Вот, вроде, несложно догадаться, сколько движков у самолета, просто посмотрев на него. Как правило, авиационные двигатели имеют немаленькие размеры и весьма хорошо различаются в очертаниях самолета. Особенно какого-нибудь транспортного или пассажирского.
Взгляните на картинку, на которой уютно расположился Суперджет:
Очевидно, что у этого самолета два двигателя, расположенных на пилонах под крылом. А вот у такого Боинга-747:
Совершенно точно - четыре двигателя. И тоже на пилонах под крылом. И хотя вопрос про их расположение не совсем в тему, но сказать-то надо.
Хорошо, у пассажирских самолетов легко и просто найти двигатели. А вот такой вариант, сколько у него движков? Как же догадаться?
Если спереди на этот истребитель глянуть, то можно подумать, что двигателя у него два, но на самом деле он один. А отверстия впереди - это его воздухозаборники.
А вот у этого самолета:
Ноль. Нету двигателей. И без них нормально. И вообще, это не самолет, а планёр. Он просто сюда посмотреть пришел.
Так вот, на самом деле, на первой, второй и третьей фотографиях двигателей у самолета не два, четыре и один, соответственно, а три (у Суперджета), пять (у Бройлера Боинга-747) и два (у истребителя).
То есть, где-то что-то все-таки скрыли от глаз обывателя. И это что-то называется...
Вспомогательная силовая установка
Или auxiliary power unit в переводе на буржуйский. Это маленький газотурбинный двигатель, как правило, расположенный в хвостовой части.
Можно ее вполне спокойно обнаружить по торчащему выхлопу. Но не у истребителей. Там она хорошенько спрятана от посторонних глаз.
Для чего нужна вспомогательная силовая установка:
- Для того, чтобы у нее отбирали сжатый воздух, необходимый разным системам самолета (система кондиционирования, система пневматического запуска двигателей и т.д.);
- Для того, чтобы крутить генератор и запитывать самолет, пока не запущены основные двигатели;
- Жужжит прикольно и дует горячим, красота. И топливо сжигает;
- Редко, но для создания дополнительной тяги.
Сам по себе вспомогательный агрегат запускается от электростартера и, по сути, позволяет запитать основные системы самолета, а также выработать сжатый воздух для запуска маршевых двигателей, даже если к самолету не подключен наземный аэродромный источник питания. Например, нужно запустить самолет, стоящий в поле (в свете последних событий). Полезная и нужная штука!
Я упомянул, что иногда она используется для создания дополнительной тяги. Например, на самолетах Ан-24РВ, Ан-26 и Ан-30 устанавливается агрегат под названием РУ19А-300:
Он выдает до 900 кгс тяги, а это существенная величина. Это даже не вспомогательная установка, а целый дополнительный турбореактивный двигатель, использующийся в качестве вспомогательного. Для него даже отдельный рычаг управления на одном пульте с основными установлен. Во как.
Понятное дело, что вспомогательный агрегат нужен не всем самолетам. На какую-нибудь Цессну его устанавливать нет никакого смысла.
Спасибо за внимание, если понравился материал - ставьте лайк и подписывайтесь :)
Читайте также:
Какие бывают двигатели, часть 1 и часть 2
Помпаж двигателя - почему это страшно и опасно