Но не у истребителей. Там она хорошенько спрятана от посторонних глаз.

Для чего нужна вспомогательная силовая установка:

  • Для того, чтобы у нее отбирали сжатый воздух, необходимый разным системам самолета (система кондиционирования, система пневматического запуска двигателей и т.д.);
  • Для того, чтобы крутить генератор и запитывать самолет, пока не запущены основные двигатели;
  • Жужжит прикольно и дует горячим, красота. И топливо сжигает;
  • Редко, но для создания дополнительной тяги.

Сам по себе вспомогательный агрегат запускается от электростартера и, по сути, позволяет запитать основные системы самолета, а также выработать сжатый воздух для запуска маршевых двигателей, даже если к самолету не подключен наземный аэродромный источник питания. Например, нужно запустить самолет, стоящий в поле (в свете последних событий). Полезная и нужная штука!

Я упомянул, что иногда она используется для создания дополнительной тяги. Например, на самолетах Ан-24РВ, Ан-26 и Ан-30 устанавливается агрегат под названием РУ19А-300:

Вот он, красавец! Кстати, устанавливается не в хвосте, а в одной из гондол двигателя. Фото из сети
Вот он, красавец! Кстати, устанавливается не в хвосте, а в одной из гондол двигателя. Фото из сети

Он выдает до 900 кгс тяги, а это существенная величина. Это даже не вспомогательная установка, а целый дополнительный турбореактивный двигатель, использующийся в качестве вспомогательного. Для него даже отдельный рычаг управления на одном пульте с основными установлен. Во как.

Понятное дело, что вспомогательный агрегат нужен не всем самолетам. На какую-нибудь Цессну его устанавливать нет никакого смысла.

Спасибо за внимание, если понравился материал - ставьте лайк и подписывайтесь :)

Читайте также:

Какие бывают двигатели, часть 1 и часть 2

Помпаж двигателя - почему это страшно и опасно

Авто
5,66 млн интересуются