Друзья, сегодня – 26 октября – день рождения Нины Александровны Дагмарелли (1906–?) – главного художника Кузяевского фарфорового завода с 1947 по 1961 год. Биографические данные – отрывисты. Привожу данные трёх самых доступных источников информации, ищу дополнительные. Хотелось бы увидеть фотопортрет художника. Буду рад помощи и советам читателей.
Татьяна Астраханцева. ДАГМАРЕЛЛИ // Русская художественная керамика. VIII–XXI века. Иллюстрированная энциклопедия / автор-составитель, научный редактор М.А. Некрасова. – М.: Academia, 2017. – С. 197.
ДАГМАРЕЛЛИ Нина Александровна (р. 26.10.1906, Даугавпилс), художник-керамист. Училась в МИПИДИ (1941–1947). С 1947 по 1961 год – главный художник Кузяевского фарфорового завода. Работала в фарфоре, майолике, терракоте, занималась созданием скульптуры малых форм (например, «Девочка с щенком», 1952 год), посудными формами.
Дагмарелли – автор многих красочных восточных наборов, выпускаемых для Средней Азии: пиал, больших круглых чайников, расписанных яркой, основанной на сочетании двух-трёх локальных тонов и позолоты росписью с использованием восточной орнаментики – по кобальтовому или белому фону «персидских огурцов», цветов, «гороха» (например, «Розы», 1951; «Хризантемы», 1954; «Самарканд», 1956).
После 1961 года работала в станковой графике.
Участница выставок с 1950 года.
Работы Дагмарелли экспонировались на Всемирной выставке в Брюсселе (1958) и Загребе (1959), хранятся в коллекциях Музея этнографии (Петербург), Государственного музея керамики «Кусково» (Москва).
Литература: Макаров К.А. Советское декоративное искусство 1920–1960. – М.: Советский художник, 1975; Его же. Советское декоративное искусство 1945–1975. М.: Советский художник, 1989.
Советский фарфор: каталог / [Насонова И. С., Насонов С. М]. – М., Издательство «Среди коллекционеров», 2010. – С. 219.
Дагмарелли Нина Александровна
1906, октябрь, 26 – родилась в Москве.
Конец 1930-х – первая половина 1940-х годов – пришла на работу на Кузяевский фарфоровый завод в Гжельском керамическом районе.
1952 – декоративные изделия Н. А. Дагмарелли представлены на «Республиканской выставке произведений народного прикладного искусства и художественной промышленности РСФСР» в Академии художеств в Москве.
1953, март – участвовала в «Выставке художественного и декоративного текстиля и керамики» в Москве в выставочном зале Московского областного союза советских художников (МОССХ).
1956, декабрь, 29 – 1957 – участвовала в «Выставке народно-прикладного искусства РСФСР» в Москве в Государственной библиотеке СССР им. В. И. Ленина.
1968, июнь – 1969, июнь – экспонировала работы на Всесоюзной выставке «50 лет советской керамики и стекла» в Государственном музее керамики «Кусково», Москва.
Художники об искусстве керамики: советская художественная керамика, 1954–1964 [сборник] / [сост. В. А. Попов и К. Н. Пруслина; Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века»]. – М.: Искусство, 1971. – 310 с.: ил.
ДАГМАРЕЛИ Нина Александровна. Родилась в 1906 году
Художественное образование получила в двух учебных заведениях: в начале 1936 года, имея диплом инженера-экономиста, я поступила на вечернее отделение живописи и рисунка изостудии ВЦСПС, где училась в течение пяти лет; потом выдержала конкурсные экзамены на второй курс факультета художественной керамики Московского института прикладного и декоративного искусства, который окончила с отличием в 1946 году. В течение пятнадцати лет была главным художником Кузяевского государственного фарфорового завода.
В свободное от административной работы время создавала образцы рисунков для художественной росписи бытовых предметов. За время работы на заводе мною сделано около двухсот образцов рисунков для столовых и чайных сервизов, приборов и декоративных вещей с применением разнообразных технических приёмов, например, трафарет, деколь, печать, штамп, крытьё, отводки и т.д., а также несколько фарфоровых скульптур и формы сосудов.
Поскольку завод специализировался на выпуске различной посуды для Средней Азии, я много работала над декорированием восточной посуды. В своей работе над этими образцами я всегда старалась создать новое на основе изучения многовековых традиций искусства народов Востока. Мне хотелось также, чтобы эта посуда, независимо от техники исполнения росписи, была красочна и нарядна.
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив