Найти тему
TechInsider

Где вы, пятицилиндровые двигатели? Куда они исчезли и почему никто не заметил этого

Эти двигатели появились в 70-х прошлого столетия, пик их расцвета пришелся на 90-е. Но потом они внезапно растворились в истории. И только один автомобильный концерн продолжает их выпускать.

Mersedes-Benz
Mersedes-Benz

Первая «пятерка» сошла с конвейера Mercedes-Benz в 1974 году.

Задача перед инженерами Mercedes-Benz стояла нетривиальная: нужно было заменить чем-то имеющуюся «четверку», но чтобы двигатель был более тихим и не таким громоздким, как V-образная «шестерка». Проще было пойти по пути увеличения объема четырехцилиндрового двигателя, но специалисты решили поступить иначе. Они взяли поршни, клапаны и массу других деталей от «четверки», но при этом изменили корпус двигателя за счет добавления еще одного цилиндра в ряд.

Так на свет появился OM617 — один из легендарных двигателей в истории техники. Кстати, благодаря ему и родилась легенда о том, что движки у «мерсов» долговечны и неубиваемы. Действительно, пятицилиндровый двигатель меньше вибрировал, а для своей мощности нормально расходовал топливо.

«Пятерку» отличал особый звук, который связан с особенностью выхлопа. Зажигание в цилиндрах этого движка происходит после каждого поворота коленвала на 144⁰, с перекрытием фаз открытия клапанов в разных цилиндрах на 36⁰. «Выстрелы» глушителя перекрываются — поток выхлопных газов становится ровнее. А вот в предшественнице двигателя, в «четверке», зажигание происходит через каждые 180⁰ и перекрытия нет.

Работа пятицилиндрового двигателя.Michael Frey | Wikimedia Commons
Работа пятицилиндрового двигателя.Michael Frey | Wikimedia Commons

Кто использовал пятицилиндровые двигатели?

Мотор I5 оказался компактнее и легче V6, без проблем помещался даже в небольшом моторном отсеке, который был рассчитана на «четверку». Так что мощность автомобиля увеличивалась легко и с минимальными затратами. Потому к началу 90-х «пятерка» стала популярна. Ее использовали на Audi, Volvo, Ford, Honda и даже Fiat. Она прекрасно «вставала» на хэтчбеки и компактные седаны.

Почему эти двигатели ушли с рынка?

Однако и недостатков у «пятерки» хватало. Главным минусом стала продольная раскачка: то один, то другой поршни достигают верхней или нижней точки, поэтому им требуется балансирующий вал для нормальной работы. Именно это и привело к закату пятицилиндровых двигателей. Впрочем, была и другая причина.

В начале нулевых автопром взял курс на защиту экологии. К тому же появился турбонаддув. А его проще поставить как раз на «четверку», если требовалась мощность, чем колдовать с балансирующими валами и фазами газораспределения на «пятерке».

Сегодня только Audi продолжает ставить на свою линейку RS пятицилиндровые двигатели. Но и этот бренд, кажется, скоро сдастся. В этом году прекратят выпускать Audi TT RS, так что у концерна останется только две модели с «пятеркой». Но, возможно, через несколько лет, и они выйдут в тираж, так что история данного мотора завершится. Если, конечно, не случится чего-то неожиданного.

Авто
268,3 тыс интересуются